Решение по делу № 33а-7127/2021 от 09.09.2021

             №33а-7127/2021

№2а-1108/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Оренбург 07 октября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой О.М.,

судей областного суда Хакимовой О.В., Кучаева Р.Р.,

при секретаре Лихтиной А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Оренбургской области к Макаровой Е.В. о взыскании обязательных платежей

по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Оренбургской области

на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 14 июля 2021 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Трифоновой О.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России №8 по Оренбургской области обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав, что Макаровой Е.В. на праве собственности принадлежит транспортное средство марки ГАЗ , государственный регистрационный знак . Исчисленный налоговым органом транспортный налог за 2016 год административный ответчик в установленный законом срок не уплатила, в связи с чем, ей было направлено требование от (дата), которое оставлено без исполнения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Межрайонная ИФНС России №8 по Оренбургской области просит суд взыскать с Макаровой Е.В. в свою пользу 1 958 рублей - транспортный налог с физических лиц за 2016 год, 34,92 рублей - пени по этому налогу.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №8 по Оренбургской области в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Административный ответчик Макарова Е.В. в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на пропуск Инспекцией срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением и на наличие у нее с 2014 года налоговой льготы по категории «многодетная семья».

Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 14 июля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России №8 по Оренбургской области отказано.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России №8 по Оренбургской области просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.

Определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 07 октября 2021 года произведена замена административного истца Межрайонной ИФНС России №8 по Оренбургской области на Межрайонную ИФНС №14 по Оренбургской области (далее МИФНС №14 по Оренбургской области).

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №14 по Оренбургской области, административный ответчик Макарова Е.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что с (дата) Макарова Е.В. является собственником транспортного средства марки ГАЗ , государственный регистрационный знак . Других транспортных средств за ней не зарегистрировано.

(дата) налоговая инспекция направила в адрес Макаровой Е.В. налоговое уведомление от (дата) о необходимости уплаты транспортного налога за 2016 год в размере 1 958 рублей.

В связи с неоплатой указанного налога в добровольном порядке (дата) налоговый орган направил Макаровой Е.В. требование от (дата) об уплате транспортного налога за 2016 год в сумме 1 958 рублей и пени по этому налогу в сумме 34,92 рублей.

Названное требование административным ответчиком в установленный срок до (дата) не исполнено.

24 июня 2019 года по заявлению Инспекции мировым судьей судебного участка г. Новотроицка вынесен судебный приказ о взыскании с Макаровой Е.В. недоимки по транспортному налогу за 2016, 2017 годы, пени.

Указанный судебный приказ отменен 04 декабря 2020 года на основании возражений Макаровой Е.В.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Инспекции с настоящим административным иском в суд.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Макарова Е.В. относится к категории «многодетная семья», в связи с чем, подлежит освобождению от уплаты транспортного налога за 2016 год по основанию, предусмотренному пунктом 5 статьи 9 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 года №322/66-III-ОЗ «О транспортном налоге», что не оспаривается налоговым органом.

Кроме того, в качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении административных исковых требований суд первой инстанции сослался на пропуск административным истцом срока на обращение в суд с настоящим иском, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, который исчислил с 04 декабря 2020 года – даты отмены судебного приказа о взыскании недоимки по налогам.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России №14 по Оренбургской области указывает на то, что срок обращения в суд с настоящим иском Инспекций соблюден, выводы суда первой инстанции в указанной части ошибочны.

Проверяя указанные доводы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

По состоянию на дату обращения Межрайонной ИФНС России №8 по Оренбургской области к мировому судье с заявлением о выдаче в отношении Макаровой Е.В. судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016, 2017 годы сумма налога, подлежащая взысканию составляла 3 983,58 рублей, из них:

1958 рублей – транспортный налог за 2016 год, 34,92 рублей – пени по этому налогу;

1958 рублей – транспортный налог за 2017 год, 32,66 рублей – пени по этому налогу.

При этом самое ранее требование Инспекцией было выставлено Макаровой Е.В. (дата) со сроком исполнения до (дата). Общая сумма выставленного требования составила 1 992,92 рублей.

Требование об уплате налога и пени в размере, превышающем 3 000 рублей (с учетом недоимки и пени по требованию от (дата)), Инспекций выставлено (дата) со сроком исполнения до (дата). Общая сумма указанного требования составляла 1990,66 рублей.

Таким образом, сумма задолженности по налогам и пени превысила 3 000 рублей со дня выставления требования от (дата) и его неоплаты налогоплательщиком до (дата).

Следовательно, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с Макаровой Е.В., исходя из положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, истекал (дата) ((дата) + 6 месяцев).

С заявлением о вынесении в отношении Макаровой Е.В. судебного приказа о взыскании недоимки по налогу и пени Инспекция обратилась к мировому судье (дата), то есть в установленный законом срок.

В связи с поступившими от должника возражениями определением мирового судьи от 04 декабря 2020 года судебный приказ был отменен. В связи с этим, срок на обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, истекал 04 июня 2021 года.

В суд с данным административным иском Инспекция обратилась 21 мая 2021 года, что свидетельствует о своевременности обращения в суд с заявлением о взыскании налога и пени в порядке искового производства после отмены судебного приказа, в связи с чем, вывод суда о пропуске Инспекцией срока на подачу административного иска судебной коллегией признается ошибочным, основанным на неправильным толковании статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, указанные ошибочные выводы суда не привели к принятию неправильного по существу решения.

В соответствии со статьями 356, 357 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 5 статьи 9 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 года №322/66-III-ОХ «О транспортном налоге» от уплаты транспортного налога освобождается один из родителей (усыновителей), попечителей, опекунов, приемных родителей многодетной семьи (для лиц, на которых зарегистрированы два и более транспортных средства, льгота предоставляется не более чем по одному транспортному средству, исчисленная сумма налога по которому является наибольшей).

Согласно справке , выданной ФГКУ и действующей до (дата), Макарова Е.В. является многодетной матерью, пользуется мерами социальной поддержки в соответствии с Законом Оренбургской области от 12 января 2005 года №1756/284-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей». Ранее выдавалась аналогичная справка от (дата) сроком действия до (дата).

В ответе от 12 июля 2021 года на запрос суда Межрайонная ИФНС России №8 по Оренбургской области указала, что заявление о предоставлении налоговой льготы по категории «многодетная семья» Макаровой Е.В. подано (дата). По итогам рассмотрения этого заявления ей произведен перерасчет транспортного налога за 2017-2019 годы. Транспортный налог за 2016 год перерасчету не подлежит на основании абзаца 1 пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что перерасчет сумм ранее исчисленных налогов осуществляется не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.

Таким образом, из изложенных в указанном ответе на запрос суда сведений следует, что заявление Макаровой Е.В. о предоставлении налоговой льготы налоговым органом было удовлетворено, налоговая льгота по транспортному налогу ей была предоставлена применительно к налоговым периодам после 2016 года.

Налоговые льготы, установленные статьей 9 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 года №322/66-III-ОХ «О транспортном налоге», предоставляются в соответствии со статьей 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на дату обращения Макаровой Е.В. в налоговый орган с заявлением о предоставлении налоговой льготы, было указано, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае, если налогоплательщик - физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.

Пункт 6 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, действующий на тот же период времени, и утративший силу с 29 декабря 2020 года, содержал положения, ограничивающие период, за который мог проводиться перерасчет налога в случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога (перерасчет производился не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу).

На основании Федерального закона от 23 ноября 2020 года №374-ФЗ (ред. от 29 декабря 2020 года) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 6 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации утратил силу, а в абзац 9 пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым в случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу (пункты 43, 56 статьи 2 Закона).

Из материалов дела следует и не оспаривается представителем административного истца, что заявление о праве на льготу с 2014 года и подтверждающие документы предоставлялись Макаровой Е.В. в налоговый орган в (дата).

Также налоговый орган в ответе на запрос суда подтвердил наличие у Макаровой Е.В. права на освобождение от уплаты транспортного налога на основании пункта 5 статьи 9 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 года №322/66-III-ОХ «О транспортном налоге».

Таким образом, поскольку Макарова Е.В. не сообщила об отказе от применения налоговой льготы по категории «многодетная семья», то такая налоговая льгота с 01 января 2021 года подлежит предоставлению ей налоговым органом в беззаявительном порядке, начиная с налогового периода, в котором у нее, как налогоплательщика, возникло право на эту налоговую льготу.

При таких обстоятельствах правовых оснований для взыскания с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за 2016 год, и, соответственно, пени по этому налогу, не имеется, в связи с чем, выводы суда первой инстанции в указанной части являются правильными.

Позиция административного истца о том, что в данном случае при перерасчете налога подлежат применению положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, признается судебной коллегией ошибочной, поскольку при наличии у налогоплательщика налоговой льготы, установленной статьей 9 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 года №322/66-III-ОХ «О транспортном налоге», перерасчет задолженности по налогу должен предоставляться с учетом требований статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации, которые на дату обращения в суд с настоящим иском и на дату разрешения дела не содержат норм, ограничивающих период, за который может проводиться перерасчет налога при наличии налоговой льготы.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, не допущено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 14 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Оренбургской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33а-7127/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС №8
Ответчики
Макарова Е.В.
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Трифонова Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
09.09.2021Передача дела судье
07.10.2021Судебное заседание
14.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2021Передано в экспедицию
07.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее