Дело № 2-2339/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2023 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи – Байметова А.А., при секретаре – Саматовой М.А., с участием старшего помощника прокурора – Пыжовой А.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гагаринского района города Севастополя в интересах несовершеннолетнего Решетко Кирилла Андреевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ООО «Территория здоровья», о признании решения незаконным, обязании осуществить выплату причитающейся в части компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Гагаринского района города Севастополя в интересах несовершеннолетнего Решетко Кирилла Андреевича обратился в суд с иском, в котором просит:
- признать незаконным решение ГУ - Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в части выплаты ФИО2 39 045,73 рублей в качестве компенсации расходов, понесенных на приобретение для нужд несовершеннолетнего ФИО1 технического средства реабилитации - аппарата на нижние конечности и туловище (ортез);
- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу осуществить по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №_6134417 расчет компенсации понесенных ФИО2 расходов на приобретение для нужд несовершеннолетнего ФИО1 технического средства реабилитации - аппарата на нижние конечности и туловище (ортез), с учетом его стоимости по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.2019.61110, заключенного ГУ-Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с ООО «Ортэкс», и произвести ФИО2 ее выплату с учетом частичной выплаты компенсации по решению от ДД.ММ.ГГГГ №_6134417/968299 за самостоятельное приобретение для нужд несовершеннолетнего ФИО1 технического средства реабилитации - аппарата на нижние конечности и туловище (ортез) в размере 129 154, 27 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что несовершеннолетний ФИО1 имеет статус ребенка-инвалида и согласно выданной ему по результатам медико-социальной экспертизы индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (далее - ИПРА) №ДД.ММ.ГГГГ/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ нуждается в таком техническом средстве реабилитации, как аппарат на нижние конечности и туловище (ортез). Согласно товарному чеку № от ДД.ММ.ГГГГ законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 - ФИО2 приобрела за свой счет для нужд последнего аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) стоимостью 168 200 рублей. Для компенсации вышеуказанных расходов ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в СРО ФСС с заявлением о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации. Решением СРО ФСС от ДД.ММ.ГГГГ №_6134417/968299 вышеуказанное заявление ФИО2 удовлетворено частично, размер выплаты в качестве компенсации определен в сумме 39 045, 73 рублей. Основанием для вынесенного решения явился государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный СРО ФСС с ООО «Ортэкс» по которому стоимость 1 аппарата на нижние конечности и туловище составила 39 046, 27 рублей. Согласно решению Двадцать первого арбитражного апелляционного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ считается расторгнутым. Соответственно, данный контракт не обладает признаками, изложенными в абз. 2 п. 4 Порядка и не может быть положен в основу расчета компенсации выплаты ФИО2 за самостоятельно приобретенное ею техническое средство реабилитации, поскольку данный контракт исполнен не в полном объеме, также по данному контракту выставлена неустойка за просрочку исполнения ООО «Ортэкс» гражданского обязательства. При этом, на дату обращения ФИО2 в СРО ФСС с заявлением о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенный для нужд несовершеннолетнего ФИО1 аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) имел место завершенный исполнением государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.2019.61110, заключенный СРО ФСС с ООО «Ортэкс», где стоимость 1 аппарата на нижние конечности и туловище (ортез) составляла 171 390, 67 рублей. Таким образом, расчет компенсации ФИО2 по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ должен быть произведен с учетом стоимости изделия, указанного в государственном контракте от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.2019.61110, соответственно решение СРО ФСС от ДД.ММ.ГГГГ №_6134417/968299 в части не начисления ФИО2 компенсации за самостоятельно приобретенное ею средство реабилитации в полном объеме является незаконным.
Помощник прокурора в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил свои возражения, в котором просил отказать в удовлетворении иска.
Третье лицо в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.
Согласно ст. 10, 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» детям-инвалидам за счет средств федерального бюджета гарантировано получение технических средств реабилитации. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида техническое средство реабилитации не может быть предоставлено либо если законный представитель ребенка-инвалида приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, ему выплачивается компенсация. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2, 3, 5, 6 Порядка (в редакции приказа Минтруда России от 26.08.2019 № 579н, действовавшей на дату принятия СРО ФСС решения от 02.03.2021) компенсация за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации. Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании утвержденной приказом Минтруда России от 13.02.2018 № 86н классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных названной выше классификацией.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Согласно п. 7 Порядка в случае если фактическая стоимость технического средства реабилитации и (или) услуги меньше, чем размер компенсации, определенный по итогам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, компенсация выплачивается исходя из затрат инвалида в соответствии с предоставленными документами, подтверждающими расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оплаты оказанной услуги (электронными образами документов при обращении через личный кабинет единого портала).
Судом установлено, что несовершеннолетний Решетко К.А. имеет статус ребенка-инвалида и согласно выданной ему по результатам медико-социальной экспертизы индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (далее - ИПРА) № 293.3.92/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ нуждается в таком техническом средстве реабилитации, как аппарат на нижние конечности и туловище (ортез).
Согласно товарному чеку № от ДД.ММ.ГГГГ законный представитель несовершеннолетнего Решетко К.А. - Решетко Н.В. приобрела за свой счет для нужд последнего аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) стоимостью 168 200 рублей.
Для компенсации вышеуказанных расходов ДД.ММ.ГГГГ Решетко Н.В. обратилась в СРО ФСС с заявлением о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
Решением СРО ФСС от ДД.ММ.ГГГГ №_6134417/968299 вышеуказанное заявление Решетко Н.В. удовлетворено частично, размер выплаты в качестве компенсации определен в сумме 39 045,73 рублей.
Основанием для вынесенного решения явился государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный СРО ФСС с ООО «Ортэкс» по которому стоимость 1 аппарата на нижние конечности и туловище составила 39 046, 27 рублей.
Истец в обоснование заявленных требований указывает, что данный контракт не обладает признаками, изложенными в абз. 2 п. 4 Порядка и не может быть положен в основу расчета компенсации выплаты Решетко Н.В. за самостоятельно приобретенное ею техническое средство реабилитации, поскольку данный контракт исполнен не в полном объеме, также по данному контракту выставлена неустойка за просрочку исполнения ООО «Ортэкс» гражданского обязательства.
Истец ссылается, что указанный вывод нашел подтверждение в постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А84-6009/2021 о признании недействительным дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № к государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ №.
При этом, на дату обращения Решетко Н.В. в СРО ФСС с заявлением о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенный для нужд несовершеннолетнего Решетко К.А. аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) имел место завершенный исполнением государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.2019.61110, заключенный СРО ФСС с ООО «Ортэкс», где стоимость 1 аппарата на нижние конечности и туловище (ортез) составляла 171 390, 67 рублей.
Суд соглашается с доводами иска, что расчет компенсации ФИО2 по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ должен быть произведен с учетом стоимости изделия, указанного в государственном контракте от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.2019.61110, соответственно решение СРО ФСС от ДД.ММ.ГГГГ №_6134417/968299 в части не начисления ФИО2 компенсации за самостоятельно приобретенное ею средство реабилитации в полном объеме является незаконным.
Поскольку ФИО2 приобрела аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) за 168200 руб., а СРО ФСС компенсировало за его приобретение только 39 045,73 руб., то размер причитающейся ФИО2 компенсации составляет 129154,27 руб. (168 200 руб. - 39 045,73 руб.).
Суд полагает, что размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации подлежит определению на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.2019.61110, который является последним по времени, исполненным в полном объеме на дату подачи ФИО2 заявления о выплате компенсации.
Довод ответчика относительно государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, исполнения его в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ, заключении дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № к указанному государственному контракту о расторжении контракта по соглашению сторон, подлежит отклонению, поскольку судебными актами арбитражных судов признано недействительным дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № к государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенное между Государственным учреждением - Севастопольским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации и Обществом с ограниченной ответственностью «Ортэкс», в части указания в пункте 1 «с фактическим исполнением на сумму 312370 (триста двенадцать тысяч триста семьдесят) рублей 16 копеек»; абзаца 1 пункта 2 о том, что «взаиморасчеты между Сторонами по Государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ произведены в объеме выполненных работ на общую сумму 312370 (триста двенадцать тысяч триста семьдесят) рублей 16 копеек»; пункта 4 «Обязательства сторон по Государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ прекращаются с момента вступления в силу настоящего соглашения, за исключением взыскания штрафных санкций вследствие нарушений обязательств по Государственному контракту и гарантийных обязательств». Считать, что на основании пункта 1 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № к государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между государственным учреждением - Севастопольским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации и обществом с ограниченной ответственностью «Ортэкс», указанный государственный контракт расторгнут на сумму 273323,35 рублей, указанную в абзаце 2. пункта 2 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №. Установлена недействительность дополнительного соглашения в части констатации в нем того, что по государственному контракту состоялось исполнение в размере 312370,16 рублей (8 ортезов стоимостью по 39046,27 рублей каждый).
Вопреки доводам ответчика, указанные обстоятельства опровергают его доводы о том, что государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № выполнен в полном объеме и может являться основанием для определения выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации.
Таким образом, суд считает исковые требования прокурора Гагаринского района города Севастополя обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Гагаринского района города Севастополя в интересах несовершеннолетнего Решетко Кирилла Андреевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю о признании решения незаконным, обязании осуществить выплату причитающейся в части компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство - удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ - Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 27.04.2021 № 9200 6134417/968299 в части выплаты Решетко Н.В. 39 045,73 рублей в качестве компенсации расходов, понесенных на приобретение для нужд несовершеннолетнего Решетко К.А. технического средства реабилитации - аппарата на нижние конечности и туловище (ортез).
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю (ИНН 7706808515) в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу осуществить по заявлению Решетко Н.В. от 29.03.2021 № 9200_6134417 расчет компенсации понесенных Решетко Н.В. расходов на приобретение для нужд несовершеннолетнего Решетко К.А. технического средства реабилитации - аппарата на нижние конечности и туловище (ортез), с учетом его стоимости по государственному контракту от 18.02.2019 № Ф.2019.61110, заключенного ГУ-Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с ООО «Ортэкс», и произвести Решетко Наталье Владимировне (<данные изъяты>) ее выплату с учетом частичной выплаты компенсации по решению от 27.04.2021 № 9200_6134417/968299 за самостоятельное приобретение для нужд несовершеннолетнего Решетко К.А. технического средства реабилитации - аппарата на нижние конечности и туловище (ортез) в размере 129 154,27 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.
Председательствующий – А.А. Байметов
Мотивированный текст решения составлен 05 октября 2023 года.