Дело № 2-75/2023
УИД 25RS0026-01-2022-001008-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт Лучегорск 17 марта 2022 года
Пожарский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Атрошко М.Н., при секретаре Беловой С.Ю., с участием:
гражданского истца Денисовой О.А.,
представителя гражданского ответчика Храмцовой С.А.,
представителей гражданского ответчика Поткиной О.П., Бирюкова А.С.,
представителя третьего лица Кирюшкиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Денисовой ФИО10 к управлению образования администрации Пожарского муниципального округа Приморского края об обязании произвести перерасчет размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими программы дошкольного образования в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях и муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждениях Пожарского муниципального округа Приморского края,
УСТАНОВИЛ:
Денисова О.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению образования администрации Пожарского муниципального района (далее Управление образования), указав, что с ДД.ММ.ГГГГ ее семья является многодетной, что подтверждается удостоверением многодетной семьи № от ДД.ММ.ГГГГ и согласно п. 1 постановления администрации Пожарского муниципального района от 16.01.2015 № 12-па «Об установлении размеров родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими программы дошкольного образования в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждения и муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждениях Пожарского муниципального района» размер платы для многодетной семьи должен составлять 1 170 рублей. ДД.ММ.ГГГГ она предоставила удостоверение многодетной семьи в бухгалтерию Управления администрации. Согласно информации о начислении родительской платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за период с февраля 2021 года по май 2022 года ей начислена плата в размере 2 340 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ ей сделали перерасчет и размер платы за второго ребенка – ФИО1 стал составлять 1 170 рублей. Поскольку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер платы за второго ребенка должен составлять 1 170 рублей, а не 2 340 рублей, она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление образования с заявлением о перерасчете уплаченной ею родительской платы за ФИО1, которая посещала МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №» с зачетом суммы произведенного перерасчета в счет будущих платежей за посещение ребенком детского учреждения. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в перерасчете со ссылкой на п. 3.2 Постановления администрации Пожарского муниципального района №-па от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку льгота по родительской плате за присмотр и уход за детьми ежегодно предоставляется на основании заявления родителя, с предоставлением документов. Вместе с тем данным постановлением не установлен пресекательный срок для обращения с заявлением о предоставлении льготы. Полагает, что правом на льготу является наличие статуса многодетной семьи, а не дата предоставление документов, в связи с чем, считает отказ Управления образования в перерасчете незаконным и нарушающим ее права и законны интересы. Просит обязать ответчика произвести перерасчет размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими программы дошкольного образования в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях и муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждениях Пожарского муниципального района за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика – Управление образования Администрацию Пожарского муниципального района Приморского края на Управление образования администрации Пожарского муниципального округа Приморского края в порядке процессуального правопреемства.
Определениям суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечена администрация Пожарского муниципального округа, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №» пгт Лучегорск Пожарского муниципального округа.
Истец в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске, указав, что не обратилась с заявлением в управление образования администрации Пожарского муниципального района о предоставлении льготы по родительской плате за присмотр и уход за детьми, осваивающими программы дошкольного образования, поскольку ей не было известно о существовании постановлений администрации Пожарского муниципального района Приморского края №-па от ДД.ММ.ГГГГ и №-па от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым на территории Пожарского муниципального района Приморского края действовала названная льгота, в сети Интернет, в том числе и на официальном сайте администрации Пожарского муниципального района, данные документы отсутствовали.
Врио начальника Управления образования администрации Пожарского муниципального округа ФИО6 исковые требования не признала, пояснив, что данная льгота возникает с момента подачи заявления и предоставления документов и носит заявительный характер, поэтому предоставление льготы возможно только с момента подачи соответствующего заявления, что и было сделано. Произведенные истцом выплаты перерасчету не подлежат.
Представители ответчика ФИО7 и ФИО8 исковые требования не признали, просили в иске отказать в полном объеме, поскольку согласно п. 3.2 Положения о взимании и расходовании родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими программы дошкольного образования в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях и муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждениях Пожарского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Пожарского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-па, льгота по родительской плате за присмотр и уход за детьми предоставляется на основании заявления родителя (законного представителя), в связи с чем обязанность по предоставлению льготы Управлением образования возникает с момента подачи заявления и предоставления документов родителем (законным представителем). Указанная норма носит заявительный характер, подача соответствующего заявления является правом родителя (законного представителя). Данная льгота и порядок ее предоставления устанавливается муниципальными правовыми актами. Установление льготы является правом, а не обязанностью муниципального образования. Федеральным и региональным законодательством порядок предоставления данной льготы не предусмотрен. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управление образования заявление о предоставлении льготы и подтверждающие документы Денисовой О.А. предоставлены не были, соответственно, этот период перерасчету не подлежит. Обязательство по предоставлению льготы Управлением образования возникло с момента подачи заявления и предоставления документов, подтверждающих право на льготу, Денисовой О.А., а именно с ДД.ММ.ГГГГ. При этом представителями ответчика не оспаривался факт отсутствия на официальном сайте администрации Пожарского муниципального округа (района) текста постановлений №-па от ДД.ММ.ГГГГ и №-па от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица ФИО9 исковые требования не признала, поддержала мнение представителей ответчиков, пояснила, что если бы истец обратилась к ней за разъяснениями по поводу льгот, положенных многодетным семьям, то она бы сообщила ей о полагающейся ей льготе по внесению родительской плате за присмотр и уход за детьми, осваивающими программы дошкольного образования в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждения и муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждениях Пожарского муниципального района.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу пп. «ж», «ж.1» п. 1 ст. 72 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, защита семьи, материнства, отцовства и детства, создание условий для достойного воспитания детей в семье, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Закона Приморского края от 23.11.2018 № 392-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей, проживающих на территории Приморского края" установлено, что многодетная семья в Приморском крае – семья, состоящая из граждан Российской Федерации, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до 18-летнего возраста, а также детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях (за исключением образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы) до окончания такого обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО2 выдано удостоверение многодетной семьи №, действительное до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №» заключен договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования, согласно которому дочь истцы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, должна получать образование по программе дошкольного воспитания в соответствии с полным режимом пребывания воспитанника в образовательной организации. Пунктом 3.3 данного договора установлено, что заказчик ежемесячно вносит родительскую плату за присмотр и уход за воспитанником в размере, установленном учредителем (администрация Пожарского муниципального района Приморского края). При этом в соответствии с пунктом 2.3.1 договора, исполнитель обязан обеспечить заказчику доступ к информации для ознакомления с документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности воспитанника.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление образование администрации Пожарского муниципального района Приморского края с заявлением о перерасчете уплаченной ею родительской платы в период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента получения удостоверения многодетной семьи) до мая 2022 года.
В соответствии с ответом и.о. начальника управления образования администрации Пожарского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № истцу в перерасчете уплаченной ею родительской платы в отношении ФИО1, воспитанницы 2 младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад №» отказано, поскольку заявление на льготу истица своевременно не написала и документы, подтверждающие наличие у семьи права на льготу, не предоставила.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 вышеуказанного Закона, за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ, основаниями возникновения гражданских прав являются акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно абзацу второму части 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ, официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание (абзац третий части 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ, порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Из положений статьи 32 Устава Пожарского муниципального района Приморского края, утвержденного Думой Пожарского муниципального района Приморского края от 29.08.2005 № 111, следует, что муниципальные правовые акты Пожарского муниципального района, затрагивающие права и законные интересы его жителей, направляются для официального опубликования в газету «Победа». Для официального опубликования муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.
Согласно п. 3.2 Положения о взимании и расходовании родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими программы дошкольного образования в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях и муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждениях Пожарского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Пожарского муниципального района Приморского края от 06.12.2013 № 650-па, льгота по родительской плате за присмотр и уход за детьми ежегодно предоставляется на основании заявления родителя (законного представителя). К заявлению родителя (законного представителя) прилагаются документы, подтверждающие наличие у семьи права на льготу. При этом в соответствии с пунктом 2 указанного постановления оно подлежало опубликованию в газете «Победа» и размещению на официальном сайте администрации Пожарского муниципального района Приморского края.
В соответствии с постановлением администрации Пожарского муниципального района Приморского края от 16.01.2015 № 12-па «Об установлении размеров родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими программы дошкольного образования в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждения и муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждениях Пожарского муниципального района» (в редакции постановления администрации Пожарского муниципального района Приморского края от 12.11.2020 № 730-па), с 01.11.2020 размер родительской платы для муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений установлен в размере 2 340 рублей в месяц за одного ребенка. При расчете родительской платы необходимо учитываются льготы, в том числе: многодетные семьи, а также матери одиночки производят оплату в размере 50% родительской платы. Согласно пункту 4 данного постановления оно подлежало опубликованию в газете «Победа» и размещению на официальном сайте администрации Пожарского муниципального района.
Из положений вышеуказанных нормативных правовых актов органа местного самоуправления следует, что право на получение льготы по размеру родительской платы носит заявительный характер.
Из справки Муниципального автономного учреждения «Редакция газеты «Победа» Пожарского муниципального района от 10.03.2023 № 14 следует, что постановление администрации Пожарского муниципального района Приморского края № 650-па от 06.12.2013 опубликовано в № 50 районной общественно-политической газеты «Победа» за 20.12.2013; постановление администрации Пожарского муниципального района Приморского края № 12-па от 16.01.2015 опубликовано в № 6 районной общественно-политической газеты «Победа» за 13.02.2015.
Вместе с тем, как установлено судом, вышеуказанные нормативные правовые акты на официальном сайте администрации Пожарского муниципального района (округа) Приморского края размещены не были (объяснения истца и представителей ответчика, акт осмотра от 02.11.2022, произведенного прокуратурой Пожарского района по жалобе Денисовой О.А.), что существенно затруднило истцу доступ к информации, касающейся ее права на получение льготы по размеру родительской платы, установленной органом местного самоуправления, и, соответственно, реализацию данного права путем обращения с соответствующим заявлением в управление образования Пожарского муниципального района Приморского края.
Администрацией образовательного учреждения – МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №» до истца указанная информация также доведена не была.
Факт опубликования данных постановлений в газете «Победа» с учетом давности их принятия не может быть признан судом эффективным способом обеспечения возможности ознакомления с ними граждан.
Право на судебную защиту, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (Постановления от 06.061995 № 7-П, от 13.06.1996 № 14-П, от 28.10.1999 № 14-П, от 22.11.2000 № 14-П, от 14.07.2003 № 12-П, Определение от 05.03.2004 № 82-О, постановления от 12.07.2007 № 10-П, от 13.12.2016 № 28-П, от 10.03.2017 № 6-П, от 11.02.2019 № 9-П).
Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено – вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требование истца Денисовой О.А. подлежащими удовлетворению.
РЕШИЛ:
Исковое заявление Денисовой ФИО11 к управлению образования администрации Пожарского муниципального округа Приморского края удовлетворить.
Обязать управление образования администрации Пожарского муниципального округа Приморского края произвести перерасчет размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими программы дошкольного образования в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях и муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждениях Пожарского муниципального округа <адрес>, в отношении ФИО1, являющейся воспитанницей МБДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №» пгт Лучегорск Пожарского муниципального округа Приморского края, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Жалоба подлежит подаче через Пожарский районный суд Приморского края.
Председательствующий Атрошко М.Н.
Мотивированное решение изготовлено 24 марта 2023 года.