Дело № 2а-272/2020
32RS0020-01-2020-000185-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Навля Брянской области 21 апреля 2020 года
Навлинский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Авдеева Ю.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Навлинского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Алтуховской поселковой администрации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать проведение паспортизации автомобильной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Навлинского района Брянской области, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Алтуховской поселковой администрации (далее по тексту - Администрация) о признании бездействия в части организации проведения паспортизации автомобильной дороги <адрес> от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, протяженностью 1,5 км, включенной в реестр внутрипоселковых автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Алтуховской поселковой администрации незаконным, и возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение паспортизации указанной автомобильной дороги, поскольку отсутствие таковой создает угрозу дезорганизации нормативно установленной безопасности дорожного движения, ведет к нарушению прав граждан, иных пользователей дорог.
Стороны ходатайствовали о рассмотрении административного дела в их отсутствие в порядке упрощенного производства, их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке гл. 33 КАС РФ в отсутствие сторон (ч. 6 ст. 226, п. 2 ст. 291 КАС РФ).
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со ст. 3, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (ст. 3).
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (п. 1 ст. 24).
Таким образом, федеральным законодательством установлена гарантия прав граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, а также защита, прежде всего интересов граждан, перед интересами общества и государства, при осуществлении дорожного движения.
В соответствии с п. п. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 12 названной статьи под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.
Положения ст. ст. 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ органом местного самоуправления является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, отнесено к вопросам местного значения поселения, которую осуществляет Алтуховская поселковая администрация, что предусмотрено также решением Алтуховского поселкового совета народных депутатов от 15.11.2006 № 66/9.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Таким образом, вопросы, связанные с дорожной деятельностью в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения относятся к компетенции Алтуховской поселковой администрации.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Министерством транспорта Российской Федерации издан приказ от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», согласно п. п. 4 пункта 9 раздела IV классификации работ по содержанию автомобильных дорог данного приказа, в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктами 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм (далее - ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
При этом пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 № 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу п. 3.1 ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» при техническом учете автомобильных дорог общего пользования (кроме грунтовых участков дорог местного значения) составляется технический паспорт с линейным графиком.
Согласно разделу 5 ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» технический паспорт автомобильной дороги содержит в себе схему автомобильной дороги, общие данные о ней, экономическую и техническую характеристики, денежные затраты и основные объемы выполненных работ, линейный график, в том числе данные, характеризующие наличие и состояние отдельных сооружений и конструктивных элементов автомобильных дорог (земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения и т.д.), границы участков дороги, обслуживаемых первичными дорожными организациями, а также участков дороги, находящихся в ведении городов и совмещенных с другими автомобильными дорогами, участки с уклонами более допустимых для дороги данной категории согласно СНиПам, границы участков с радиусами кривых в плане менее допустимых для данной категории дороги согласно действующим СНиПам, ширину обочины, проезжей части и обочины, конструкции дорожной одежды, оценки качества покрытия проезжей части и прочие сведения.
Как следует из материалов дела решением Алтуховского поселкового совета народных депутатов от 15.11.2006 № 66/9 утвержден реестр автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Алтуховской поселковой администрации, в который включена, в том числе, дорога местного значения <адрес> от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, протяженностью 1,5 км.
Проведенной прокуратурой проверкой соблюдения требований законодательства безопасности дорожного движения на территории Алтуховского городского поселения, установлено, что в отношении автомобильной дороги <адрес> от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, протяженностью 1,5 км, паспортизация не проведена.
При этом ранее прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Алтуховского поселковой администрации было направлено представление об устранении указанных нарушений действующего законодательства. Однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Анализ положений законодательства, регулирующих правоотношения в данной сфере позволяет сделать вывод, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, что напрямую влияет на безопасность дорожного движения и затрагивает интересы граждан. Отсутствие технического паспорта создает неопределенность при использовании прилегающих к дороге земельных участков, не позволяет объективно оценивать состояние дороги и дорожных сооружений, при этом к работам по содержанию автомобильных дорог относятся, в том числе, и работы по проведению паспортизации (составление технического паспорта дороги)
При таких обстоятельствах, бездействие Администрации по невыполнению работ по содержанию автомобильных дорог, к которым относится в том числе, и работы по проведению паспортизации (составление технического паспорта дороги) является незаконным, в силу нарушения положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402, нарушает права неопределенного круга лиц, в части безопасности дорожного движения, то требования прокурора подлежат удовлетворению с возложением на Администрацию обязанности организовать проведение паспортизации указанной автомобильной дороги.
Срок обращения в суд с настоящим иском, прокурором не пропущен (ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ), так как проверка была проведена ДД.ММ.ГГГГ, а обращение в суд с иском последовало ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, принимая во внимание характер административного иска, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод, объем материальных и временных затрат, требуемых для выполнения необходимых мероприятий по паспортизации автомобильной дороги, суд считает необходимым установить срок Администрации для выполнения возложенной обязанности - до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы по государственной пошлине взысканию с административного ответчика не подлежат (п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227, гл. 33 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Навлинского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Алтуховской поселковой администрации о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий по организации проведения паспортизации автомобильной дороги <адрес> от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, протяженностью 1,5 км, удовлетворить.
Признать бездействие Алтуховской поселковой администрации в части организации проведения паспортизации автомобильной дороги <адрес> от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, протяженностью 1,5 км, незаконным.
Обязать Алтуховскую поселковую администрацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение паспортизации автомобильной дороги <адрес> от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, протяженностью 1,5 км.
Об исполнении решения по настоящему административному делу администрации Навлинского района Брянской области необходимо сообщить в Навлинский районный суд <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Навлинский районный суд Брянской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий Ю.С. Авдеев