Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Карагай 22 августа 2016 года
Карагайский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Лыковой С.И.,
при секретаре Филимоновой О.Н.,
с участием прокурора Карагайского района Бендовского Е.М.,
истца Кочергиной Я.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карагайского района в интересах очергиной (Старковой) Я.Э. к Правительству Пермского края, муниципальному образованию – Карагайский муниципальный район в лице администрации Карагайского муниципального района Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Прокурор Карагайского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Кочергиной (Старковой) Я.Э. к Правительству Пермского края, муниципальному образованию Карагайский муниципальный район в лице администрации Карагайского муниципального района Пермского края о возложении обязанности предоставить Кочергиной (Старковой) Я.Э. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям и общей площадью не менее 33 кв.м. в границах муниципального образования <адрес>.
Свои требования мотивировал тем, что Кочергина (Старкова) Я.Э. обладает статусом ребенка-сироты. Родители Кочергиной (Старковой) Я.Э. – мать ФИО1, отец ФИО2 решением Карагайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Постановлением Главы администрации Карагайского района над Старковой Я.Э. установлена опека, опекуном назначена ФИО5, за Старковой Я.Э. закреплено право проживания в доме по адресу: <адрес>. По постановлению администрации Карагайского района от ДД.ММ.ГГГГ Кочергина (Старкова) Я.Э. передана на воспитание в приемную семью ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ Старкова Я.Э. заключила брак с ФИО4, ей присвоена фамилия мужа - Кочергина.
Кочергина (Старкова) Я.Э. не имеет в собственности либо по договору социального найма жилого помещения. Согласно заключения начальника отдела опеки и попечительства МТУ № 2 Минсоцразвития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № установлен факт невозможности проживания Кочергиной (Старковой) Я.Э. в ранее занимаемом помещении по адресу <адрес>.
На основании приказа МТУ №2 Минсоцразвития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № Кочергина (Старкова) Я.Э. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кочергина (Старкова) Я.Э. своего жилья не приобрела, проживает и работает на территории <адрес>, где и намерена проживать в дальнейшем, ее муж ФИО4 также постоянно проживает и работает на территории <адрес>, желает, чтобы ей предоставили жилое помещение специализированного жилищного фонда в границах муниципального образования <адрес>.
В соответствии с действующим законодательством, Правительство Пермского края за счёт средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязано предоставить Кочергиной (Старковой) Я.Э. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, отвечающее установленным нормам и требованиям законодательства Российской Федерации и законодательством Пермского края общей площадью не менее 33-х кв.м., по месту его жительства – в границах муниципального образования <адрес>.
В судебном заседании прокурор и истец Кочергина Я.Э. заявленные требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Истец Кочергина Я.Э. пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ. она окончила обучение в ГОУ СПО « Пермский базовый медицинский колледж» в <адрес>, зарегистрировала брак с ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ., у них родился сын ФИО7-ДД.ММ.ГГГГр. После окончания колледжа она постоянно проживает в <адрес>, работает участковой медсестрой в городской детской поликлинике №, муж ее также работает в <адрес> в ООО « Прикамском Ремонтно- Механическом Заводе», сын ФИО7 посещает МАДОУ « Детский сад №» <адрес>. В дальнейшем ее семья намерена проживать в <адрес>. Просила предоставить ей жилое помещение в границах муниципального образования <адрес>.
Ответчик Правительство Пермского края, надлежащим образом извещенное о дне слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направил, направил возражения, в котором просит провести судебное заседание без участия их представителя, отказать в удовлетворении исковых требований прокурору в полном объеме, так как федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица из данной категории, то есть на территории всего Пермского края.
Ответчик муниципальное образование Карагайского муниципального района в лице администрации Карагайского муниципального района Пермского края направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, исковые требования не признал, так как не являются органом, предоставляющим жилые помещения по договорам социального найма детям сиротам, приобретаемых за счет средств бюджета Пермского края, считает, что является ненадлежащим ответчиком.
Третье лицо Министерство социального развития Пермского края надлежащим образом извещенное о дне слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило, направило возражение, в котором просит провести судебное заседание без участия их представителя, отказать в удовлетворении исковых требований прокурору в полном объеме, так как удовлетворение требований о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма нарушит права детей-сирот включенных в список раньше Кочергиной (Старковой) Я.Э.
Третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, надлежащим образом извещенное о дне слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило, просили дело рассмотреть в отсутствии представителя Министерства, в отзыве указали, что поддерживают позицию Правительства Пермского края и просят отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель привлеченного к участию в деле МТУ № 2 Министерства социального развития Пермского края по доверенности Папикян Г.Р. не возражала против удовлетворения исковых требований, считает, что если Кочергина Я.А. постоянно проживает и работает в <адрес>, то и жилое помещение ей должно быть предоставлено там.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы в их совокупности приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Кочергина (Старкова) Я.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, мать ФИО1, отец ФИО2 решением Карагайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав (л.д.10).
Постановлением Главы администрации Карагайского района от ДД.ММ.ГГГГ над Старковой Я.Э. установлена опека, опекуном назначена ФИО5, за несовершеннолетней закреплена жилплощадь в виде колхозной квартиры в д. Больщая Казань. (л.д. 11 об.).
Постановлением администрации Карагайского района от ДД.ММ.ГГГГ № Старкова Я.Э. передана на воспитание в приемную семью ФИО3 (л.д.12).
Заключением начальника отдела опеки и попечительства МТУ № 2 Минсоцразвития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Кочергиной (Старковой) Я.Э. установлен факт невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес> закрепленном за Старковой Я.Э., так как общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, а именно составляет 5, 47 кв.м. (л.д. 20).
ДД.ММ.ГГГГ Кочергина (Старкова) Я.Э. окончила ГОУ СПО «Пермский базовый медицинский колледж» в <адрес> и работает в ГБУЗ ПК «Городская детская поликлиника №» в <адрес> (л.д.23).
Жилых помещений на праве собственности Кочергина (Старкова) Я.Э. и члены ее семьи не имеют, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма Кочергина (Старкова) Я.Э. не является, данные сведения подтверждаются сведениями, представленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю (л.д. 18-19, 25), доказательств обратного ответчиками не представлено.
Согласно информации МТУ №2 Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № Кочергина (Старкова) Я.Э. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 21).
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ Кочергина (Старкова) Я.Э. проживает по адресу: <адрес> в квартире, принадлежащей родителям мужа, общей площадью 53, 2 кв.м., кроме нее в квартире зарегистрированы: ФИО6 – отец мужа, ФИО7 – мать мужа, ФИО7 – сын, ФИО4 - муж, ФИО8 – сестра мужа (л.д. 22).
В соответствие со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей», ст.121 Семейного Кодекса РФ Кочергина Я.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как ее родители лишены в отношении ее родительских прав.
В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых
помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по
договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
На основании ст.4 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в соответствие с действующим законодательством и охраняются государством.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,. которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п.п. 7, 8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ право на
обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые
предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствие со ст.5, п.8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилые помещения относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Таким образом, согласно вышеуказанных норм закона, а также ч.3 ст.49 ЖК РФ обеспечение детей-
сирот жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Порядке, установленном
нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма – в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых
помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных
применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам
предоставления площади жилого помещения по договору социального найма,
устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33
квадратных метров общей площади жилого помещения.
Частью 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007г. № 127-ПК «О
специализированном жилищном фонде Пермского края» установлено, что
жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений:
1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим
возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до
достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя
жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности
до достижения совершеннолетия), которые являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя
жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным в порядке, установленном нормативным
правовым актом Правительства Пермского края.
Частью 2 ст.8.1. указанного Закона установлено, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В соответствие с пунктами 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-
сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей,
оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного
жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных
жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского
края от 09.09.2013г. № 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам
в соответствие с частью 3 статьи 6 Закона от 29.12.2004г. №1939-419 и
должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры,
должно быть благоустроено применительно к условиям соответствующего
населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого
помещения по договору социального найма, установленным органами местного
самоуправления муниципальных образования Пермского края, но не менее 33
квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания
граждан (отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и
нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам
по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования
Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в
другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту
жительства.
Из смысла указанных правовых норм следует, что данная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее предоставление и только с согласия лица жилое помещение может быть предоставлено в другом муниципальном образовании Пермского края, в связи с чем несостоятельны доводы ответчиков о предоставлении жилого помещения детям – сиротам на любой территории субъекта РФ, а не по месту жительства гражданина.
Судом из материалов дела и объяснений истца установлено, что Кочергина (Старкова) Я.Э. в настоящее время проживает вместе с семьей (мужем ФИО4 и сыном ФИО7) в <адрес>, где работают оба с мужем, сын посещает МАДОУ « Детский сад №» <адрес> и она намерена в дальнейшем проживать и работать в <адрес>, поэтому обоснованны требования прокурора по предоставлению Кочергиной (Старковой) Я.Э. благоустроенного жилого помещения в границах муниципального образования <адрес>.
Доводы Министерства социального развития Пермского края о том, что предоставление жилого помещения истцу нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше истца, обладающих одинаковыми правами с истцом, не могут послужить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как в ходе рассмотрения дела установлено, что все условия и обстоятельства, при которых у лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает право на предоставление жилого помещения, у Кочергиной (Старковой) Я.Э. имеются. Суд считает, что указанные доводы основаны на ошибочном толковании норм Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ и законодательства Пермского края, системное толкование которых позволяет сделать вывод о том, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанном законодательстве, обстоятельств, в данном случае, достижение Старковой Я.Э. возраста 18 лет и получения ею профессионального образования.
В соответствии со ст.23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство им.
Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. №, фактически не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление таких жилых помещений.
Таким образом, именно Правительство Пермского края как высший исполнительный орган Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязано предоставить Кочергиной (Старковой) Я.Э. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, отвечающее установленным нормам и требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Пермского края.
В удовлетворении исковых требований прокурора Карагайского района к муниципальному образованию Карагайский муниципальный район в лице администрации Карагайского муниципального района Пермского края следует отказать, поскольку из приведенных выше норм материального права следует, что указанный орган не обладает организационно-распорядительными функциями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Карагайского района Пермского края в интересах Кочергиной (Старковой) Я.Э. удовлетворить частично.
Обязать Правительство Пермского края предоставить Кочергиной Я.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в границах муниципального образования <адрес> благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности предоставления Кочергиной Я.Э. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, на муниципальное образование Карагайский муниципальный район в лице администрации Карагайского муниципального района Пермского края - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд, через Карагайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.И.Лыкова