Судья Шлеверда Н.М.
Дело № 33-44/2021 (№ 2-515/2020)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 января 2021 года г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей Коневой О.А., Золотаревой Ю.Г.,
при секретаре Кузнецовой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области, муниципального унитарного предприятия «ТеплоВодоКанал» муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области на решение Облученского районного суда ЕАО от 16.10.2020, которым постановлено:
Исковое заявление прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Облученского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области, муниципальному унитарному предприятию «ТеплоВодоКанал» муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области, государственному предприятию Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» об обязании обеспечить котельные нормативным запасом топлива удовлетворить.
Обязать администрацию Облученского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области принять меры по организации обеспечения котельных, расположенных по адресу: Еврейская автономная область, Облученский район, г. Облучье, котельная «Центральная», ул. Пролетарская, 5; котельная «Солнечная», ул. Солнечная, 5, котельная «Райисполком», ул. 60 лет Октября, д. 15А; котельная «ПМК», ул. Биробиджанское шоссе, 7; котельная Центральная, пос. Хинганск, ул. Ленина, 7; котельная «ВЧД» ремонтных цехов ст. Облучье, ул. Матросова, необходимым сорока пяти суточным нормативным эксплуатационным запасом твёрдого топлива (угля) в отопительном сезоне 2020-2021 годов, а также семисуточным неснижаемым нормативным запасом топлива (угля) в течение отопительного периода 2020-2021 годов.
Обязать администрацию Облученского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО принять меры по организации обеспечения парокотельной ТЧ-1, расположенной по адресу: Еврейская автономная область, Облученский район, г. Облучье, ул. Деповская, 5, необходимым тридцати суточным нормативным эксплуатационным запасом жидкого топлива в отопительном сезоне 2020-2021 годов, а также пятисуточным неснижаемым нормативным запасом жидкого топлива в течение отопительного периода 2020-2021 годов.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «ТеплоВодоКанал» муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области обеспечить котельные, расположенные по адресу: Еврейская автономная область, Облученский район, котельная «Центральная», г. Облучье, ул. Пролетарская, 5; котельная «Солнечная», г. Облучье, ул. Солнечная, 5; котельная «Райисполком», г. Облучье, ул. 60 лет Октября, д. 15А; котельная «ПМК», г. Облучье, ул. Биробиджанское шоссе, 7; котельная Центральная, пос. Хинганск, ул. Ленина, 7; котельная «ВЧД» ремонтных цехов ст. Облучье, ул. Матросова, необходимым сорока пяти суточным нормативным эксплуатационным запасом твёрдого топлива (угля) в отопительном сезоне 2020-2021 годов, а также семисуточным неснижаемым нормативным запасом топлива (угля) в течение отопительного периода 2020-2021 годов.
Обязать государственное предприятие Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» обеспечить парокотельную ТЧ-1, расположенную по адресу: Еврейская автономная область, Облученский район, г. Облучье, ул. Деповская, 5, необходимым тридцати суточным нормативным эксплуатационным запасом жидкого топлива в отопительном сезоне 2020-2021 годов, а также пятисуточным неснижаемым нормативным запасом жидкого топлива в течение отопительного периода 2020-2021 годов.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «ТеплоВодоКанал» муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Коневой О.А., пояснения представителя МУП «ТеплоВодоКанал» МО «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области Григорян О.А., истца прокурора прокуратуры ЕАО Кишкуновой Л.Е., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области (далее - администрация Облученского городского поселения), обществу с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение» (далее - ООО «Теплоснабжение»), обществу с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» (далее - ООО «Теплоресурс»), государственному предприятию Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» (далее - ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс») об обязании обеспечить котельные нормативным запасом топлива.
Мотивированы требования тем, что прокуратурой Облученского района ЕАО в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства проведён анализ состояния законности в указанной сфере правоотношений в части подготовки к началу отопительного периода 2020-2021 годов, по результатам которого установлено следующее.
На территории МО «Облученское городское поселение» расположено 6 котельных, на которых не обеспечен нормативный запас топлива на отопительный сезон 2020-2021 годов: котельная «Центральная» г. Облучье, ул. Пролетарская, 5, котельная «Солнечная», г. Облучье, ул. Солнечная, 5, котельная «Райисполком», г. Облучье, ул. 60 лет Октября, д. 7, котельная «ПМК», г. Облучье, ул. Биробиджанское шоссе, 7, котельная Центральная, пос. Хинганск, ул. Ленина, 7, котельная «ВЧД» ремонтных цехов ст. Облучье, г. Облучье, ул. Матросова. Данные котельные находятся в собственности администрации Облученского городского поселения и переданы в аренду ООО «Теплоресурс» и ООО «Теплоснабжение».
В соответствии с постановлением правительства ЕАО от 03.10.2019 № 304-пп в государственную собственность Еврейской автономной области приняты объекты теплоснабжения (парокотельная ТЧ-1 и тепловые сети), расположенные на территории Облученского городского поселения. Принятое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс». На данной парокотельной, вырабатывающей тепловую энергию населению г. Облучья, применяется жидкое топливо, среднемесячный запас которого не обеспечен.
Поскольку обязанность по созданию нормативного запаса топлива, предусмотренная пунктами 4.1.1, 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, не исполнена, орган местного самоуправления в силу статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» обязан осуществить организационные мероприятия, направленные на обеспечение нормативного запаса топлива на котельных.
Прокурор просил суд обязать администрацию Облученского городского поселения принять меры по организации обеспечения котельных г. Облучье: «Центральная» (ул. Пролетарская, 5), «Солнечная» (ул. Солнечная, 5), «Райисполком» (ул. 60 лет Октября, д. 7), «ПМК» (ул. Биробиджанское шоссе, 7), «ВЧД» ремонтных цехов ст. Облучье (ул. Матросова), а также котельной «Центральная», расположенной в пос. Хинганск, ул. Ленина, 7, необходимым нормативным эксплуатационным запасом твёрдого топлива (угля) в размере 45 суток на весь период потребности в отопительном сезоне 2020-2021 годов, а также 7-суточным неснижаемым нормативным запасом топлива (угля) в течение отопительного периода 2020-2021 годов; обязать администрацию Облученского городского поселения принять меры по организации обеспечения парокотельной ТЧ-1, расположенной по адресу: г. Облучье, ул. Деповская, 5, необходимым запасом жидкого топлива, не менее среднемесячного его запаса в течение отопительного периода 2020-2021 годов, и накопление необходимого 5суточного неснижаемого нормативного запаса жидкого топлива в течение отопительного периода 2020-2021 годов; обязать ООО «Теплоресурс» обеспечить на котельных: «Центральная» (г. Облучье, ул. Пролетарская, 5), «Солнечная» (г. Облучье, ул. Солнечная, 5), «Райисполком» (г. Облучье, ул. 60 лет Октября, д. 15а), «ПМК» (г. Облучье, ул. Биробиджанское шоссе, 7), накопление необходимого нормативного эксплуатационного запаса твёрдого топлива (угля) в размере 45 суток на весь период потребности в отопительном сезоне 2020-2021 годов, а также 7-суточного неснижаемого нормативного запаса топлива (угля) в течение отопительного периода 2020-2021 годов; обязать ООО «Теплоснабжение» обеспечить на котельных «Центральная» (пос. Хинганск, ул. Ленина, 7) и «ВЧД» ремонтных цехов ст. Облучье (г. Облучье, ул. Матросова) необходимый нормативный эксплуатационный запас твёрдого топлива (угля) в размере 45 суток на весь период потребности в отопительном сезоне 2020-2021 годов, а также 7-суточный неснижаемый нормативный запас топлива (угля) в течение отопительного периода 2020-2021 годов; обязать ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» обеспечить на парокотельной ТЧ-1 (г. Облучье, ул. Деповская, 5) необходимый запас жидкого топлива, не менее среднемесячного его запаса в течение отопительного периода 2020-2021 годов, и накопление необходимого запаса жидкого топлива в размере 5-суточного неснижаемого нормативного запаса жидкого топлива в течение отопительного периода 2020-2021 годов. В связи с угрозой жизни и здоровью неопределённого круга лиц обратить решение суда к немедленному исполнению.
Определением суда от 08.10.2020 принят отказ прокурора Облученского района ЕАО от исковых требований к ООО «Теплоснабжение», ООО «Теплоресурс», к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное унитарное предприятие «ТеплоВодоКанал» МО «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО (далее - МУП «ТеплоВодоКанал»), к рассмотрению приняты увеличенные требования прокурора об обязании МУП «ТеплоВодоКанал» обеспечить для нужд котельных: «Центральная» (г. Облучье, ул. Пролетарская, 5), «Солнечная» (г. Облучье, ул. Солнечная, 5), «Райисполком» (г. Облучье, ул. 60 лет Октября, д. 15а), «ПМК» (г. Облучье, ул. Биробиджанское шоссе, 7), «Центральная» (пос. Хинганск, ул. Ленина, 7), «ВЧД» ремонтных цехов ст. Облучье (г. Облучье, ул. Матросова) накопление необходимого нормативного эксплуатационного запаса твёрдого топлива (угля) в размере 45 суток на весь период потребности в отопительном сезоне 2020-2021 годов, а также 7-суточного неснижаемого нормативного запаса топлива (угля) в течение отопительного периода 2020-2021 годов.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал. Суду пояснил, что нормативный запас топлива на котельных не сформирован ни на начало отопительного периода, ни в отопительный период, что подтверждается материалами дела.
Представитель ответчика администрации Облученского городского поселения Афонина С.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что администрация организовала теплоснабжение путём создания МУП «ТеплоВодоКанал», которому передано имущество в целях подачи населению городского поселения тепловой энергии. В настоящее время комитетом тарифов и цен правительства ЕАО не установлен норматив 45-суточного и 7-суточного запасов топлива. На котельных не имеется 45-суточного запаса топлива, 7-суточный запас топлива имелся.
В судебном заседании представители ответчика МУП «ТеплоВодоКанал» Пустовойт Е.П. и Григорян О.А. исковые требования не признали по доводам, изложенным в возражениях. Дополнительно суду пояснили, что МУП «ТеплоВодоКанал» имело возможность осуществлять деятельность по закупке топлива только с даты передачи ему имущества - с 21.09.2020. На момент предъявления иска прокуратурой Облученского района ЕАО предприятию передано имущество, однако не доведено денежных средств для приобретения угля. В адрес ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» направлялись письма о включении в заявку по поставке угля. 21.09.2020 объявлен аукцион в целях закупки угля, но на аукцион никто из поставщиков не вышел. Для хранения угля на котельных необходимо оборудование каждой котельной отдельным складом, соответствующим требованиям законодательства. Однако, здания складов администрацией муниципального образования МУП «ТеплоВодоКанал» не передано. Для МУП «ТеплоВодоКанал» не рассчитаны величины нормативного запаса топлива. Какой запас топлива имеется на каждой котельной им не известно.
Представитель ответчика ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён, просил о рассмотрении дела без участия представителя.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Облученского городского поселения просил решение суда отменить в части обязания принять меры по организации обеспечения котельных и парокотельной нормативным эксплуатационным запасом топлива и неснижаемым нормативным запасом топлива в течение отопительного сезона 2020-2021 годов.
Мотивирована жалоба тем, что на администрацию поселения не может быть возложена такая обязанность, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства неисполнения ресурсоснабжающими организациями своих обязательств либо их отказа от исполнения обязательств, на что прямо указано в статье 6 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении». Также в деле нет доказательств, подтверждающих отсутствие топлива на котельных.
Парокотельная ТЧ-1 принадлежит правительству ЕАО в связи с чем, трата денежных средств на жидкое топливо из городского бюджета является нецелевым расходованием денежных средств. Прокурором и судом не уточнён способ обеспечения котельных топливом. Расходы на приобретение топлива включены в тариф, соответственно топливо должно закупаться ресурсоснабжающей организацией.
В апелляционной жалобе ответчик МУП «ТеплоВодоКанал» просил решение суда отменить в части обязания обеспечить котельные необходимым 45-суточным нормативным эксплуатационным запасом топлива и 7-суточным неснижаемым нормативным запасом топлива в течение отопительного периода 2020-2021 годов, принять в этой части новое решение.
В обоснование жалобы ответчик указал на отсутствие бездействия МУП «ТеплоВодоКанал», выразившегося в отсутствии необходимого объёма угля как нормативного, так и эксплуатационного. МУП «ТеплоВодоКанал» было создано в августе 2020 года и получило возможность осуществлять закупку угля только с момента передачи имущества, то есть с 21.09.2020. При передаче имущества для осуществления хозяйственной деятельности ответчику не были переданы денежные средства. На основании извещения о том, что поставки угля будут централизованными, в адрес руководителя ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» была направлена заявка с указанием необходимого объёма угля в количестве 3, 489 тыс. тонн угля. Кроме того, 21.09.2020 ответчиком объявлялся конкурс (аукцион) по поставке угля, который не состоялся по причине отсутствия поставщиков. 14.10.2020 МУП «ТеплоВодоКанал» подало повторную заявку на электронную площадку о закупке угля. Администрация Облученского городского поселения не передала предприятию помещения складов для хранения угля, а в отсутствие денежных средств ответчик не мог заключить договоры аренды помещения для хранения угля.
Также ответчик указал, что ни одним нормативным правовым актом не установлены сроки, в которые необходимо создать неснижаемый нормативный запас топлива и неснижаемый эксплуатационный запас топлива.
Кроме того, на момент рассмотрения дела комитетом тарифов и цен правительства ЕАО не были утверждены нормативы создания запаса топлива по каждой котельной.
Истцом не представлено доказательств неисполнения ответчиком МУП «ТеплоВодоКанал» обязательств или отказа от исполнения обязательств, не представлены доказательства отсутствия твёрдого топлива на котельных.
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступало.
Представители ответчиков администрации «Облученского городского поселения, ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» в апелляционную инстанцию не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика МУП «ТеплоВодоКанал» Григорян О.А. поддержала доводы и требования апелляционной жалобы.
Истец прокурор прокуратуры ЕАО Кишкунова Л.Е. с доводами апелляционных жалоб не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные полномочия МО «Облученское городское поселение» закреплены в его Уставе (пункт 4 статьи 3).
В соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон «О теплоснабжении) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Пунктом 11 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» определено понятие теплоснабжающей организации - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведённых или приобретённых тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В силу части 5 статьи 20 Федерального закона «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утверждённого схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надёжности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечить, в том числе, безаварийную работу объектов теплоснабжения, надёжное теплоснабжение потребителей.
Подпунктами 4, 11 пункта 13 Приказа Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» установлено, что в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом (согласно пункту 2 Правил - органом местного самоуправления поселения) должны быть проверены в отношении данных организаций, в том числе наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии, обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надёжного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива.
Согласно пунктам 4.1.1, 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергонабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 утверждён Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), пунктом 2 которого установлено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объёмов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчётной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учётом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.
ННЗТ рассчитывается один раз в три года.
НЭЗТ необходим для надёжной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Расчёт НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твёрдое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчёты производятся на 1 октября планируемого года (пункты 3, 4, 6, 11, 12 Порядка).
Согласно пунктам 20 и 21 Порядка количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки. При доставке твёрдого топлива железнодорожным транспортом объём запаса топлива составляет 14 суток, при доставке автотранспортом - 7 суток; при доставке жидкого топлива железнодорожным транспортом объём запаса топлива составляет 10 суток, при доставке автотранспортом - 5 суток.
Для расчёта размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трёх наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твёрдому топливу - 45 суток, по жидкому топливу - 30 суток.
Из приведённых норм следует, что создание нормативных запасов топлива является обязательным для теплоснабжающей организации и для обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с постановлением администрации МО «Облученское городское поселение» от 05.08.2020№ 274 создано МУП «ТеплоВодоКанал», за которым на основании постановления администрации Облученского городского поселения от 10.09.2020 № 324 и договора от 21.09.2020 закреплено муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения: котельная «Центральная» (г. Облучье, ул. Пролетарская, 5); котельная «Солнечная» (г. Облучье, ул. Солнечная, 5); котельная «Райисполком» (г. Облучье, ул. 60 лет Октября, д. 15а); котельная «ПМК» (г. Облучье, ул. Биробиджанское шоссе, 7), котельная Центральная (пос. Хинганск, ул. Ленина, 7), котельная «ВЧД» ремонтных цехов ст. Облучье (ул. Матросова). Указанное имущество передано МУП «ТеплоВодоКанал» по акту приёма-передачи от 21.09.2020.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Устава МУП «ТеплоВодоКанал» целью и основным видом деятельности предприятия является производство и сбыт тепловой энергии.
Также судом установлено, что на основании постановления правительства ЕАО от 03.10.2019 № 304-пп парокотельная ТЧ-1, расположенная по адресу: г. Облучье, ул. Деповская, 5, и тепловая сеть от котельной ТЧ-1 переданы из собственности МО «Облученское городское поселение» в государственную собственность Еврейской автономной области и закреплены на праве хозяйственного ведения за ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс». Указанная парокотельная работает на жидком топливе.
В ходе проведённой прокуратурой Облученского района ЕАО проверки законодательства о теплоснабжении установлено, что ресурсоснабжающими организациями не обеспечено накопление запасов топлива на котельных к отопительному периоду 2020-2021 годов.
Согласно представленной главой администрации Облученского городского поселения информации от 07.09.2020, а также информации о накоплении и расходовании топлива на территории Облученского городского поселения по состоянию на 05.10.2020 нормативный запас топлива (ННЗТ и НЭЗТ) на котельных, переданных на праве хозяйственного ведения МУП «ТеплоВодоКанал» и ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс», отсутствует.
Распоряжением главы администрации Облученского городского поселения от 06.10.2020 начало отопительного сезона на территории муниципального образования установлено с 08.10.2020.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами действующего законодательства, установив факт неисполнения теплоснабжающими организациями МУП «ТеплоВодоКанал» и ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» обязанностей по обеспечению неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива, пришёл к выводу, что администрацией Облученского городского поселения не приняты меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей, что ведёт к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, проживающих на территории городского поселения на бесперебойное и надёжное теплоснабжение в ходе отопительного периода 2020-2021 годов, в связи с чем, удовлетворил исковые требования прокурора в полном объёме, обратив решение к немедленному исполнению.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков администрации Облученского городского поселения и МУП «ТеплоВодоКанал» о недоказанности отсутствия нормативного запаса твёрдого и жидкого топлива на котельных, переданных МУП «ТеплоВодоКанал» и ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс», подлежат отклонению, как несостоятельные. Проанализировав сведения о накоплении и расходовании мазута по состоянию на 03.09.2020 на парокотельной, информацию главы администрации Облученского городского поселения от 07.09.2020, информацию о накоплении и расходовании топлива на территории Облученского городского поселения по состоянию на 05.10.2020, заявки, направленные в адрес ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» от 03.09.2020 с просьбой заказать уголь для создания 45-дневного запаса топлива и от 17.09.2020 с просьбой для создания 45-дневного запаса топлива отгрузить уголь на ст. Облучье, информационную карту проведения закупки и протокол о результатах закупки от 08.10.2020, которым конкурс признан несостоявшимся, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что ответчиками МУП «ТеплоВодоКанал» и ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» на начало отопительного сезона 2020-2021 годов не создан неснижаемый нормативный запас топлива (на 7 и 5 суток) и нормативный эксплуатационный запас топлива (на 45 и 30 суток).
Ссылка в жалобе МУП «ТеплоВодоКанал» на централизованную закупку угля ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс», как на доказательство наличия топлива на котельных, также подлежит отклонению.
В материалы дела представлен контракт от 25.09.2020, заключённый между ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» и АО «СУЭК-Красноярск», на поставку угля бурого железнодорожным транспортом, в том числе до станции Облучье ЕАО.
Вместе с тем, документов, подтверждающих поставку и отгрузку угля в необходимом количестве на железнодорожной станции г. Облучье, приёмку угля ответчиком МУП «ТеплоВодоКанал», на момент рассмотрения дела судом первой инстанции в материалы дела не представлено.
Таким образом, доказательств наличия на начало отопительного сезона нормативного запаса топлива на котельных, переданных МУП «ТеплоВодоКанал», и на парокотельной, переданной ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс», ответчиками суду первой инстанции не представлено. Не представлено таких доказательств и суду апелляционной инстанции.
Довод апелляционной жалобы администрации Облученского городского поселения об отсутствии оснований для возложения на администрацию обязанности по организации обеспечения котельных необходимым нормативным запасом топлива, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства неисполнения ресурсоснабжающими организациями своих обязательств либо их отказа от исполнения обязательств, на что прямо указано в статье 6 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении», является необоснованным.
При отсутствии доказательств обеспеченности котельных нормативным запасом топлива следует, что теплоснабжающие организации МУП «ТеплоВодоКанал» и ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» свою обязанность по обеспечению неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива для бесперебойной работы котельных в отопительный период не выполнили, соответственно не были готовы к отопительному сезону. В силу прямого указания закона (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О теплоснабжении») данное обстоятельство является основанием для возложения на администрацию Облученского городского поселения обязанности по организации обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей поселения.
Доводы апелляционной жалобы администрации Облученского городского поселения о том, что администрация не обязана закупать топливо за счёт денежных средств городского бюджета для ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс», так как предприятие принадлежит правительству ЕАО, а также для МУП «ТеплоВодоКанал», поскольку затраты на приобретение топлива включены в тариф, соответственно топливо должно закупаться ресурсоснабжающей организацией, основаны на неправильном толковании вышеуказанных норм материального права, по смыслу которых на орган местного самоуправления городского поселения возложена обязанность по организации в границах поселения снабжения населения топливом, организации обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей. При этом выбор методов и способов такой организации является прерогативой администрации Облученского городского поселения. Задача органов местного самоуправления в данной области состоит не только в учреждении муниципальных предприятий и передачи им муниципальных объектов теплоснабжения, но и в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного в конечном итоге на создание необходимых условий для подачи населению тепловой энергии надлежащего качества.
В соответствии с приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 12.12.2019 № 31/5-П для ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» утверждены нормативы создания запасов топлива на 2020 год для осуществления деятельности на территории МО «Облученское городское поселение», где находится парокотельная ТЧ-1 (локомотивное депо, ст. Облучье), обслуживающая потребителей на указанной территории. Поэтому, несмотря на принадлежность парокотельной Еврейской автономной области, обязанность по организации надёжного теплоснабжения потребителей на территории городского поселения правомерно возложена судом на орган местного самоуправления в лице администрации МО «Облученское городское поселение».
Доводы апелляционной жалобы МУП «ТеплоВодоКанал» об отсутствии бездействия со стороны МУП «ТеплоВодоКанал», которое получило возможность осуществлять закупку угля только с момента передачи имущества, то есть с 21.09.2020, и предпринимало все возможные меры для этого, не имеют правового значения, так как вопрос о бездействии ответчика не является предметом настоящего спора. Поскольку МУП «ТеплоВодоКанал» является теплоснабжающей организацией, как указывалось выше, оно обязано создать нормативный запас топлива на своих котельных для обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей, вне зависимости от времени для подготовки к отопительному сезону.
Доводы жалобы МУП «ТеплоВодоКанал» об отсутствии складов для хранения угля, отсутствии утверждённых комитетом тарифов и цен правительства ЕАО нормативов создания запаса топлива по каждой котельной, не освобождают ответчика от обязанности обеспечить неснижаемый нормативный запас топлива и нормативный эксплуатационный запас топлива.
Действительно, как следует из ответа комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 21.01.2021 на запрос суда апелляционной инстанции, норматив создания запасов топлива для МУП «ТеплоВодоКанал» утверждён приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО 27.10.2020. Для МУП «ТеплоВодоКанал» установлены следующие нормативы: ОНЗТ - 4,118 тыс. тонн угля, ННЗТ - 0,605 тыс. тонн угля; НЭЗТ - 3,513 тыс. тонн угля.
Поскольку запасы топлива перед началом отопительного сезона на котельных фактически отсутствовали, конкретный размер нормативов, установленный приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО, в данном случае не имеет правового значения.
При этом из материалов дела следует, что МУП «ТеплоВодоКанал» владел информацией о необходимом количестве угля для создания нормативного запаса на котельных, что подтверждается, в том числе его письмом от 17.09.2020 с просьбой отгрузить уголь в количестве 5 040 тонн для создания 45-дневного запаса топлива, протоколом о результатах закупки от 08.10.2020 с указанием объёма закупаемого товара - 5 155,0000 тонн.
Указание в апелляционной жалобе МУП «ТеплоВодоКанал» на то, что нормативными правовыми актами не установлены сроки, в которые необходимо создать неснижаемый нормативный запас топлива и неснижаемый эксплуатационный запас топлива, является несостоятельным. По смыслу норм действующего законодательства для бесперебойного теплоснабжения котельные должны быть обеспечены ННЗТ и НЭЗТ на начало отопительного периода. Наличие нормативных запасов топлива на объектах теплоснабжения является одним из требований при оценке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду.
В целом доводы апелляционных жалоб не содержат обстоятельств, которые не были учтены судом при рассмотрении дела и могли повлиять на законность постановленного судом решения.
Учитывая, что нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда в части по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не находит.
При взыскании с ответчиков МУП «ТеплоВодоКанал» и ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» государственной пошлины в доход местного бюджета суд правильно руководствовался частью 1 статьи 103 ГПК РФ, пунктом 1 статьи 333.36,подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19Налогового кодекса РФ. Вместе с тем, на основании указанных положений закона с ответчиков МУП «ТеплоВодоКанал» и ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей в долевом порядке по 150 рублей с каждого.
В связи с этим абзацы седьмой и восьмой резолютивной части решения суда подлежат изложению в новой редакции. Внесение данных изменений не влечёт изменение решения суда, поскольку не изменяет принятое решение по существу.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Облученского районного суда ЕАО от 16.10.2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области, муниципального унитарного предприятия «ТеплоВодоКанал» муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Абзацы седьмой и восьмой резолютивной части решения суда изложить в новой редакции:
«Взыскать с государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 рублей.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «ТеплоВодоКанал» муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 рублей».
Председательствующий Н.С. Серга
Судьи О.А. Конева
Ю.Г. Золотарева