ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УИД 04RS0021-01-2020-007067-25
Дело № 33-1043/2021
Судья Баторова Д.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 апреля 2021 года город Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Васильевой С.Д., Чупошева Е.Н., при секретаре Цыденжаповой Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мунконовой Ж.Ю. к Республиканскому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения» о признании незаконным отказа, обязании принять решение о выплате пособия для детей от 3-7 лет по апелляционной жалобе Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения» на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13 января 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования Мунконовой Ж.Ю. к Республиканскому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения» о признании незаконным отказа, обязании принять решение о выплате пособия для детей от 3-7 лет удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ отдела социальной защиты населения по Иволгинскому району Республики Бурятия от <...> г. в назначении и выплате пособия Мунконовой Ж.Ю. на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на М., <...> года рождения.
Обязать Республиканское государственное учреждение «Центр социальной поддержки населения» назначить и выплатить Мунконовой Ж.Ю. ежемесячную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, возражениями на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия Мунконова Ж.Ю. просила признать незаконным отказ Отдела социальной защиты населения по Иволгинскому району, обязать Отдел социальной защиты населения по Иволгинскому району принять положительное решение об установлении ежемесячной денежной выплаты, выплатить пособие со дня исполнения ребенку 3 года (с <...> г.), возместить уплаченную госпошлину в сумме 300 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что <...> г. истец обратилась в отдел РГУ «Центр социальной поддержки населения» в Иволгинском районе РБ с заявлением об установлении ежемесячной выплаты на ребенка в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». В назначении выплаты ей было отказано в связи с тем, что среднедушевой доход семьи выше прожиточного минимума. С отказом истец не согласна, поскольку расчет заработной платы супруга был произведен без учета алиментов на содержание ребенка от первого брака.
Определением суда от 17.12.2020 г. произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на надлежащего ответчика – РГУ «Центр социальной поддержки населения».
В судебное заседание истец Мунконова Ж.Ю., извещенная надлежащим образом, не явилась, направив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца Бухоголова Э.Д-Н., действующая по доверенности от 12.1.2020 г., исковые требования поддержала.
Представитель ответчика РГУ «Центр социальной поддержки населения» Золтуева С.В., действующая по доверенности от 10.04.2020 г. исковые требования не признала.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель РГУ «Центр социальной поддержки населения» Золтуева С.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, на допущенные судом нарушения норм материального права. Указывает на то, что при определении права на ежемесячную выплату на ребенка от 3 до 7 лет включительно подлежат применению специальные нормы, а именно Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 N 384 (ред. от 31.03.2021) "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении". Согласно сведениям о доходах физических лиц, совокупный доход семи истца за 12 мес. составил <...> руб., ежемесячный прожиточный минимум составил 12 049,87 руб. на члена семьи, что превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Республике Бурятия за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (11 549,0 руб.). Апеллянт полагает, что исключение суммы взысканных алиментов на ребенка, проживающего в другой семье, при определении дохода семьи на оспариваемую выплату требованиями не предусмотрено, решение об отказе в назначении оспариваемой выплаты вынесено правомерно.
В возражениях на апелляционную жалобу Мунконова Ж.Ю. просит оставить решение суда без изменения.
В суд апелляционной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом, не явились. В соответствии со ст.ст. 167,327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что отказ РГУ «Центр социальной поддержки населения» в лице отдела социальной защиты населения по Иволгинскому району РБ заявителю Мунконовой Ж.Ю. в установлении ежемесячной денежной выплаты с 3 до 7 лет на ребенка М., <...> г. является незаконным, поскольку из доходов семьи истца подлежит вычету сумма уплаченных супругом истца М. алиментов на содержание отдельно проживающего ребенка М., <...> года рождения в пользу М.., с учетом которой среднемесячный доход на 1 члена семьи Мунконовой Ж.Ю. составляет 9970,39 руб. и не превышает установленную во втором квартале 2019 г. величину прожиточного минимума в размере 11 549 руб.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела <...> г. Мунконова Ж.Ю. обратилась в Иволгинский отдел социальной защиты населения с заявлением об установлении ежемесячной выплаты на ребенка М., <...> года рождения в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
<...> г. Иволгинским отделом социальной защиты населения РБ отказано в назначении такой выплаты в связи с тем, что доход на одного члена семьи за период с 01.02.2019 г. по 01.01.2020 г. превысил размер прожиточного минимума на душу населения в Республике Бурятия во втором квартале года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты – 11 549,0 руб.
Судом установлено, что истец Мунконова Ж.Ю. состоит в зарегистрированном браке с М. с <...>, что подтверждается свидетельством о заключении брака <...> № <...>, выданного Улан-Удэнским городским отделом Управления ЗАГС РБ.
У истца есть ребенок Б., <...> года рождения.
У супругов Мунконовых имеется общий совместный ребенок М., <...> года рождения.
Супруг истца Мунконов Н.С. также является отцом несовершеннолетнего ребенка М., <...> года рождения, которая проживает отдельно со своей матерью. На содержание ребенка М. отцом выплачиваются алименты в пользу М. на основании решения <...> районного суда г. Улан-Удэ по делу №<...>, вступившего в силу <...> в размере 1/4 части заработка и (иного) дохода ежемесячно, начиная с <...> до её совершеннолетия.
В судебном заседании установлено, что истец проживает с супругом М., несовершеннолетними детьми М., <...> г.р., Б., <...> г.р. по адресу: <...>, которые входят в состав ее семьи.
Из материалов дела следует, что супруг истца работает в ГБУЗ <...>. Согласно расчету СДД, составленному ответчиком, доход М. до вычета налогов за период с февраля 2019 года по январь 2020 года определен <...> руб.
За этот же период согласно справке работодателя от <...> с М. на содержание несовершеннолетнего ребенка М. удержаны алименты в размере 1/4 части заработка и (иного) дохода в размере <...> руб.
При рассмотрении заявления Мунконовой Ж.Ю. в отделе социальной защиты населения по Иволгинскому району произведен расчет среднедушевого дохода на каждого члена семьи за период с 01.02.2019 г. по 01.01.2020 г.
Согласно указанному расчету за период с 01.02.2019 г. по 01.01.2020 г. семья Мунконовой Ж.Ю. имела следующий доход:
М. (супруг истца) за этот же период получен доход в размере <...> руб.;
Истцом Мунконовой Ж.Ю. за период с 01.02.2019 г. по 01.04.2019 г. - <...> руб.;
Несовершеннолетним Б. за период с 01.01.2019 г. по 01.01.2020 г. – <...> руб.
Согласно расчету ответчика, всего семья Мунконовой Ж.Ю. без вычета оплаченных М. алиментов получила доход в размере <...> руб., среднемесячный доход на одного члена семьи истца без вычета оплаченным М. алиментов составил <...> руб. (<...>), что, по мнению ответчика, превышает величину прожиточного минимума в размере 11 549 руб.
Именно данный расчет послужил основанием для вынесения решения об отказе в установлении ежемесячной денежной выплаты с 3 до 7 лет на ребенка истца М., <...> года рождения.
По мнению ответчика, при определении размера дохода семьи Мунконовой Ж.Ю. учитывается весь доход семьи без вычета оплаченных М. алиментов.
Между тем такая позиция ответчика, как правильно указал суд первой инстанции, является неправильной.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав.
В соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с 01 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, которая предоставляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1).
В соответствии с п/п «а» п. 3 данного Указа ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. Размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (п/п «б» п. 1 Указа).
Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 г. № 384 утверждены «Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно».
В соответствии с пунктами 4, 5 и 6 данного постановления право на получение ежемесячной выплаты в 2020 г. имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации при условии, что в семье есть ребенок от 3 до 7 лет включительно с гражданством РФ и среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в конкретном регионе на II квартал года, предшествующего году обращения за выплатой.
Для получения выплат необходимо обращение одного из родителей с соответствующим заявлением, установленной формы (п. 9 постановления).
Согласно п. 21 постановления при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:
а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;
б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
г) алименты;
д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
е) ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);
з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами;
к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;
л) доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики;
м) доходы от продажи, аренды имущества;
н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.
Согласно п. 22 среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Таким образом, постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 г. № 384 установлен исчерпывающий перечень доходов, подлежащих учету при расчете среднедушевого дохода членов семьи, претендующей на получение социальной выплаты.
Из приведенных нормативных положений следует, что алименты на содержание несовершеннолетних детей учитываются при определении дохода семьи их получающей, и не могут учитываться в виде дохода семьи, в которой один из родителей производит их уплату.
Аналогичное положение закреплено в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", в соответствии с которым из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов.
Учитывая цель принятия нормативно-правовых актов, предусматривающих выплату денежных сумм на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, различный подход к разрешению данного вопроса нарушит принцип обеспечения государством гарантий социальной защиты.
В этой связи, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что алименты, которые удерживаются с заработной платы супруга истца – М. на содержание дочери от первого брака, проживающей отдельно от отца, подлежат вычету из суммы доходов семьи истца.
Согласно расчету, произведенному судом первой инстанции, следует, что общий доход семьи за период с 01.02.2019 г. по 01.01.2020 г. составляет <...> руб., из которых:
- <...> руб. – доход, полученный истцом Мунконовой Ж.Ю. за период с 01.02.2019 г. по 01.04.2019 г.;
- <...> руб. – доход, полученный несовершеннолетним Б. за период с 01.02.2019 г. по 01.01.2020 г.;
- <...> руб. – доход супруга М. за период с 01.02.2019 г. по 01.01.2020 г. (<...> – <...> руб. – сумма взысканных алиментов).
Среднедушевой доход каждого члена семьи составил 9 970,39 руб. (<...>).
Величина прожиточного минимума на душу населения в Республике Бурятия за 2 квартал 2019 г. составил 11 549 руб., из чего следует, что среднедушевой доход семьи Мунконовой Ж.Ю. в размере 9 970,39 руб. не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Республике Бурятия за 2 квартал 2019 г. – 11 549 руб.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований Мунконовой Ж.Ю. имелись.
Доводы о том, что спор подлежал разрешению в порядке административного судопроизводства, не состоятельны, так как, оспаривая действия ответчика, истец одновременно заявляет требования об установлении ежемесячных денежных выплат с 3 до 7 лет на ребенка, в назначении которого отказано, что свидетельствует о наличии спора, который подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, получивших его правильную оценку.
При разрешении спора судом первой инстанции верно установлены все значимые для дела обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, проверенного в пределах доводов апелляционной жалобы, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии: