Дело № 2а-1243/2021
УИД 34RS0003-01-2021-001690-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2021 года город Волгоград
Кировский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Наумова Е.В.
при помощнику судьи Водопьяновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 11 по Волгоградской области к ФИО2 о взыскании недоимки по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС № 11 по Волгоградской области (далее Инспекция) обратилась в суд с административным иском о взыскании с ФИО2 недоимки по налогу на имущество, транспортному налогу.
В обоснование своих требований административный истец ссылается, что ФИО2 является плательщиком земельного налога в соответствии со ст. 388 НК РФ, налога на имущество в соответствии со ст. 400 НК РФ, транспортного налога в соответствии со ст. 357 НК РФ. Инспекцией в его адрес было направлено налоговое уведомление от <ДАТА> №, от <ДАТА> №, от <ДАТА> № с указанием суммы налогов, подлежащей оплате. В связи с неуплатой налогов ответчику направлено требование об уплате налога и пени от <ДАТА> № за период 2014 год, 2016 год, от <ДАТА> № за период 2017 год, от 29.012020 № за период 2019 год. В связи с неуплатой налога и пени в отношении образовавшейся задолженности был вынесен судебный приказ №а-90-1608/2019, который был отменен определением мирового судьи от <ДАТА> по заявлению налогоплательщика.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила взыскать с ФИО2 недоимку по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пени на общую сумму 21275 рублей 44 копейки.
Представитель административного истца МИФНС России № 11 по Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В деле имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил.
Представители заинтересованных лиц УМВД России по г. Волгограду и Управления Росреестра по Волгоградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, имеются заявления о рассмотрение дела в отсутствие представителей.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Согласно ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (ч.2 ст.48 НК РФ).
Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
В соответствие со ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно сведениям налогового органа ФИО2 является плательщиком земельного налога в соответствии со ст. 388 НК РФ, налога на имущество в соответствии со ст. 400 НК РФ, транспортного налога в соответствии со ст. 357 НК РФ.
Однако эти налоги добровольно ответчиком уплачены не были.
Доказательств оплаты задолженности по налогам и пени суду не представлено.
Вместе с тем, разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Так, в силу статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд (абзац третий пункта 1).
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 НК РФ (абзац четвертый пункта 1, в редакции Федерального закона от 3.07.2016 N 243-ФЗ).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом (пункт 2).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
Как установлено судом, срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за 2014 год, 2016 год и 2017 года, установлен до <ДАТА>, следовательно, к мировому судье с заявление о вынесении судебного приказа административный истец должен был обратиться не позднее <ДАТА>.
Вместе с тем, с заявление о вынесении судебного приказа Инспекция обратилась лишь <ДАТА>.
Таким образом, судом установлено, что на момент вынесения мировым судьей судебного участка № № Волгоградской области судебного приказа от <ДАТА> о взыскании с ФИО2 задолженности по налогу, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций за 2014 год,2016 год и 2017 год налоговой инспекцией был пропущен.
Согласно части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
МИФНС России № 11 по Волгоградской области является участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Каких-либо уважительных причин пропуск срока обращения в суд с настоящими требованиями судом не установлено.
На основании изложенного, принимая во внимание, что срок обращения в суд административным истцом о взыскании недоимки за 2017 года пропущен, оснований для удовлетворении административного иска в указанной части у суда не имеется, в связи с чем, в удовлетворении требований о взыскании с ФИО2 недоимки по налогам за 2014 год, 2016 год и 2017 года и пени, следует отказать.
Вместе с тем, с учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что срок исполнения требования об уплате налога за 2018 года установлен до <ДАТА>, при этом срок обращения к мировому судье истекал только <ДАТА>, тогда как с заявлением о вынесении судебного приказа истец обрался <ДАТА>, суд приходит к выводу, что с требованием о взыскании недоимки по налогам за 2018 год и пени административный истец обратился с соблюдением процессуального срока, установленного КАС РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования МИФНС № 11 по Волгоградской области к ФИО2 недоимки по налогам и пени за 2018 год подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствие с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, с административного ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в доход административного округа город-герой Волгограда в сумме 773 рубля 07 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 177, 286 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам и пени – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2, <данные изъяты> в доход соответствующего бюджета недоимку налога на имущество физических лиц за период 2018 по требованию от <ДАТА> № в размере 2448 рублей и пеню в размере 29 рублей 33 копейки; транспортный налог с физических лиц по требованию от <ДАТА> № в размере 16650 рублей и пеню размере 199 рублей 52 копейки.
В удовлетворении остальной части требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам и пени – отказать
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход административного округа город-герой Волгограда в размере 773 рубля 07 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г. Волгограда.
Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2021 года
Судья подпись Е.В. Наумов
Копия верна. Судья -