Гр. дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2018г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Болдохоновой С.С., при секретаре Юндуновой Д.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ гражданское дело по иску Бутаковой А. Е. к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда Республики Бурятия, об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда Республики Бурятия в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Бутакова А. Е. обратилась в суд с иском к Органу опеки и попечительства Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ, просит обязать ответчика включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В ходе судебного разбирательства произведена замена ответчика на надлежащего Администрацию Октябрьского района г.Улан-Удэ, к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация г.Улан-Удэ, Минсоцозащиты по РБ.
Истцом уточнены требования, просит признать незаконным распоряжение Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда Республики Бурятия, об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда Республики Бурятия в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Требования мотивированы тем, что истец обратилась в Администрацию Октябрьского района г.Улан-Удэ с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании Закона РБ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Бурятия», однако ей было отказано в связи с достижением возраста 24 года и с наличием имущества. Полагает данный отказ незаконным, т.к. истец является собственником 1/6 доли в праве на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 50,7 кв.м., т.е. доля истца составляет 8,45 кв.м. что существенно меньше учетной нормы. В настоящее время истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> со своим мужем и сыном, также в этом жилом доме зарегистрировано и проживает еще 8 человек. О своем праве истец не знала, считает, что ненадлежащим образом исполнены обязанности органа опеки и попечительства.
В судебном заседании истец Бутакова А.Е. поддержала заявленные требования с учетом их уточнения. Суду пояснила, что проживает с мужем и ребенком, с родственниками мужа. Ей не было известно о необходимости вставать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до 23 лет, стало известно при обращении мужа в Администрацию Октябрьского района г.Улан-Удэ по другому поводу.
Представитель истца Модонов Б.Б. поддержал иск в полном объеме.
Представитель Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ, а также Администрации г.Улан-Удэ Шараева Ю.А., действующая на основании доверенностей, возражала против заявленных требований, изложив свои возражения так как они указаны в отзыве на иск.
Представитель третьего лица Минсоцзащиты РБ по доверенности Шабаева О.Ц. возражала против заявленных требований, представила письменный отзыв по иску.
Заслушав явившихся лиц, рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, и данное обстоятельство не оспаривается сторонами, Бутакова А.Е., ДД.ММ.ГГГГ.р., является лицом из числа детей – сирот. Так согласно Постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен вопрос об установлении опеки над Федоровой А. Е., мать которой умерла, отца не имеет.
Также судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ. Бутакова А.Е. обратилась с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с законом республики Бурятия «Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в республике Бурятия…».
Распоряжением Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ № от ДД.ММ.ГГГГ. Бутаковой А.Е. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда Республики Бурятия, по основаниям установленным пп1, пп2 п.11 ст.2 Закона Республики Бурятия от 22.12.2012г. №3102-IV в связи с достижением возраста 24 года, наличием имущества.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (далее Закона) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя - жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно преамбуле Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", он определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 Закона дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых - и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет.
Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Бурятия от 11.10.2012 г. № 2897-1V «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия», в Законе Республике Бурятия от 22.12.2012 г. № 3102- IV «Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия, и о внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Бурятия».
Предоставление жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.
В данном случае указанные требования закона истцом соблюдены не были. До достижения 23 лет Бутакова А.Е. на учет нуждающихся в получении жилья не встала, с соответствующим заявлением в уполномоченные органы не обращалась. И хотя в период, когда истица находилась в несовершеннолетнем возрасте, от нее не требовалось заявление для постановки на указанный учет, вместе с тем, вопреки доводам иска, это не означает, что на органе опеки и попечительства бессрочно лежит обязанность по принятию мер по обеспечению истца жильем.
Поскольку на момент обращения в ДД.ММ.ГГГГ за получением жилья в Администрацию Октябрьского района г.Улан-Удэ, возраст истца Бутаковой А.Е. превысил 23 года, она утратила статус лиц из числа детей-сирот подлежащих постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением на основании Закона РБ № 3102- IV.
При таких обстоятельствах требования истца о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда Республики Бурятия, об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда Республики Бурятия в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бутаковой А. Е. к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда Республики Бурятия, об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда Республики Бурятия в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.С. Болдохонова