РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2021г. г. Усть-Илимск Иркутская область
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Куреновой А.В.,
при секретаре судебного заседания Романовой О.С.,
с участием представителя истца Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Окульского С.А., действующего на основании прав по должности,
представителя третьего лица Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Сороковикова О.Н., действующего на основании доверенности № Д-21 от 11.01.2021, выданной сроком до 31.12.2022,
в отсутствие представителя ответчика ООО «РОСТ», представителей третьих лиц Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-176/2021 по исковому заявлению Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «РОСТ» о возложении обязанности выполнить требования природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований истец Усть-Илимский межрайонный природоохранный прокурор указал, что Усть-Илимской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации канализационных очистных сооружений на территории Тубинского сельского поселения (пос. Тубинский) Усть-Илимского района. Проведенной проверкой установлено, что канализационно-очистные сооружения пос. Тубинский находятся в аварийном состоянии, в связи с чем не обеспечивают надлежащую очистку сточных вод, попадающих в Усть-Илимское водохранилище. Кроме того, сброс хозяйственно-бытовых стоков с КОС пос. Тубинский в Усть-Илимское водохранилище осуществляется без проведения непрерывной дезинвазии индустриальными методами, что является нарушением п.п. 16.1, 16.2, 16.3, 16.5, 16.7.3, 16.7.4 СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.08.2014 № 50. В ходе проведенной проверки также выявлены иные грубые нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при эксплуатации канализационных очистных сооружений пос. Тубинский Усть-Илимского района. Так, сброс сточных вод с канализационных очистных сооружений пос. Тубинский осуществляется в отсутствие прав на пользование водным объектом (Усть-Илимским водохранилищем) и согласования уполномоченного органа.
Просит суд обязать ООО «РОСТ» (ИНН: 3817050036) в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
обеспечить проведение непрерывной дезинвазии индустриальными методами при осуществлении сброса сточных вод с канализационных очистных сооружений пос. Тубинский Усть-Илимского района в соответствии с требованиями СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации»;
обеспечить проведение санитарной очистки и обеззараживания сточных вод, сбрасываемых в Усть-Илимское водохранилище с канализационных очистных сооружений пос. Тубинский Усть-Илимского района, в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.5.980-00. «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
Обязать ООО «РОСТ» (ИНН: 3817050036) в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
обратиться в Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов с документами, обеспечивающими принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод в Усть-Илимское водохранилище от канализационно-очистных сооружений пос. Тубинский Усть-Илимского района;
обратиться в Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству с документами, обеспечивающими согласование деятельности по сбросу сточных вод в Усть-Илимское водохранилище от канализационно-очистных сооружений пос. Тубинский Усть-Илимского района;
представить в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории декларацию о воздействии на окружающую среду;
оборудовать места временного накопления отходов, образующихся при эксплуатации канализационных очистных сооружений пос. Тубинский, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;
обеспечить при эксплуатации канализационных очистных сооружений пос. Тубинский Усть-Илимского района проведение производственного экологического контроля;
обеспечить при эксплуатации канализационных очистных сооружений пос. Тубинский Усть-Илимского района проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с требованиями СП 1.1.1058-01. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
разработать проект санитарно-защитной зоны для канализационных очистных сооружений пос. Тубинский Усть-Илимского района в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
разработать проект предельно допустимых сбросов веществ в Усть-Илимское водохранилище в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.5.980-00. «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
Обязать ООО «РОСТ» (ИНН: 3817050036) в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
обеспечить подготовку руководителя в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
обеспечить учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов по всем видам образующихся отходов в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;
составить паспорта на опасные отходы:
- мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный (код отхода по ФККО - 7 22 101 01 71 4);
- осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный (код отхода по ФККО - 7 22 102 01 39 4);
- осадки с песколовок и отстойников при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные (код отхода по ФККО - 7 22 109 01 39 4);
- всплывшие вещества, включая жиры, при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные (код отхода по ФККО - 7 22 111 21 39 4);
- осадки при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженные малоопасные (код отхода по ФККО - 7 22 125 11 39 4);
- ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код отхода по ФККО - 7 22 200 01 39 4) и направить заверенные копии данных паспортов в Управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории.
В судебном заседании представитель истца Усть-Илимский межрайонный природоохранный прокурор Окульский С.А. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель третьего лица Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Сороковиков О.Н. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, считал их обоснованными.
Представитель ответчика ООО «РОСТ» в судебное заседание не явился. Извещены надлежащим образом, что следует из уведомления о вручении, причины неявки суду не сообщили (л.д. 59, л.д. 61).
Представитель третьего лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, своевременно. Согласно отзыву, представитель Управления Сакун М.Г., действующий на основании доверенности № ОК/02-6363 от 28.07.2020, выданной сроком до 28.07.2021 указал, что в ходе проведенной совместно с прокуратурой проверкой установлено, что на очистных сооружениях ООО «РОСТ» отсутствуют приборы учета объемов стоков. Эксплуатируемые ООО «РОСТ» объекты, не поставлены на государственный учет, как объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. ООО «РОСТ» не направило в установленном порядке в Управление отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. До настоящего времени в Управление не представлена декларация о воздействии на окружающую среду, документы, подтверждающие подготовку специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Исковые требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора просил удовлетворить и рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Представитель третьего лица Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, своевременно. Согласно представленным возражениям, руководитель Управления Короткова Л.А., действующая на основании приказа № 98-лс от 20.2.2018, указала, что по состоянию на 11.01.2021 в государственном водном реестре отсутствует информация о регистрации решения и предоставлении водного объекта, а именно Усть-Илимское водохранилище для сброса сточных вод от канализационно-очистных сооружений пос. Тубинский Усть-Илимского района, в пользование ООО «РОСТ». Просила рассмотреть заявление в отсутствие представителя Енисейского БВУ (л.д. 59, л.д. 62, л.д. 65, л.д. 68).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив с учетом статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанностей в натуре.
В соответствии со статьями 1, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в т.ч. посредством обращения с заявлением в суды.
В силу статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, земельных, экологических и иных правоотношений (перечень не является исчерпывающим).
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц и муниципальных образований.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе поверхностные и подземные воды.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, пунктом 2 статьи 3, пунктом 1 статьи 44 Водного кодекса РФ, хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, а использование водных объектов, в том числе для целей сброса сточных вод, не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (пункт 1 часть 6 статья 60 Водного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Из материалов дела следует, что на основании решения от 13.08.2020 № 47 Усть-Илимской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена ООО «РОСТ» с целью соблюдения ООО «РОСТ» законодательства об охране окружающей среды и природопользования при организации водоснабжения и воодотведения на территории Усть-Илимского района в период с 17.08.2020 по 15.09.2020.
Согласно Уставу ООО «РОСТ», утвержденному решением № 1 от 29.05.2019, общество осуществляет следующие, в том числе виды деятельности: забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд; распределение воды для питьевых и промышленных нужд; сбор и обработка сточных вод; сбор опасных и неопасных отходов; утилизация опасных и неопасных отходов.
Из договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 18.08.2020 № 32, заключенного между Администрацией МО «Усть-Илимский район» и ООО «РОСТ», следует, что Администрация передала обществу в безвозмездное пользование имущество муниципального образования согласно приложению на срок с 18.08.2020 до заключения концессионного соглашения.
Из акта приема – передачи к договору от 18.08.2020 следует, что ООО «РОСТ» передано, в том числе имущество муниципального образования: водозаборы, артезианская скважина, инженерные сети тепловодоснабжения, канализационные сети по адресу: Иркутская область, Усть-Илимский район, п. Тубинский.
Проверка проведена с участием Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Иркутской области и Байкальской природной территории и Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения: канализационно-очистные сооружения пос. Тубинский находятся в аварийном состоянии, в связи с чем не обеспечивают надлежащую очистку сточных вод, попадающих в Усть-Илимское водохранилище. Сброс хозяйственно-бытовых стоков с КОС пос. Тубинский в Усть-Илимское водохранилище осуществляется без проведения непрерывной дезинвазии индустриальными методами, что является нарушением п.п. 16.1, 16.2, 16.3, 16.5, 16.7.3, 16.7.4 СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.08.2014 № 50.
Данные обстоятельства подтверждаются заключением специалиста Территориального управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе от 10.09.2020.
Вместе с тем, Усть-Илимское водохранилище является объектом высшего рыбохозяйственного значения, а также источником питьевого водоснабжения города Усть-Илимска, численность которого составляет свыше 80 000 человек. Соответственно, сброс неочищенных стоков приводит к нарушению требований природоохранного законодательства и обеспечению населения города Усть-Илимска некачественной питьевой водой.
Частью 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в пользование для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2054-р, Усть-Илимское водохранилище входит в перечень водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации.
Соответственно, предоставление в пользование Усть-Илимского водохранилища осуществляется Енисейским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов (п. 4.6.5 Положения о Енисейском БВУ, утв. приказом Росводресурсов от 11.03.2014 № 66).
Вместе с тем, у ответчика разрешительная документация на право пользования водным объектом (Усть-Илимским водохранилищем) отсутствует, что подтверждается заключением специалиста Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 24.09.2020.
Проведенной проверкой установлено, что при эксплуатации КОС пос. Тубинский ответчиком нарушены требования статьей 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Согласно частям 1, 2 указанной нормы закона, хозяйствующие субъекты при осуществлении деятельности, оказывающей негативное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, обязаны применять меры как по сохранению ВБР, так и по сохранению среды их обитания.
В том числе, указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пп. 2, 8.1.15 Положения об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Росрыболовства (АБТУР), утвержденном приказом Росрыболовства от 16.09.2013 № 683, согласование такой деятельности на территории Иркутской области осуществляет указанное управление.
Вместе с тем, оценка негативного воздействия на водные биоресурсы, осуществляемая в процессе согласования деятельности по водоотведению, не дана. Несмотря на сброс загрязняющих веществ в водный объект высшего рыбохозяйственного значения, согласование органов Росрыболовства не получено.
Данные факты подтверждаются заключением специалиста Усть-Илимского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны.
При этом, водный объект – Усть-Илимское водохранилище является средой обитания водных биоресурсов, а его загрязнение влияет на их сохранение и воспроизводство, чем также нарушаются права Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы находятся в федеральной собственности.
Длительное поступление неочищенных сточных вод в Усть-Илимское водохранилище создает угрозу причинения вреда объектам охраны окружающей среды.
Кроме того, в соответствии с пп. «е» пункта 2 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категории, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (далее – критерии), объекты осуществляющие деятельность по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки), относятся к объектам II категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
С целью определения загрязняющих веществ, в отношении которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, рассчитываются нормативы допустимых сбросов проводится инвентаризация в соответствии с Правилами проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 891 (далее - Правила).
Результаты инвентаризации оформляются в виде отчета об инвентаризации, утверждаемого руководителем организации (или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации). Отчет об инвентаризации составляется в 2 экземплярах, один из которых хранится организацией, а второй прилагается к расчету нормативов допустимых сбросов.
В нарушение пункта 11 Правил проведенной проверкой установлено, что у ООО «РОСТ» отсутствует отчет по инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
При этом, отсутствие инвентаризации на предприятии исключает возможность в полной мере оценить уровень негативного воздействия, которое оказывается на окружающую среду вследствие осуществления хозяйственной деятельности, что препятствует принятию необходимых мер, направленных на охрану природы.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (часть 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду.
Кроме того, юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Согласно подпункта 14 пугкта 4 Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 № 482, Управление осуществляет прием деклараций о воздействии на окружающую среду объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
В нарушение указанных требований закона, ООО «РОСТ» в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории до настоящего времени не представлена декларация о воздействии на окружающую среду.
Проведенной проверкой установлено, что процесс очистки сточных вод является отходообразующим.
Согласно заключению специалиста Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 24.09.2020, в процессе очистки хозяйственно-бытовых сточных вод образуются отходы IV-V класса опасности аналогичные отходам, включенным в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО):
- мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный (код отхода по ФККО - 7 22 101 01 71 4, IV класс опасности);
- мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации практически неопасный (код отхода по ФККО - 7 22 101 02 71 5, V класс опасности);
- осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный (код отхода по ФККО - 7 22 102 01 39 4, IV класс опасности);
- осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод практически неопасный (код отхода по ФККО - 7 22 102 02 39 5, V класс опасности);
- осадки с песколовок и отстойников при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные (код отхода по ФККО - 7 22 109 01 39 4, IV класс опасности);
- всплывшие вещества, включая жиры, при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные (код отхода по ФККО - 7 22 111 21 39 4, IV класс опасности);
- осадки при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженные малоопасные (код отхода по ФККО - 7 22 125 11 39 4, IV класс опасности);
- осадок при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженный практически неопасный (код отхода по ФККО - 7 22 125 15 39 5, V класс опасности);
- ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код отхода по ФККО - 7 22 200 01 39 4, IV класс опасности).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (часть 1).
Статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 2.5. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» предусматривается такой способ складирования отходов как временное хранение - на производственных территориях на открытых площадках. Согласно п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В соответствии с пунктом 3.7 СанПиНа 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
В нарушение указанных требований договор с региональным оператором (ООО «Региональный северный оператор») не заключен, места для накопления отходов производства и потребления не оборудованы, тем самым не обеспечено накопление и очистка территории КОС пос. Тубинский от образующихся отходов, что создает угрозу причинения вреда объектам охраны окружающей среды и является недопустимым.
Статьей 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, возложена обязанность вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 1 статьи 19).
В силу положений приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» учет осуществляется в отношении всех видов отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Учет ведется путем заполнения таблиц установленной приказом формы.
В ходе проверки журнал учета движения отходов не представлен, в связи с чем, ООО «РОСТ» нарушены требования части 2 статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которыми юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета.
В соответствии с требованиями статьи 14 «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» установлено, что паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (пункт 6). На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной данным постановлением. Заверенная копия паспорта направляется в территориальный орган Росприроднадзора (пункт 7).
Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что паспорта на опасные отходы ООО «РОСТ» не разработаны, их заверенные копии в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории не направлены.
Проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой также выявлены нарушения требований в области экологической безопасности.
Согласно статье 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Между тем, данная подготовка у руководителя организации отсутствует, в связи с чем имеется угроза принятия решений, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (часть 1).
Юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (ПЭК), осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (часть 2).
Вместе с тем, в нарушение требований приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 ООО «РОСТ» производственный экологический контроль не осуществляется.
Кроме того, проверкой установлено, что ответчиком допускаются нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении основной деятельности, что подтверждается заключением специалиста Территориального управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе от 10.09.2020.
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства (ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
При этом, ООО «РОСТ» при осуществлении хозяйственной деятельности не обеспечена организация производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п.п. 2.6, 4.4 СП 1.1.1058-01. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001.
В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу данного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных данным постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Между тем, в нарушение приведенных требований законодательства ООО «РОСТ» не разработан проект санитарно-защитной зоны для канализационных очистных сооружений пос. Тубинский Усть-Илимского района.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения природоохранного законодательства препятствуют устойчивому функционированию естественных экологических систем, сохранению биологического разнообразия, что может повлечь причинение ущерба окружающей среде.
Указанными действиями (бездействием) нарушается закрепленное статьей 42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду.
На основании установленных по делу обстоятельств и собранных доказательств, суд считает исковые требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «РОСТ» о возложении обязанности выполнить требования природоохранного законодательства подлежащим удовлетворению.
Правила определения размера судебных расходов, понесенных стороной, судом при рассмотрении дела, в том числе установлены статьями 98, 103 ГПК РФ, а размер государственной пошлины рассчитывается исходя из положений статьи 333.19 НК РФ.
Согласно положениям части 2 статьи 45 ГПК РФ прокурор освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины.
В соответствии со статьями 98, 103 ГПК РФ, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчика ООО «РОСТ», не освобожденного от уплаты государственной пошлины подлежит взысканию 300 рублей в доход бюджета МО «г. Усть-Илимск», так как иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «РОСТ» о возложении обязанности выполнить требования природоохранного законодательства, удовлетворить.
Обязать ООО «РОСТ» (ИНН: 3817050036) в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
обеспечить проведение непрерывной дезинвазии индустриальными методами при осуществлении сброса сточных вод с канализационных очистных сооружений пос. Тубинский Усть-Илимского района в соответствии с требованиями СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации»;
обеспечить проведение санитарной очистки и обеззараживания сточных вод, сбрасываемых в Усть-Илимское водохранилище с канализационных очистных сооружений пос. Тубинский Усть-Илимского района, в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.5.980-00. «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
Обязать ООО «РОСТ» (ИНН: 3817050036) в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
обратиться в Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов с документами, обеспечивающими принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод в Усть-Илимское водохранилище от канализационно-очистных сооружений пос. Тубинский Усть-Илимского района;
обратиться в Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству с документами, обеспечивающими согласование деятельности по сбросу сточных вод в Усть-Илимское водохранилище от канализационно-очистных сооружений пос. Тубинский Усть-Илимского района;
представить в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории декларацию о воздействии на окружающую среду;
оборудовать места временного накопления отходов, образующихся при эксплуатации канализационных очистных сооружений пос. Тубинский, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;
обеспечить при эксплуатации канализационных очистных сооружений пос. Тубинский Усть-Илимского района проведение производственного экологического контроля;
обеспечить при эксплуатации канализационных очистных сооружений пос. Тубинский Усть-Илимского района проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с требованиями СП 1.1.1058-01. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
разработать проект санитарно-защитной зоны для канализационных очистных сооружений пос. Тубинский Усть-Илимского района в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
разработать проект предельно допустимых сбросов веществ в Усть-Илимское водохранилище в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.5.980-00. «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
Обязать ООО «РОСТ» (ИНН: 3817050036) в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
обеспечить подготовку руководителя в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
обеспечить учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов по всем видам образующихся отходов в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;
составить паспорта на опасные отходы:
- мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный (код отхода по ФККО - 7 22 101 01 71 4);
- осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный (код отхода по ФККО - 7 22 102 01 39 4);
- осадки с песколовок и отстойников при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные (код отхода по ФККО - 7 22 109 01 39 4);
- всплывшие вещества, включая жиры, при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные (код отхода по ФККО - 7 22 111 21 39 4);
- осадки при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженные малоопасные (код отхода по ФККО - 7 22 125 11 39 4);
- ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код отхода по ФККО - 7 22 200 01 39 4) и направить заверенные копии данных паспортов в Управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «РОСТ» в бюджет муниципального образования «город Усть-Илимск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.В. Куренова
Мотивированное решение изготовлено 03.02.2021