Решение по делу № 2-21/2013 (2-1204/2012;) от 20.11.2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Приморско-Ахтарск 10 января 2013 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Кобзева А.В.,

с участием:

прокурора Врублевской Г.А.

адвоката Хохлова Б.Б.,

при секретаре – Постригань Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Клименко В.В., администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Приморско-Ахтарского района обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Клименко В.В., администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки, обосновывая свои требования, что на основании постановления главы МО Приморско-Ахтарский район от 18 ноября 2009 года № «О предоставлении земельного участка в аренду Клименко В.В. и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: <адрес>, х.<адрес>, западнее земельных участков по <адрес>, между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район (арендодатель), и Клименко В.В.(арендатор) был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 18.11.2009г. .

Согласно пункту 1 указанного договора Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, хутор <адрес> западнее земельных участков по <адрес>, , с кадастровым номером <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно п. 6.2 указанного договора аренды срок действия договора аренды 49 лет, то есть до 18 ноября 2058 г.

За Клименко В.В. зарегистрировано право аренды земельного участка 17 декабря 2009 года. Основанием государственной регистрации является договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 18.11.2009 г.

12.01.2011 года между администрацией МО Приморско-Ахтарский район и Клименко В.В. в вышеуказанный договор аренды были внесены изменения в части разрешенного вида использования для рыборазведения.

При предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район нарушены требования природоохранного и земельного законодательства.

В соответствии с Рамсарской конвенцией от 02 февраля 1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках Рамсарской конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения, находящихся под особой охраной конвенции.

В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из вышеуказанной Конвенции о водно-болотных угодьях, Правительством Российской Федерации издано постановление от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотистых угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971г.», которым определен список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.

Согласно данного постановления, в список таких территорий включена группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский».

Во исполнение указанного постановления, главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 издано постановление № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.», которым определено, что группа лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов, постановлением определены границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение.

Режим использования данной территории определен пунктом 11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № , в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов.

В материалах по предоставлению в аренду рассматриваемого земельного участка отсутствует соответствующее согласование Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю.

В соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.

Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставляет возможность органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно информации, предоставленной Приморско-Ахтарским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 08.11.2012 года, рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером входит в границы водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов.

Из вышеизложенного следует, что из системного толкования положений вышеуказанных норм законодательства, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, западнее земельных участков по <адрес>, с кадастровым номером предоставленный администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район в аренду Клименко В.В., входит в границы особо охраняемой территории международного значения, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти, поэтому распоряжение главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район вышеуказанным земельным участком -неправомерно, в связи с нарушением пределов полномочий, предоставленных законодательством.

Проверкой установлено, что указанный земельный участок используется, на участке имеется объект незавершенного строительства, пруд, произведена обваловка данного пруда.

Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, чем затрагивают права Российской Федерации и интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ дает прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Согласно требований ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать требованиям закона и иным правовым актам, согласно ст. 168 ГК РФ сделка, несоответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Поэтому прокурор просит признать недействительным ничтожный договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 18 ноября 2009 года , заключенный между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и Клименко В.В., а также погасить регистрационные записи в Едином государственном реестре прав о регистрации договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 18 ноября 2009 года .

Обязать Клименко В.В. устранить препятствия в пользовании земельным участком путем сноса (демонтажа) сооружений, возведенных на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, западнее земельных участков по <адрес>, , с кадастровым номером

Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно обязать Клименко В.В. освободить и вернуть администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, западнее земельных участков по <адрес>, <данные изъяты> с кадастровым номером администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район обязать возвратить Клименко В.В. доходы бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район, полученные в виде арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 18 ноября 2009 года за период действия договора.

Признать недействительным зарегистрированное право аренды Клименко В.В. на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, западнее земельных
участков по <адрес>, , с кадастровым номером

В судебном заседании прокурор Врублевская Г.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика Клименко В.В. – Хохлов Б.Б., действующий на основании ордера, заявленные требования не признал, считает их незаконными и необоснованными на основании следующего.

В своем исковом заявлении прокурор просит признать недействительным заключенный между Клименко В.В. и Администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район Договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 18.11.2009 г. (далее «Договор аренды») по причине того, что администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район не была уполномочена на распоряжение земельным участком, т.к. по мнению прокурора земельный участок является собственностью Российской Федерации. Договор аренды заключен без согласия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю.

Вывод прокурора о принадлежности земельного участка Российской Федерации не основан на законе и сделан при неправильном применении норм материального права.

В своем исковом заявлении истец указывает, что предоставленный в аренду ответчику земельный участок «входит в границы особо охраняемой территории международного значения, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти».

Ни Рамсарская конвенция 1971 года, ни Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. №1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г." не относят водно-болотные угодья к особо охраняемым территориям международного значения.

Кроме того, Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. №1050 прямо возлагает на Органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации обязанность:

а)    определить границы указанных в прилагаемом к настоящему постановлению
Списке водно-болотных угодий;

б)    разработать по согласованию с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти и утвердить положения о расположенных на их территориях
водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве
местообитаний водоплавающих птиц, определив в этих положениях порядок
природопользования и охраны для указанных водно-болотных угодий.

В силу ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Соответственно Земельный кодекс не относит водно-болотные угодья к особо охраняемым природным территориям.

Статья 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» также не относит водно-болотные угодья к особо охраняемым природным территориям.

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации не содержит положений, устанавливающих что расположенные на территории Российской Федерации водно-болотные угодья относятся к землям особо охраняемых природных территорий и являются собственностью Российской Федерации. Постановление главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 г. №413 также не содержит указаний на отнесение земель в границах водно-болотных угодий Краснодарского края к собственности Российской Федерации.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 21 августа 2009 года представленный в аренду земельный участок относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Каких либо ограничений по использованию земельного участка в Кадастровом паспорте не установлено.

Таким образом, на дату заключения договора аренды и до настоящего времени земельный участок относился к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения. Государственная собственность на указанный участок до настоящего времени не разграничена, и распоряжение указанным земельным участком осуществляется органами местного самоуправления.

Администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район обладала правом на распоряжение земельным участком на момент предоставления земельного участка Ответчику.

В силу п. 5 Постановления главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 г. №413 отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов. Данное положение не налагает на потенциального арендатора, каких либо обязательств по получения согласия на отвод земельного участка.

Поэтому Клименко В.В., как арендатором земельного участка не должны были предприниматься какие-либо действия направленные на получение согласия на отвод земельного участка.

Кроме того, в сентябре 2010 года ответчиком было получено согласия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю на изменение вида разрешенного использования арендованного земельного участка с «ведения личного подсобного хозяйства» на «рыборазведение». Таким образом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю, подтвердило правомочность аренды земельного участка Ответчиком.

Поэтому представитель ответчика просит суд заявленные исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика - Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район – Никифоров С.Ю., действующий на основании доверенности, иск не признал и суду пояснил, что считает заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании постановления главы МО Приморско-Ахтарский район от 18 ноября 2009 года № «О предоставлении земельного участка в аренду Клименко В.В. и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес>, западнее земельных участков по <адрес>, между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район (арендодатель), и Клименко В.В.(арендатор) был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 18.11.2009г. .

Согласно пункту 1 указанного договора Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, западнее земельных участков по <адрес>, с кадастровым номером для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно п. 6.2 указанного договора аренды срок действия договора аренды 49 лет, то есть до 18 ноября 2058 г.

Предметом договора является предоставление земельного участка в аренду из земель особо охраняемых территорий и объектов с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, западнее земельных участков по <адрес>, » для ведения личного подсобного хозяйства.

По вопросу законности предоставления земельного участка из земель особо охраняемых территорий и объектов поясняем следующее.

Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года» Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский» (Краснодарский край) признаны водно-болотными угодьями, имеющими международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.

Во исполнение указанного постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 года №1050, издано постановление главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 «О выполнении постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года», которым утверждено положение о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р.Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края Российской Федерации, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц.

Постановлением были утверждены условные границы угодий с указанием необходимости их уточнения и проведения инвентаризации. Однако на сегодняшний день указанные мероприятия не выполнены, точные границы и площадь угодий не установлены.

Приблизительная площадь угодий составляла <данные изъяты> га, из них <данные изъяты> га на территории Темрюкского и Славянского районов, <данные изъяты> га - на территории Приморско-Ахтарского района.

Положением в нарушение статьи 2 Федерального закона от 4 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» территории не присвоена категория (заказник, заповедник, парк и т. д.), не указано ее значение (федеральное или региональное), не создана дирекция особо охраняемой территории.

Раздел положения о запрещенных видах деятельности в границах угодий содержит перечень потенциально вредных видов деятельности и носит не запретительный, а рекомендательный характер, не позволяющий однозначно установить, что можно и что нельзя делать на территории угодий.

Пунктом 11 положения о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р.Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья включая государственный заказник «Приазовье», утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 установлено, что регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения на территории водно-болотных угодий согласовываются с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (постановление правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400).

Данная формулировка опять же обтекаема и не отражает реалий действующего законодательства, так как на основании статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий является объектами государственной

экологической экспертизы.

Таким образом, водно-болотные угодья, как особо охраняемые территории должны иметь федеральный статус, в отношении которых на основании статьи 23 Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» решение должно приниматься на уровне Правительства РФ. Так же, на основании пункта 2 статьи 24 этого же закона, положение о задачах и особенностях режима особой охраны территорий федерального значения должны утверждаться федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а не постановлением региональных органов исполнительной власти.

Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, 1971 года предусмотрена территориальная охрана водно-болотных угодий в виде природных резерватов (п. п. 2, 3 ст. 4). В соответствии со статьей 1 данной Конвенции понятие водно-болотных угодий включает в себя, в том числе морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров.

Согласно статье 8 Водного кодекса РФ водные объекты за исключением прудов и обводненных карьеров, находятся в собственности Российской Федерации.

В соответствии со статьями 7, 94 Земельного Кодекса РФ земли особо охраняемых территорий составляют отдельную категорию земель РФ, полностью или частично изымаемые из хозяйственного использования или оборота, и для которых установлен особый правовой режим.

В то же время, в земельном балансе Приморско-Ахтарского района земли особо - охраняемых природных территорий Ахтаро-Гривенской системы лиманов отнесены к категориям земель запаса, промышленности и землям сельскохозяйственного назначения, которые не имеют ограничений в хозяйственном использовании и особого правового режима. Соответственно, их предоставление для хозяйственных нужд не требует проведения государственной экологической экспертизы и согласования с органами по надзору в сфере природопользования. В 2010 году приказом Минприроды РФ от 10 июня 2010 года № 201 было утверждено Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Приазовский» устанавливающее особый режим его охраны. Заказник <данные изъяты> га расположен на территории Славянского района и входит в состав Ахтаро-Гривенской системы лиманов.

Режим особой охраны оставшейся территории водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов примерной площадью <данные изъяты> га (из них на территории Темрюкского и Слявянского райна - около <данные изъяты> га, на территории Приморско-Ахтарского района - около <данные изъяты> га) по прежнему регулируется положением, утвержденным вышеуказанным постановлением главы Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413.

Таким образом, в нарушение международных обязательств по Рамсарской Конвенции 1971 года на федеральном уровне не принято Решение о создании заказника (заповедника) водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов, (на федеральном уровне) не принято положение об особом порядке охраны его территории, не создана дирекция заказника (заповедника).

Как следствие этого, земельно-правовая документация по особо охраняемой территории не приведена в соответствие с требованиями земельного законодательства РФ. В результате, проектная документация по предоставлению земельных участков на этих землях не направляется на государственную экологическую экспертизу в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Постановлением главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 1 июня 2007 года № 1660 «Об установлении рекреационных зон на землях особо охраняемых природных территорий и объектов в административных границах Приморско-Ахтарского района» были определены рекреационные зоны на землях особо охраняемых территорий и объектов на территории Приморско-Ахтарского района, перевод земель из одной категории в другую данным постановлением не осуществлялся. Пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, а также в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанной нормой не предусмотрены иные документы, которые определяют категорию земель.

В связи с этим утверждения прокурора в интересах неопределенного круга лиц, о том, что приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края Федеральной службы земельного кадастра России от 18 июля 2001 года № 103-П кадастровый квартал был определен как земли запаса, не соответствует нормам действующего законодательства.

Кроме того, постановление Правительства РФ от 6 сентября 2000 года № 660 «Об утверждении правил кадастрового деления территории Российской Федерации», во исполнение которого был вынесен вышеуказанный приказ, постановлением Правительства РФ от 14 июня 2011 года № 469 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 года № 660» признано утратившим силу.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 апреля 2011 года № 144 «Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров» предусмотрено, что ранее присвоенные кадастровые номера сохраняются только за земельными участками, а не кадастровыми кварталами. Руководствуясь названными нормами можно сделать вывод, что ранее предусмотренное кадастровое деление, в части кадастровых кварталов, признано утратившим силу.

На основании изложенного, нарушений норм федерального законодательства в области земельного законодательства администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район допущено не было.

По вопросу предоставления спорного земельного участка находящегося в водоохранной зоне, относящегося к федеральному уровню собственности поясняем следующее.

Прокурор в своем исковом заявлении указывает на то, что спорный земельный участок входит в границы особо охраняемой территории международного значения и располагается в водоохраной зоне, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.

Данный довод о том, что водоохранная зона моря (лимана) составляющая в силу части 8 статьи 65 Водного кодекса РФ 500 метров является неотъемлемой частью водного объекта, связанная с ним территориально и функционально, составляет с ним единое целое как природный комплекс и поэтому является в силу прямого указания закона федеральной собственностью, не основан на нормах закона, так как с 1 января 2007 года земли водоохранных зон водных объектов исключены из состава земель водного фонда (статья 102 Земельного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ»).

Так статья 5 Водного кодекса РФ определяет понятие водного объекта, как поверхностный водный объект, состоящий из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

Таким образом, законодатель четко обозначил границы водного объекта, а именно в соответствии с пунктом 6 статьи 6 Водного кодекса РФ границы водного объекта (лиманов Азовского моря) находящегося в федеральной собственности оканчиваются 20-ти метровой зоной береговой полосы, определяемой для моря или его части (лимана) - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива.

По мимо этого, Постановлением Верховного Совета от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрен исчерпывающий перечень объектов относящихся исключительно к федеральной собственности.

В данном перечне отсутствуют водоохранные зоны, в том числе Азовского моря и его частей - лиманов, а так же, принимая во внимание, как было указано выше, что так как до настоящего времени Российской Федерацией не создан заказник (заповедник) водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов, территорию указанных угодий так же нет оснований относить к федеральной собственности.

Поэтому представитель ответчика - Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Приморско-Ахтарского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю – Панько Е.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю - Тимченко О.Е., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о слушании дела была уведомлена надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, решение относит на усмотрение суда. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Территориального Управления Росимущества по Краснодарскому краю в судебное заседание не явилась. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, просит исковые требования удовлетворить. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явился, о слушании дела был уведомлен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Департамента имущественных отношений по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явился, о слушании дела был уведомлен надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление о рассмотрение дела в его отсутствие. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента имущественных отношений по Краснодарскому краю.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края – Соленов О.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о слушании дела был уведомлен надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление о рассмотрение дела в его отсутствие. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края.

Суд, выслушав прокурора Врублевскую Г.А., представителя ответчика Клименко В.В. – Хохлова Б.Б., представителя ответчика – администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район – Никифорова С.Ю., и исследовав материалы гражданского дела, находит исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района, в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Клименко В.В., Администрации Муниципального образования <адрес> о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки, подлежащим удовлетворению, на основании следующего.

На основании постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 05 октября 2009 года «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО3 и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: Приморско-Ахтарский район, между лиманами Соленым и лиманом Иршин» между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район (далее – «Арендодатель»), и ФИО3 (далее – «Арендатор») был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 05.10.2009г. .

Согласно пункту 1 указанного договора «Арендодатель» предоставил, а «Арендатор» принял в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, между лиманами Соленым и лиманом Иршин, с кадастровым номером под домик охотник-рыбак. Пунктом 6.2 указанного договора аренды срок действия договора аренды 49 лет, то есть до 05 октября 2058г.

В последующем на основании дополнительного соглашения от 12.01.2011 года, заключенного между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и Клименко В.В. вышеуказанный договор аренды внесены изменения в части разрешенного вида использования – для рыборазведения.

Согласно ст.1 ЗК РФ, одним из принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно сведениям Приморско-Ахтарского Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 08.11.2012 года права и обязанности по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 18.11.2009 года зарегистрировано за Клименко В.В.

В соответствии с Рамсарской конвенцией от 02 февраля 1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках Рамсарской конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения (Рамсарских угодий), находящихся под особой охраной конвенции.

В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из вышеуказанной Конвенции о водно-болотных угодьях, Правительством Российской Федерации издано постановление от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотистых угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971г.», которым определен список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.

В соответствии с вышеуказанным постановлением, в список таких территорий включена группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский».

Во исполнение указанного постановления, главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 издано постановление № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.», которым определено, что группа лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.

Указанным постановлением определены границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение.

Режим использования данной территории определен пунктом 11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № 413, в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Управление Росприроднадзора по краю).

В тоже время в материалах по предоставлению в аренду рассматриваемого земельного участка отсутствует соответствующее согласование Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю.

Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона 14.03.1995 № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.

Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставляет возможность органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно информации, предоставленной Приморско-Ахтарским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 08.11.2012 года, рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером входит в границы водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов.

Таким образом, из системного толкования положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, западнее земельных участков по <адрес>, , с кадастровым номером предоставленный администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район в аренду Клименко В.В., входит в границы особо охраняемой территории международного значения, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.

Следовательно, распоряжение главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район вышеуказанным земельным участком – неправомерно, в связи с нарушением пределов полномочий, предоставленных законодательством.

Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, чем затрагивают права Российской Федерации и интересы неопределенного круга лиц.

Доводы представителя ответчика о пропуске прокурором срока исковой давности в виду того, что сделка является оспоримой, не могут быть приняты во внимание судом, так как срок исковой давности исчисляется с момента, когда прокурору стало известно о нарушении закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным норма), действующим в момент его заключения.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения. Пункт 11 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип земельного законодательства - сочетание интересов общества и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере оборота и использования земель, то есть интересы неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора Приморско-Ахтарского района к Клименко В.В., Администрации МО Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки по которому каждая сторона обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным ничтожный договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 18 ноября 2009 года , заключенный между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и Клименко В.В., а также погасить регистрационные записи в Едином государственном реестре прав о регистрации договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 18 ноября 2009 года .

Обязать Клименко В.В. устранить препятствия в пользовании земельным участком путем сноса (демонтажа) сооружений, возведенных на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, х<адрес>, западнее земельных участков по <адрес>, с кадастровым номером

Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно обязать Клименко В.В. освободить и вернуть администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, западнее земельных участков по <адрес>, с кадастровым номером

Взыскать с администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район в пользу Клименко В.В. доходы бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район, полученные в виде арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 18 ноября 2009 года за период действия договора.

Признать недействительным зарегистрированное право аренды Клименко В.В. на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, западнее земельных участков по <адрес>, с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:    Кобзев А.В.

2-21/2013 (2-1204/2012;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Приморско-Ахтарского района в интересах РФ, неопределенного круга лиц
Ответчики
Клименко Валентина Васильевна
Администрация МО Приморско-Ахарский район
Другие
Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Территориальное управление Росимущества по Кк
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Приморско-Ахтарский отдел филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по КК
Приморскор-Ахтарский отдел Управление Росреестра по КК
Суд
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края
Судья
Кобзев Александр Владимирович
Дело на сайте суда
primorsko-axtarsky.krd.sudrf.ru
20.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2012Передача материалов судье
21.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2012Подготовка дела (собеседование)
04.12.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.12.2012Предварительное судебное заседание
21.12.2012Предварительное судебное заседание
10.01.2013Судебное заседание
16.01.2013Судебное заседание
31.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2013Дело оформлено
16.01.2013
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее