Решение по делу № 2-315/2019 от 13.03.2019

Дело в„– 2-315/2019    

        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск 22 апреля 2019 года

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Сидорак Н.В.,

при секретаре Боковиковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пантелеева А. П. к администрации муниципального образования «<адрес>», администрации муниципального образования «<адрес>» о признании права собственности на жилой дом,

установил:

Пантелеев А.П. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «<адрес>» (далее – администрация МО «<адрес>»), администрации муниципального образования «<адрес>» (далее – администрация МО «<адрес>») о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

В обоснование заявленного требования указано, что истец является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1237 кв.м. с кадастровым номером №, адрес (местоположение): <адрес>, земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 2576 кв.м. с кадастровым номером 29:01:120809:186, адрес (местоположение): Архангельская область, <адрес>, МО «<адрес> и расположенного на нем жилого дома общей площадью 66,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Вышеуказанные земельные участки были образованы путем раздела земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 3813 кв.м., с кадастровым номером №, адрес (местоположение): <адрес>, который был подарен Пантелееву А.П. его матерью – Пантелеевой Е.П. по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ вместе с домом. В результате раздела земельного участка с кадастровым номером № жилой дом стал располагаться на вновь образованном земельном участке с кадастровым номером №. В 2003 году с согласия матери истцом в границах земельного участка с кадастровым номером № был построен индивидуальный жилой дом, общей площадью 102,5 кв.м., в том числе жилой площадью 51,6 кв.м., подсобной площадью 50,9 кв.м., состоящий из двух жилых комнат, прихожей, кухни, санитарного узла и котельной, который после раздела земельного участка стал находиться на земельном участке с кадастровым номером №. На основании распоряжений администрации МО «<адрес>» №-р от ДД.ММ.ГГГГ, №-р от ДД.ММ.ГГГГ, возведенному жилому дому присвоен адрес: <адрес>. В настоящее время истцу не представляется возможным осуществить постановку индивидуального жилого дома на государственный кадастровый учет и зарегистрировать в отношении него право собственности в связи с тем, что он своевременно не получил разрешение на строительство и, соответственно, на основании п. 1 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации ему будет отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, так как жилой дом уже построен, то зона допустимого размещения здания, строения, сооружения, которая будет отражена в градостроительном плане земельного участка, не будет включать в себя фактическую зону расположения жилого дома. Сохранение объекта – индивидуального жилого дома не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании Пантелеев А.П. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Администрация МО «<адрес>» своего представителя в судебное заседание не направила. В соответствии с представленным отзывом глава МО «<адрес>» Истомин А.А. просил рассмотреть дело без участия представителя администрации, не возражал относительно удовлетворения исковых требований.

Представитель администрации МО «<адрес>» в судебное заседание не явился, согласно представленному заявлению представитель по доверенности Кузнецова Т.Н. просила рассмотреть дело без ее участия.

Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты права является признание права.

Статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Пунктом 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Пункт 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовавший до 31 августа 2006 года, предусматривал, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

Пунктом 6 Постановления СНК РСФСР от 22 мая 1940 года № 390 «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках» определено, что самовольные застройщики, приступившие после издания настоящего Постановления к строительству без надлежащего письменного разрешения, обязаны немедленно по получении соответствующего письменного требования исполкома городского или поселкового Совета депутатов трудящихся прекратить строительство и в течение месячного срока своими силами и за свой счет снести все возведенные им строения или части строений и привести в порядок земельный участок.

Действующая редакция п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Пантелеевой Е.П. (Даритель) и Пантелеевым А.П. (Одаряемый) был заключен договор дарения, в соответствии с которым даритель передал безвозмездно одаряемому в собственность жилой дом с надворными постройками: пристройка, баня, колодец, картофельная яма, уборная, сарай, гараж, находящийся по адресу: <адрес>, а также земельный участок с кадастровым номером №, на котором фактически расположен указанный жилой дом.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу произведена государственная регистрация права собственности в отношении жилого дома и земельного участка.

Впоследствии земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 3813 кв.м. с кадастровым номером № был разделен на два земельных участка: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1237 кв.м. с кадастровым номером №, адрес (местоположение): <адрес> и земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 2576 кв.м. с кадастровым номером №, адрес (местоположение): <адрес>

Жилой дом с кадастровым номером № в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № стал располагаться на вновь образованном земельном участке с кадастровым номером №.

В 2003 году с согласия матери Пантелеевой Е.П. истцом в границах земельного участка с кадастровым номером № был построен индивидуальный жилой дом, общей площадью 102,5 кв.м., который после раздела земельного участка стал находиться на земельном участке с кадастровым номером №.

На основании распоряжений администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р вновь возведенному жилому дому присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес>.

Согласно техническому паспорту жилого дома, составленному Вельским производственным участком Котласского отделения Архангельского административно-производственного центра Северного филиала АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное БТИ» по состоянию на 21 февраля 2019 года, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, представляет собой двухэтажное строение общей площадью 102,5 кв.м, в том числе жилой площадью 51,6 кв.м.

Аналогичные сведения содержатся в кадастровом паспорте здания.

Как следует из сообщений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 03 апреля 2014 года, собственником земельного участка с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 2576 +/- 10 кв.м., собственником земельного участка с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: Архангельская область, <адрес>, МО «Усть-Вельское», д. Заручевская, площадью 1237 +/- 7кв.м., жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 66,1 кв.м. является Пантелеев А.П.

По информации администрации МО <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был возведен Пантелеевым А.П. Спорный объект недвижимости права и законные интересы других лиц не нарушает, угрозу жизни и здоровью граждан не создает.

Из сообщения отдела надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> от 29 марта 2019 года следует, что противопожарные разрывы между жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> и домами с хозяйственными постройками на соседних земельных участках составляют более 15 метров. Таким образом, размещение жилого дома по адресу: <адрес>, соответствует требованиям пожарной безопасности.

С момента постройки жилого дома до настоящего времени истец пользуется и владеет указанным жилым домом как своим собственным, несет расходы по содержанию имущества.

Ответчиками по существу не оспаривается право собственности Пантелеева А.П. на жилой дом, а также исковые требования о признании за ним права собственности на жилой дом.

В ходе рассмотрения дела установлено, что какого-либо письменного требования о прекращении строительства или о сносе возведенной постройки в адрес Пантелеева А.П. не направлялось.

Судом установлено, что жилой дом создан на земельном участке категории земель: земли населенных пунктов. В настоящее время данный земельный участок принадлежит истцу на праве собственности.

По смыслу нормы ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь приобретается лицом, создавшим ее, при соблюдении двух условий: создание вещи для себя, за счет собственных средств, а также создание вещи с соблюдением требований закона и иных правовых актов.

В письменной форме разрешение на строительство от соответствующего органа Пантелеевым А.П. получено не было, акт ввода объекта в эксплуатацию не составлялся.

Вместе с тем, истцом принимались меры к получению разрешения на строительство индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт выбора земельного участка для проектирования и размещения жилого дома в <адрес> сельской администрации <адрес> и получения технических условий на присоединение к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям намеченного к строительству объекта. Данный акт был подписан членами комиссии, но не подписан председателем комиссии и не утвержден главой муниципального образования «<адрес>». Также была подготовлена выкопировка из земель <адрес> сельской администрации для рассмотрения земельного участка под строительства дома Пантелееву А.П. <адрес>. В 2016 году Пантелеев А.П. в устном порядке обращался в Управление капитального строительства, архитектуры и экологии администрации МО «<адрес> по вопросу легализации самовольной постройки.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, отсутствие возражений ответчиков относительно заявленных исковых требований, учитывая, что истец является собственником земельного участка, на котором возведен спорный объект недвижимости, указанная постройка соответствует установленным требованиям, ее сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковое заявление Пантелеева А. П. к администрации муниципального образования «Усть-Вельское», администрации муниципального образования «<адрес>» о признании права собственности на жилой дом удовлетворить.

Признать за Пантелеевым А. П. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 102,5 кв.м.

Право собственности на недвижимое имущество по решению суда возникает с момента государственной регистрации права в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий Н.В. Сидорак

2-315/2019

Категория:
Гражданские
Другие
администрация МО "Усть-Вельское"
администрация МО "Вельский муниципальный район"
Пантелеев А.П.
Суд
Вельский районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
velsksud.arh.sudrf.ru
13.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2019Передача материалов судье
15.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее