Дело № 2а-321/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
17 января 2018 года г. Брянск
Советский районный суд г.Брянска в составе:
председательствующего судьи Борлакова М.Р.,
при секретаре Осинниковой Е.В.,
с участием административного ответчика Дьяченко Н.В.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Рнспекции Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску Рє Дьяченко Рќ.Р’. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ налоговым платежам,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Административный истец обратился РІ СЃСѓРґ СЃ указанным административным РёСЃРєРѕРј, ссылаясь РЅР° то, что административный ответчик является налогоплательщиком РїРѕ налогам Рё сборам. РџРѕ состоянию РЅР° 2016 РіРѕРґР° Р·Р° Дьяченко Рќ.Р’. числится задолженность РїРѕ налогам Рё пеням РІ СЃСѓРјРјРµ 1 588 СЂСѓР±. 79 РєРѕРї., РІ том числе: ЕСН РІ ФБ, налог – 537 СЂСѓР±. 60 РєРѕРї., ЕСН РІ ФБ, пени – 834 СЂСѓР±. 67 РєРѕРї., ЕСН РІ ФФОМС, налог – 118 СЂСѓР±. 80 РєРѕРї., ЕСН РІ ФФОМС, пени – 61 СЂСѓР±. 72 РєРѕРї. Указанная задолженность сложилась РїРѕ СЃСЂРѕРєСѓ уплаты РЅР° 30 апреля 2005 РіРѕРґР°. Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚.СЃС‚. 69,70 РќРљ Р Р¤ Рнспекцией Федеральной налоговой службой Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску РІ адрес административного ответчика направлялось требование в„– 20709 РѕС‚ 14 апреля 2005 РіРѕРґР° РѕР± уплате, налога, СЃР±РѕСЂР°, пени Рё штрафа СЃ предложением погасить указанную задолженность, однако данное требование Дьяченко Рќ.Р’. РЅРµ исполнено, задолженность РїРѕ налоговым платежам РЅРµ погашена. Определением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 14 Советского судебного района Рі. Брянска РѕС‚ 25 мая 2017 РіРѕРґР° РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску отказано РІ принятии заявления Рѕ вынесении судебного приказа Рѕ взыскании СЃ Дьяченко Рќ.Р’. задолженности РїРѕ налоговым платежам РІ размере 1 588 СЂСѓР±. 79 РєРѕРї. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, Рнспекция Федеральная налоговая служба Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску РїСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ взыскать СЃ Дьяченко Рќ.Р’. задолженность РїРѕ налогу, пени Рё штрафу РІ размере 1 588 СЂСѓР±. 79 РєРѕРї., восстановить СЃСЂРѕРє для подачи настоящего административного РёСЃРєР°.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного слушания уведомлен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки. Причина неявки суду не сообщена.
Административный ответчик Дьяченко Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении административного иска отказать.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие административного истца.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 НК РФ, каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
В силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях, в частности, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Согласно ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога (ч. 1). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (ч. 8).
Согласно п. 2 ст. 57 НК РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статья 75 НК РФ предусматривает, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).
Судом установлено, что Дьяченко Н.В. является налогоплательщиком по уплате налогов и сборов, за которой числится задолженность по уплате налогов, пени и штрафа по состоянию на 2016 года в сумме 1 588 руб. 79 коп. по сроку уплаты до 30 апреля 2005 года. Указанная задолженность сложилась по сроку уплаты на 30 апреля 2005 года, которая в соответствии с требованием ст. 59 НК РФ безнадежна по взысканию, поскольку установлено, что соответствующих Налоговому кодексу РФ процедур взыскания указанной задолженности налоговым органам не производилась, срок взыскания налоговой недоимки пропущен.
В соответствии со ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 3). Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4).
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ должнику было направлено требование № 20709 от 14 апреля 2005 года об уплате недоимки по налогам и пени, однако указанное требование в установленный срок административным ответчиком исполнено не было.
Между тем, документов подтверждающих направление налоговым органом данного требования налогоплательщику материалы дела не содержат.
Требованием об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Определением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 14 Советского судебного района Рі. Брянска РѕС‚ 25 мая 2017 РіРѕРґР° РФНС Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску отказано РІ принятии заявления Рѕ вынесении судебного приказа Рѕ взыскании СЃ Дьяченко Рќ.Р’. задолженности РїРѕ налоговым платежам РІ размере 1 588 СЂСѓР±. 79 РєРѕРї., РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ истечением СЃСЂРѕРєР° РЅР° судебное взыскание обязательных платежей Рё санкций.
В статье 48 НК РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно правилам ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Поскольку срок исполнения вышеуказанного требования установлен до 30 апреля 2005 года, т.е. срок обращения в суд в рамках указанных норм истек 30 июня 2008 года, в суд административный истец обратился с данным административным иском 08 ноября 2017 года, суд полагает, что административным истцом пропущен срок, установленный в абз. 3 ч. 2 ст. 48 48 НК РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ.
Оснований для признания уважительными причин пропуска срока обращения в суд, судом не установлено, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд.
Таким образом, обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного ст. 48 НК РФ срока на обращение в суд с административным иском и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу.
Принимая РІРѕ внимание, что административным истцом пропущен СЃСЂРѕРє для обращения РІ СЃСѓРґ, РЅРµ представлено уважительных причин его РїСЂРѕРїСѓСЃРєР°, Рё СЃСѓРґРѕРј РЅРµ установлено правовых оснований для его восстановления, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что исковые требования Рнспекции Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску Рє Дьяченко Рќ.Р’. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ налоговым платежам, РЅРµ подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 178 – 180 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административный РёСЃРє Рнспекции Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Брянску Рє Дьяченко Рќ.Р’. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ налоговым платежам – оставить без удовлетворения.
Решение по административному делу может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Р. Борлаков
Мотивированное решение изготовлено 22 января 2018 года.