Судья Гришанина Н.В Дело № 33-15041/2018
2.045г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 октября 2018 года город Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Емельянова В.А.,
судей Беляковой Н.В., Провалинской Т.Б.,
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Андреевой А.Г.,
при секретаре Фроленко С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А.
дело по иску Канского межрайонного прокурора, действующего в интересах Крутиковой Оксаны Николаевны, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Большеуринская средняя общеобразовательная школа» о взыскании заработной платы
по апелляционной жалобе представителя третьего лица – администрации Канского района Красноярского края Горбачевой О.С.
на решение Канского районного суда Красноярского края от 23 апреля 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Канского межрайонного прокурора, действующего в интересах Крутиковой Оксаны Николаевны к МБОУ «Большеуринская средняя общеобразовательная школа» о взыскании заработной платы удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большеуринская средняя общеобразовательная школа» в пользу Крутиковой Оксаны Николаевны недоначисленную заработную плату за период с января по декабрь 2017 года в размере 17 918 (семнадцать тысяч девятьсот восемнадцать) рублей 47 копеек.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Большеуринская средняя общеобразовательная школа» в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 717 (семьсот семнадцать) рублей».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Канский межрайонный прокурор, действуя в интересах Крутиковой О.Н., обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Большеуринская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту – МБОУ «Большеуринская СОШ») о взыскании заработной платы.
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки выявлено нарушение трудовых прав работника Крутиковой О.Н. со стороны работодателя МБОУ «Большеуринская СОШ», выразившееся в выплате ей заработной платы за период с января по декабрь 2017 года ниже минимального размера оплаты труда. Просит взыскать в пользу Крутиковой О.Н. задолженность по заработной плате в общем размере 17 918,47 рублей.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица - администрации Канского района Красноярского края Горбачева О.С. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В представленных возражениях помощник Канского межрайонного прокурора Екимов А.А. просит оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте его рассмотрения, проверив материалы дела, решение суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Крутикова О.Н. состоит в трудовых отношениях с МБОУ «Большеуринская СОШ», замещает должность повара.
В соответствии с данными расчетных листков за фактически отработанное Крутиковой О.Н. время, с учетом должностного оклада, а также районного коэффициента и процентной надбавки, начисленная заработная плата составила: за январь при полной отработке нормы рабочего времени – 11 885,12 рублей, за февраль при полной отработке нормы рабочего времени – 9 298,88 рублей, за март, апрель, май, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь при полной отработке нормы рабочего времени – 10 592 рубля ежемесячно, за июль (отработано 128 часов при норме 168 часов) – 8 070,10 рублей.
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования, учитывая, что заработная плата истцу выплачивалась в размере, не соответствующем требованиям о минимальном размере оплаты труда, пришел к обоснованному выводу о том, что работодатель имеет перед Крутиковой О.Н. задолженность по начислению и выплате заработной платы за период с января по декабрь 2017 года в общем размере 17 918,47 рублей, приведя в решении подробный расчет, не оспоренный сторонами, исходя из минимального размера оплаты труда (с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года - 7 500 рублей, с 01 июля 2017 года – 7 800 рублей), районного коэффициента 30%, установленного на территории Канского района, процентной надбавки за стаж в размере 30%, установленной нормы рабочего времени, с учетом фактически отработанного времени и фактически выплаченной заработной платы.
При этом суд правомерно исходил из положений ч.1 ст.129, ч.3 ст.133 ТК РФ, в соответствии с которыми месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя элементы системы оплаты труда, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.
На основании ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции федеральных законов от 02.06.2016 года № 164-ФЗ, от 19.12.2016 года № 460-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2016 года установлен в сумме 7 500 рублей, с 01 июля 2017 года - 7 800 рублей в месяц.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
В силу п. 1.2. Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23 декабря 2016 года, установленный в период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года минимальный уровень заработной платы, дифференцированный по группам территорий Красноярского края, включает в себя компенсационные выплаты, в том числе выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Вместе с тем, установленный Региональным соглашением минимальный размер оплаты труда в территориях края не в полной мере обеспечивал уровень гарантий, установленный положениями ч.1 ст.129, ч.3 ст.133, ст.133.1 ТК РФ.
Доводы жалобы о том, что выявленный в Постановлении Конституционного Суда РФ № 38-П конституционно-правовой смысл отдельных положений трудового законодательства является обязательным только с 07 декабря 2017 года, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Применяя нормы ст. 103 ГПК РФ суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 717 рублей.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Канского районного суда Красноярского края от 23 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя третьего лица - администрации Канского района Красноярского края Горбачевой О.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи