Дело № 03RS0014-01-2022-000061-68
н/п 2а-453/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Октябрьский 10 марта 2022 года
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Алексеевой О.В.,
при секретаре Ибрагимовой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Нуруллин Р. Р. к Призывной комиссии городского округа г.Октябрьский Республики Башкортостан, Военному комиссариату г.Октябрьский Республики Башкортостан, ФГКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан о признании незаконными действий и решения по предоставлению отсрочки от призыва на военную службу,
у с т а н о в и л:
Нуруллин Р. Р. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, просит признать незаконными действия и решение Призывной комиссии городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, Военного комиссариата г.Октябрьский Республики Башкортостан, ФГКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан по предоставлению отсрочки от призыва на военную службу. В обоснование исковых требований Нуруллин Р. Р. указал, что состоит на воинском учете в Военном комиссариате г. Октябрьский Республики Башкортостан. 26.04.2021 в соответствии с полученным направлением он, понеся материальные затраты в размере 4000 рублей, связанные с поездкой, прибыл в г.Уфу в Консультативно-диагностическую поликлинику ГБУЗ РКБ им. Г.Г. Куватова Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (далее по тексту КДП ГБУЗ РКБ им. Куватова МЗ РБ ) для прохождения обследования. 05.05.2021 медицинские документы, полученные в КДП ГБУЗ РКБ им. Куватова МЗ РБ и поликлинике по месту проживания, были им предоставлены Призывной комиссии городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан. Впоследствии, несмотря на заявления административного истца о готовности к военной службе и отказе от освобождения от призыва на военную службу по причине учебы, административным ответчиком было сообщено Нуруллин Р. Р. о предоставлении освобождения от призыва на военную службу сроком на шесть месяцев. С решением Призывной комиссии он не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку оно противоречит ст.23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Несмотря на неоднократные обращения, выписка из протокола заседания Призывной комиссии о соответствующем решении (заключении), принятом по результатам медицинского заключения о состоянии здоровья, административному истцу выдана не была. 06.12.2021 Нуруллин Р. Р. была вручена повестка о необходимости явиться в Военный комиссариат для медицинской комиссии. Следовательно, он вновь будет направлен в КДП ГБУЗ РКБ им. Куватова МЗ РБ, неся материальные затраты, для прохождения повторного необоснованного обследования. И так до окончания призывного возраста по два раза в год. Нуруллин Р. Р. просит признать незаконными действия административных ответчиков по предоставлению административному истцу освобождения от призыва на военную службу сроком на шесть месяцев. Обязать административных ответчиков отменить решение по предоставлению административному истцу освобождения от призыва на военную службу сроком на шесть месяцев и вынести законное и обоснованное решение по вопросу призыва административного истца, призвать на срочную военную службу.
Определением суда от 22.02.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Военный комиссариат г. Октябрьский Республики Башкортостан.
Административный истец Нуруллин Р. Р. и его представитель по устному ходатайству Нуруллин Р.И. в судебном заседании поддержали исковые требования. В обоснование доводов пояснили, что административный истец не уклоняется от призыва, готов идти в армию, однако, Призывная комиссия препятствует ему в этом. Решение о призыве или не призыве на военную службу производится один раз. Нет необходимости по два раза в год отправлять призывника в КДП ГБУЗ РКБ им. Куватова МЗ РБ.
Представитель административных ответчиков Призывной комиссии городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, Военного комиссариата г. Октябрьский Республики Башкортостан, ФГКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан Королева Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что Нуруллин Р. Р. состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Октябрьский с 28.01.2019, в отношении него Призывной комиссией городского округа город Октябрьский соблюдены все требования Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» №53-Ф3 от 28.03.1998 года. Оспариваемое решение права и интересы административного истца не нарушает. Категория годности к военной службе осенью не определялась, решение не выносилось. Ни в осенний, ни в весенний призывы Нуруллин Р. Р. с заявлением о предоставлении выписки из решения Призывной комиссии не обращался.
Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.2 ст.59 Конституции РФ гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с пп. «а» п.1 ст.22 Федерального закона №53-ФЗ от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (п.2 ст.22).
Согласно ст.23 указанного выше Федерального закона, от призыва на военную службу освобождаются граждане:
а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:
а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;
б) являющиеся сыновьями (родными братьями): военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Не подлежат призыву на военную службу граждане:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года.
Как следует из содержания п.1 ст.5.1 указанного Федерального закона, граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года №565.
Согласно п.4 указанного Положения, Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).
В соответствии с п.6 указанного Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
Как следует из содержании п.20 указанного Положения, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
Из материалов дела следует, что Нуруллин Р. Р. состоит на воинском учете в ФКУ «Военный комиссариат Республики Башкортостан» отделение в г.Октябрьский РБ с 28.01.2019. В соответствии с учетной карточкой призывника, в весенний призыв 2021 года Нуруллин Р. Р. прошел предусмотренное медицинское освидетельствование, согласно которому признан временно не годным к военной службе на основании статьи 53 пункта Г графы I раздела II "Расписание болезней" и таблицы I приложения № к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года №565.
Согласно листу медицинского освидетельствования у Нуруллин Р. Р. отмечаются жалобы на периодические приступы удушья и отдышки.
Из заключения КДП ГБУЗ РКБ им. Куватова МЗ РБ от 26.04.2021 следует, что Нуруллин Р. Р. установлен диагноз: астма с преобладанием аллергического компонента, форма легкой степени тяжести, интермиттирующее течение.
Из представленной выписки из решения Призывной комиссии ВК г.Октябрьский РБ протокол от 05.05.2021 № 12 следует, что Нуруллин Р. Р. признан «Г» - временно не годным к военной службе сроком на шесть месяцев. Ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 01.10.2021 в соответствии с п.п. «а» п.1 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Административный истец считает вышеуказанное решение Призывной комиссии ВК г.Октябрьский РБ незаконным и необоснованным, противоречащим ст.23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Между тем, административным истцом не представлено никаких объективных доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для освобождения его от призыва на военную службу в соответствии со ст.23 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ.
Более того, предоставленная Нуруллин Р. Р. отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с п.п. «а» п.1 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ в настоящее время не действует, так как она предоставлялась до 01.10.2021, с иском он обратился в суд 22.12.2021, то есть после окончания срока отсрочки.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п.3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Административными ответчиками представлены доказательства, достоверность которых не оспаривается административным истцом, что Нуруллин Р. Р. проходил медицинское обследование в рамках призыва на военную службу, в ходе которого у него было выявлено заболевание, препятствующее прохождению военной службы, после чего принято решение о годности гражданина к военной службе по категории "Г" – временно не годен к военной службе сроком на шесть месяцев.
Таким образом, решение Призывной комиссии от 05.05.2021 и действия административных ответчиков по организации медицинского освидетельствования соответствуют закону, доводы административного истца о нарушении его прав не подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами.
При таких обстоятельствах, правовые основания для обязания Призывной комиссии принять новое решение, призвать на военную службу отсутствуют.
Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административных исковых требований Нуруллин Р. Р. к Призывной комиссии городского округа г.Октябрьский Республики Башкортостан, Военному комиссариату г.Октябрьский Республики Башкортостан, ФГКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан о признании незаконными действий и решения от 05.05.2021 о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, отмене данного решения, обязании Призывной комиссии городского округа г.Октябрьский Республики Башкортостан вынести законное и обоснованное решение по вопросу призыва, призвать на срочную военную службу, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Алексеева