Решение по делу № 3а-26/2019 от 14.12.2018

               Р Е Ш Е Н И Е

                      Именем Российской Федерации

14 января 2019 года                                                         г. Абакан

дело № 3а-267/2018

Верховный Суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Вениченко О.В.,

при секретаре                      Киричек О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шоева Владимира Владимировича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

                                                       УСТАНОВИЛ:

Шоев В.В. 14 декабря 2018 г. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , арендатором которого он является.

В обоснование административного иска указал, что кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 10 июля 2018 г. составляет 580479,62 рублей, что значительно превышает его рыночную стоимость, определённую в отчёте оценщика, выполненного по заказу административного истца, и составляющую 216540 рублей.

Полагая, что несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административного истца, возлагая на него обязанности по внесению арендной платы в большем размере, чем следовало бы, просит установить кадастровую стоимость указанного земельного участка, равной его рыночной стоимости, определённой оценщиком.

В судебном заседании представитель административного истца Шоев Ю.В., действующий на основании доверенности от 16 апреля 2018 г., требования административного искового заявления поддержал, приводя изложенные в нём доводы.

Представитель федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Хакасия (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Хакасия) Синюкина И.А., действующая на основании доверенности от 8 октября 2018 г. № 57, пояснила, что административным ответчиком не оспаривается право административного истца на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию.

Представители административных ответчиков Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (далее – Министерство, Минимущество Хакасии), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, (далее – Управление Росреестра по Республике Хакасия), заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизского района Республики Хакасия, административный истец Шоев В.В., извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыли.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Зубец Н.В., действующая на основании доверенности от 26 сентября 2018 г. № 020-52-д, представила письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что Минимущество Хакасии является ненадлежащим ответчиком по делу, а также просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения представителей административного истца и административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Хакасия, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав пояснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Шоев В.В. является арендатором земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административно-деловые центры, общей площадью ..... кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды земельного участка от 24 августа 2018 г. , заключенным с комитетом по управлению имуществом администрации Аскизского района Республики Хакасия.

Из содержания выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 9 октября 2018 г. следует, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым в сумме 580479,62 рублей внесены в государственный кадастр недвижимости 10 июля 2018 г. в соответствии с актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 10 июля 2018 г., утвержденным ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Хакасия.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчёта об определении рыночной стоимости данного объекта недвижимости по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость.

В указанном случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке.

Согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

Кадастровая оценка, как правило, осуществляется методами массовой оценки (пункты 6 и 7 ФСО № 4), при которых могут не учитываться специфические характеристики объекта недвижимого имущества, что может привести к несоответствию кадастровой и рыночной стоимости данного объекта.

В силу статьи 19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Согласно пункту 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. № 222, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Указанный порядок предполагает при определении кадастровой стоимости земельного участка при его создании использование умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования, полученного с использованием методов массовой оценки.

Административным истцом представлен отчет ООО «Эксперимент», оценщик ФИО8, от 31 октября 2018 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым , с указанием его рыночной стоимости по состоянию на 10 июля 2018 г. в размере 216540 рублей, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость данного земельного участка, определённая с применением методов массовой оценки, значительно превышает его рыночную стоимость.

Указанное обстоятельство затрагивает права и законные интересы Шоева В.В., поскольку от размера кадастровой стоимости зависит размер уплачиваемой им арендной платы (пункты 3.1, 3.5 договора аренды земельного участка от 24 августа 2018 г. , приложение № 2 к договору).

В соответствии со статьями 12, 15 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Оценщик обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать требования Федеральных законов, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утверждённые саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.

Возражения по представленному отчету от 31 октября 2018 г. административными ответчиками и заинтересованным лицом не заявлены.

Проверив отчет на предмет его соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, суд не находит оснований для признания его недопустимым доказательством.

Выводы оценщика мотивированы, подтверждены необходимыми доказательствами о состоянии рынка недвижимости и суд принимает за основу указанную в отчете рыночную стоимость спорного земельного участка.

В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьёй настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его рыночная стоимость.

В материалы дела представлены все необходимые доказательства, подтверждающие в соответствии с требованиями статей 246, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рыночную стоимость вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на 10 июля 2018 г, то есть на дату, на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из содержания части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В абзаце третьем пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно приказам Росреестра от 26 декабря 2011 г. № П/531 и от 12 мая 2015 г. № П/210 ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.

Таким образом, административным ответчиком по делу является ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Хакасия, как орган, осуществляющий функции по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.

При таких обстоятельствах административные исковые требования Шоева В.В. к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Хакасия об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым в размере 216540 рублей по состоянию на 10 июля 2018 г., подлежат удовлетворению.

Управление Росреестра по Республике Хакасия и Минимущество Хакасии являются ненадлежащими ответчиками, поскольку ими не утверждалась оспариваемая кадастровая стоимость, а также Росреестром, как указано выше, функции по определению кадастровой стоимости вновь образованных объектов недвижимости переданы ФГБУ «ФКП Росреестра».

При таких обстоятельствах требования административного искового заявления к Управлению Росреестра по Республике Хакасия и Минимуществу Хакасии удовлетворению не подлежат.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 177, 249, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                              Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления Шоева Владимира Владимировича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, поданного 14 декабря 2018 г. – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, площадью ..... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: административно-деловые центры, равной его рыночной стоимости в размере 216540 (двести шестнадцать тысяч пятьсот сорок) рублей.

В удовлетворении требований административного искового заявления к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Хакасия в месячный срок со дня составления в мотивированной форме.

Председательствующий                    Вениченко О.В.

В мотивированной форме решение составлено 16 января 2019 г.

3а-26/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шоев Владимир Владимирович
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия
ФГБУ "ФКП Росреестра"
Другие
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизского района
Шоев Юрий Владимирович
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
14.12.2018Регистрация административного искового заявления
14.12.2018Передача материалов судье
14.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
14.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2018Подготовка дела (собеседование)
25.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2019Судебное заседание
16.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2019Дело оформлено
13.12.2019Дело передано в архив
14.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее