САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. №: 33-7750/2015 Судья: Котова О.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Санкт-Петербург «10» июня 2015 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего |
Стаховой Т.М. |
судей |
Чуфистова И.В. Белоногого А.В. |
при секретаре |
Ульяшковой Е.С. |
рассмотрела гражданское дело № 2-1477/2014 по апелляционной жалобе Гончарова В. И. на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 5 декабря 2014 года, постановленное по заявлению Гончарова В. И., Гончаровой И. Н., Гончаровой Е. В. о признании незаконным распоряжение администрации Кировского района Санкт-Петербурга о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых на условиях социального найма.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения заявителей Гончарова В.И. и Гончаровой И.Н., представителя заявителей-Калмыкова О.П., представителя администрации Кировского района Санкт-Петербурга – Кондратьеву-Рудая О.П., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гончаров В.И., Гончарова И.Н., Гончарова Е.В. обратились в суд с заявлением о признании незаконным распоряжение администрации Кировского района Санкт-Петербурга (далее - администрация, администрация района) от 31 декабря 2010 года №... о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых на основании договора социального найма.
В обоснование требований указали, что решением администрации Кировского района Санкт-Петербурга Гончаров В.И. в составе семьи из 4 человек (заявитель, жена, сын, дочь) <дата> 1996 года признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением на условиях социального найма по избранному постоянному месту жительства после увольнения с военной службы - Санкт-Петербург. Решением жилищной комиссии администрации Кировского района Санкт-Петербурга от <дата> 1999 года Гончаров В.И. в составе из 4 человек переведен на льготную очередь «офицер запаса» в связи с увольнением с военной службы.
С <дата> 1984 года и по <дата> 1996 года (дату принятия на учет нуждающихся) Гончаров В.И. и все члены его семьи имели регистрацию по месту жительства в служебной квартире №... расположенной в дом №..., принадлежащей Министерству обороны РФ и расположенной в <адрес>.
Заявители Гончарова И.Н. (жена Гончарова В.И.) и Гончарова Е.В. (дочь) до настоящего времени зарегистрированы и фактически проживают в указанной служебной квартире, поскольку иного жилого помещения в бессрочном пользовании или на праве собственности не имеют.
Таким образом, с момента принятия Гончаровой И.Н. и Гончаровой Е.В. на учет нуждающихся, условиях их жизни и место проживания не изменились. В связи с этим решение администрации Кировского района Санкт-Петербурга №... от 31 декабря 2010 года о снятии их с учета нуждающихся по причине выезда за пределы Санкт-Петербурга, не является обоснованным.
Сын Гончарова В.И. – Г.А.В. <дата> 2010 года принял в наследство по завещанию своей тети – К.М.П., умершей <дата> 2009 года, отдельную <...> квартиру <адрес>, общей площадью 45.00 кв.м., жилой площадью 27.90 кв.м., в которую <дата> 2004 года зарегистрировал отца.
Следовательно, единственным жилым помещением, которое подлежит учету при определении жилищной обеспеченности заявителя и членов его семьи является вышеназванная квартира в Санкт-Петербурге.
По мнению заявителей, администрацией района при вынесении оспариваемого решения №... от 31 декабря 2010 года жилищная обеспеченность каждого члена семьи заявителя не верно рассчитана по учетной норме 9 кв.м.. К спорным правоотношениям подлежали применению Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге». И поскольку жилищная обеспеченность Гончарова В.И., Гончаровой И.Н., Гончаровой Е.В. менее установленной законом Санкт-Петербурга нормы предоставления 18 кв.м., то нуждаемость заявителей в обеспечении жилым помещениям на условиях социального найма сохранилась по настоящее время.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права заявители просили обязать администрацию района восстановить их на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением номера очереди, присвоенной с даты первичного принятия на учет <дата> 1996 года. О восстановлении на учете нуждающихся Г.А.В. (сына заявителя Гончарова В.И.), заявители не просят.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 5 декабря 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявители просят решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и определение обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
В суде апелляционной инстанции Гончаров В.И. и Гончарова И.Н., представитель заявителей, каждый в отдельности, настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель администрации Кировского района Санкт-Петербурга, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Заявитель Гончарова Е.В., представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Санкт-Петербурга о времени судебного разбирательства извещены, в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки или ходатайства об отложении судебного разбирательства не представили.
Согласно ч.2 ст. 257, ч.1 ст.327 ГПК Российской Федерации, неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что Гончаровой И.Н. (жена Гончарова В.И.) и Гончарова Е.В. (дочь) проживают в служебном жилом помещении, расположенном в закрытом военном городке <адрес>, и в связи с этим сделал вывод о правомерности снятия их с учета нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, изложенным в п.3 ч.1 ст. 56 ЖК Российской Федерации - выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга.
Также суд указал, что Гончаров В.И. в качестве члена семьи собственника жилого помещения, принадлежащего его сыну Г.А.В. зарегистрирован в квартире <адрес>, общей площадью 45 кв.м.. Расчет жилищной обеспеченности Гончарова В.И. и Г.А.В. суд произвел без учета Гончаровой И.Н. и Гончаровой Е.В. и сделал вывод, что жилищная обеспеченность заявителя составляет 22,5 кв.м., что превышает учетную норму 18 кв.м., поэтому в силу п.2 ч.1 ст. 56 ЖК Российской Федерации он утратил основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации района №... от 31 декабря 2010 года Гончаров В.И. и его сын Гончаров А.В. сняты с учета нуждающихся по причине отсутствия оснований в улучшении жилищных условий, т.к. каждый из них обеспечен жилым помещением сверх учетной нормы (т.е. более 9 кв.м. жилой площади на каждого). При этом расчет жилищной обеспеченности Гончарова В.И. и Гончарова А.В. произведен исходя из общей площади 45 кв.м. квартиры <адрес>.
В качестве основания снятия с учета нуждающихся Гончаровой И.Н. и Гончаровой Е.В. администрацией указано на их выезд за пределы Санкт-Петербурга (л.д. <...>).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от <дата> № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 3- 6 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Эта же норма Федерального закона предусматривает, что указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК Российской Федерации, с учетом приведённых в ней положений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 1 декабря 2009 года № 1549-О-П по жалобе на нарушение прав ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», это положение закона не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Следовательно, Гончаров В.И., Гончарова И.Н., Гончарова Е.В., принятые на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма до 1 марта 2005 года, могут быть сняты с такого учета либо по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее (то есть до 1 марта 2005 года) давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу п. 29.1 Правил учета граждан от 7 сентября 1987 года № 712/6, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (п. 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Согласно п.12 указанных Правил в соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинграда устанавливается минимальный размер предоставляемой жилой площади – 9 квадратных метров на человека.
Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде от 7 сентября 1987 года № 712/6 фактически утратили силу с принятием Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге». В соответствии с п. 1 ст. 5 названного Закона Санкт-Петербурга общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет 18 кв.м. на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.
Таким образом, Гончаров В.И. и члены его семьи подлежат снятию с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма при условии обеспечения каждого общей площадью жилого помещения по 18 кв.м.
Согласно ч.2 ст.51 ЖК Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 92 ЖК Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к помещениям специализированного жилищного фонда и согласно ч.1 ст. 100 ЖК Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения предоставляется во владение и пользование для временного проживания в нем.
В связи с этим, служебное жилое помещение принадлежащее на праве собственности Министерству обороны Российской Федерации, занимаемое Гончаровой И.Н. и Гончаровой Е.В. в городе <адрес> не подлежит учету для определения жилищной обеспеченности заявителей по правилам вышеприведенных положений ч.2 ст.51 ЖК Российской Федерации и ст.5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге».
Общая площадь квартиры <адрес>, принадлежащая на праве собственности сыну заявителей Г.А.В., составляет 45.00 кв.м., следовательно, жилищная обеспеченность каждого члена семьи Гончарова В.И. составляет по 11,25 кв.м. (45.00 кв.м./4 человека=11,25 кв.м.), что менее нормы предоставления, установленной ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге».
В связи с этим, не наступило оснований для снятия Гончарова В.И., Гончаровой И.Н., Гончаровой Е.В. с учета нуждающихся жилищных помещениях.
Кроме того, не является обоснованным вывод администрации района о выезде Гончаровой И.Н. и Гончаровой Е.В. в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п.3 ч.1.ст.56 ЖК Российской Федерации).
Из представленных суду документов следует, что на дату принятия заявителей на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением на условиях социального найма по избранному Гончаровым В.И. месту жительства после окончания военной службы, и до настоящего времени Гончарова И.Н., Гончарова Е.В. проживают в том же служебном помещении - квартире <адрес>, принадлежащем на праве собственности Министерству обороны, предоставленному Гончарову В.И. в связи с прохождением военной службы.
Поскольку по избранному месту жительства в Санкт-Петербурге Гончаров В.И. и члены его семьи жилым помещением на условиях социального найма не обеспечены, то в силу п.14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» оснований для сдачи служебного жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации и снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства у них не возникло.
Совокупность приведенных обстоятельств свидетельствует о незаконности решения администрации района о снятии заявителей с учета нуждающихся в жилых помещениях и о неверном разрешении спора судом первой инстанции.
Доводы представителя администрации о пропуске заявителями трехмесячного срока, установленного ст. 256 ГПК Российской Федерации для обжалования в судебном порядке распоряжения администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 31 декабря 2010 года №..., не являются обоснованными, а потому не влекут отказ в удовлетворении заявления.
Так, из объяснений Гончарова В.И. и Гончаровой И.Н. в суде апелляционной инстанции следует, что письмом от 31 января 2011 года №... администрация района уведомила заявителей о принятии 31 декабря 2010 года распоряжения №... о снятии с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Вместе с тем само распоряжение №... от 31 декабря 2010 года заявителям не вручено и в ином порядке с решением администрации заявители не ознакомлены до настоящего времени, что представитель администрации района не опровергла. В связи с этим, Судебная коллегия считает не пропущенным срок, установленный ст. 256 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст. 328 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 5 декабря 2014 года отменить.
Признать незаконным распоряжение администрации Кировского района Санкт-Петербурга №... от 31 декабря 2010 года в части снятия с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма Гончарова В. И., Гончаровой И. Н., Гончаровой Е. В..
Обязать администрацию Кировского района Санкт-Петербурга восстановить Гончарова В. И., Гончарову И. Н., Гончарову Е. В. на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, с сохранением номера очереди, присвоенного при первичном принятии на учет нуждающихся <дата> 1996 года.
Председательствующий:
Судьи: