К делу №а-1727/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля 2020 года город Крымск
Судья Крымского районного суда Краснодарского края Литвиненко Т.А.
при секретаре Щербатовой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявлениеМахониной Натальи Александровны к администрации муниципального образования Крымский район и министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Махонина Н.А. обратилась в Крымский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением о признании незаконными бездействия администрации муниципального образования Крымский район и министерства труда и социального развития Краснодарского края, выразившееся в непредставлении в установленные законодательством Российской Федерации сроки жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, предусмотренном Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>».
Свои требования мотивирует тем, что не смотря на то, что сДД.ММ.ГГГГ она – ФИО2 включена в списки (состоит в очереди) детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениямипо настоящее время не обеспечена жильем. В связи с чем,ФИО2 была вынуждена обратиться в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования <адрес> и министерству труда и социального развития <адрес> о признании бездействия незаконным.
Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорусоциального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
8 июля 2015 года, Махониной Н.А. в администрацию муниципального образования Крымский район было подано заявление «о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями».
Согласно подпункту 8 пункта 5 статьи 7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» установлено, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список или исключение их из списка, а также внесение в список иных изменений осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края.
По результатам рассмотрения органом местного самоуправления и министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края вышеуказанного заявления, был издан (принят) Приказ министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 7 сентября 2015 года № 2003-жс «О включении Махониной Натальи Александровны в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся ккатегории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями», согласно которому Махонина Наталья Александровна, 8 февраля 1982 года рождения была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
24 марта 2020 года Махониной Н.А. было подано в администрацию муниципального образования Крымский район заявление «о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения».
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жильем указанной категории граждан относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 7.1. Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», установлено, что формирование муниципального специализированного жилищного фонда жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения, строительства, в том числе участия в долевом строительстве жилых помещений за счет средств краевого бюджета.
Согласно пункту 2.7. Порядка предоставления, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 апреля 2013 г. № 384), уполномоченный орган местного самоуправления в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления, указанного в пункте 2.1 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) им жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со списком, сформированным уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края.
Непредставление жилого помещения ставит в затруднительную жизненную ситуацию административного истца, так как иные жилые помещения у последней отсутствуют и ей приходится быть зарегистрированной в общежитии ГБПОУ КК «Крымский индустриально-строительный техникум» Краснодарского края по адресу: г.Крымск, ул.Фурманова, д.40А, а фактически проживать по адресу: Крымский район, х.Павловский, ул.Красная, д.12, кв.14.
Таким образом, по мнению административного истца, бездействие органов местного самоуправления Крымского района и государственных органов исполнительной власти Краснодарского края привело к нарушению её прав и законных интересов.
Административный истец - Махонина Н.А. оставила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования Крымский район – Азаров Дмитрий Валерьевич, действующий на основании доверенности от 20 декабря 2019 года № 01-14/816, оставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения требований не возражал.
Представитель административного ответчика – министерства труда и социального развития Краснодарского края для участия в судебном заседании не явился,о месте, времени слушания дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке статьи 150Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом от министерства труда и социального развития Краснодарского края поступили возражения, на административное исковое заявление Махониной Н.А., за подписью заместителя министра Гедзь Алексея Алексеевича, в которых сообщалось следующее.
В соответствии с Законом № 1748-КЗ расходы на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляются за счет средств краевого бюджета.
Государственной программой Краснодарского края «Дети Кубани», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 г. № 964, предусмотрено ежегодное предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований Краснодарского края для осуществления отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Министерство труда и социального развития Краснодарского края является главным распорядителем средств краевого бюджета по направлению указанных субвенций.
Средства субвенций из краевого бюджета ежегодно доводятся министерством финансов Краснодарского края.
Распределение субвенций между муниципальными образования Краснодарского края осуществляется в соответствии с приложением 4 к Закону Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными полномочиями в области социальной сферы».
Размеры субвенций определяются в пределах средств, предусмотренных на эти цели Законом о краевом бюджете, пропорционально числу детей-сирот в муниципальных образованиях края, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и достигших 18 лет.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 23 декабря 2019 г. № 4200-КЗ «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в 2020 году муниципальному образованию Крымский район предоставлены средства в размере 52 572, 8 тыс. рублей для приобретения 34 жилых помещений.
Таким образом, по мнению министерства, оно в полном объеме осуществляет мероприятия по ежегодному предоставлению субвенций бюджету муниципального образования Крымский район для осуществления отдельных государственных полномочий в части обеспечения детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Выделение министерством денежных средств, необходимых для предоставления жилых помещений конкретным лицам, равно как и предоставление жилых помещений вне очереди, действующим законодательством не предусмотрено.
В связи с изложенным, министерство труда и социального развития Краснодарского края полагает, что административное исковое заявление Махониной Н.А. не подлежит удовлетворению в исковых требованиях в части признания незаконным бездействия министерства и обязания министерства осуществить финансирование местного бюджета муниципального образования Крымский район для приобретения (строительства) жилого помещения административному истцу. В остальной части иска министерство труда и социального развития Краснодарского края не возражает против удовлетворения заявленных Махониной Н.А. требований.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов административного дела Махонина Наталья Александровна, 8 февраля 1982 г.р., с 27 июля 1998 года и до совершеннолетия находилась под опекой Кузнецова Михаила Никитовича, в связи с тем, что её отец – Махонин Алесандр Александрович умер 25 марта 1987 года, а мать – Кузнецова Елена Михайловна решением Крымского районного суда Краснодарского края от 24 апреля 1998 года былалишена родительских прав.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно пункту 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
15 мая 2014 года, Махониной Н.А. в администрацию муниципального образования Крымский район было подано заявление «о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями».
Согласно подпункту 8 пункта 5 статьи 7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» установлено, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список или исключение их из списка, а также внесение в список иных изменений осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края.
По результатам рассмотрения органом местного самоуправления и министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края вышеуказанного заявления, был издан (принят) Приказ министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 7сентября 2015 года № 2003-жс «О включении Махониной Натальи Александровны в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся ккатегории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями», согласно которому Махонина Наталья Александровна, 8 февраля 1982 года рождения была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
24 марта 2020 года Махониной Н.А. было подано в администрацию муниципального образования Крымский район заявление «о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения».
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жильем указанной категории граждан относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 7.1. Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», установлено, что формирование муниципального специализированного жилищного фонда жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения, строительства, в том числе участия в долевом строительстве жилых помещений за счет средств краевого бюджета.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 апреля 2013 г. № 384 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» утвержден Порядок, который определяет организацию работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений.
По смыслу положений пунктов 1.3, 1.7, 1.8, 1.9 указанного Порядка перед непосредственным предоставлением детям-сиротам жилых помещений, орган местного самоуправления повторно подготавливает заключение, которое должно содержать вывод о необходимости исключения граждан из списка или отсутствии такой необходимости. После направления такого заключения в министерство, оно принимает решение об оставлении списка без изменений или исключении граждан из списка.
В соответствии с пунктом 1.11 Порядка, по окончании проверки сведений граждан министерством составляется список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в текущем финансовом году в соответствующем муниципальном образовании. Затем министерство направляет указанный список уполномоченному органу местного самоуправления для непосредственного предоставления жилых помещений.
Согласно материалам административного дела данный список министерством труда и социального развития Краснодарского края по настоящее время не сформирован.
Согласно пункту 2.7. Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, уполномоченный орган местного самоуправления в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления, указанного в пункте 2.1 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) им жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со списком, сформированным уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края.
Как следует из материалов административного дела решение о предоставлении или об отказе в предоставлении жилого помещения администрацией муниципального образования Крымский районпо настоящее время не принято, тем самым происходит нарушение сроков, установленных Порядком предоставления.
Таким образом, бездействие администрации муниципального образования Крымский район и министерства труда и социального развития Краснодарского края приводит к нарушению прав и законных интересов Махониной Н.А.
Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Махониной Натальи Александровны к администрации муниципального образования Крымский район и министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании бездействия незаконным– удовлетворить.
Признать бездействие министерства труда и социального развития Краснодарского края и администрации муниципального образования Крымский район незаконными.
Обязать министерство труда и социального развития Краснодарского края и администрацию муниципального образования Крымский район устранить допущенные нарушения путём предоставления Махониной Наталье Александровне, 8 февраля 1982 года рождения, жилого помещенияспециализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, предусмотренном Законом Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» с учётом положений порядка, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 апреля 2013 г. № 384 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».
Судья: подпись Копия верна