Мировой судья Мороз М.Ю.
№
РЕШЕНИЕ
01 февраля 2023 года г.о.Самара
Судья Кировского районного суда <адрес> Кузнецова Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу № с участием представителя должностного лица по доверенности ФИО6 на постановление от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка № Кировского судебного района <адрес>, которым Кургузов и.м., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> республики, зарегистрированный по адресу: <адрес>, фактически проживающий по адресу: Эстонская республика, <адрес> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка № Кировского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Кургузов и.м., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> республики признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Оспаривая законность и обоснованность привлечения к административной ответственности, Кургузов И.М. обратился в Кировский районный суд <адрес> с жалобой.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Кировский районный суд <адрес> представитель Кургузова И.М. по доверенности Овчаренко К.М. просила постановление мирового судьи судебного участка № Кировского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, так как оно является не законным, прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Кургузова и.м., поскольку он не был извещен и дне и времени составления протокола и не знал о дате рассмотрения дела в мировом суде, так как проживает в Эстонии, чем были существенного нарушены его права на защиту.
Кургузов И.М. и представитель Кургузова И.М. по доверенности ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина не явки суду не известна.
Представитель должностного лица Администрации г.о.Самара по доверенности ФИО6 просила в удовлетворении жалобы отказать. Пояснила, что направляли Кургузову И.М. на домашний адрес в <адрес> уведомление о дате составления протокола на ДД.ММ.ГГГГ по почте, и почему его вручили адресату только ДД.ММ.ГГГГ пояснить не смогла, так как за это отвечает Почта России. Кроме того, заявителем пропущен срок для обжалования постановления от ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив представленные материалы, заслушав мнение сторон, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно п. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Исследовав материалы дела и представленные документы, суд считает пропуск процессуального срока уважительным, поскольку заявитель Кургузов И.М. не имел возможности своевременно обжаловать постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, так как болел, и предоставил подтверждающие документы, а, следовательно, заявление о восстановлении пропущенного срока для об и предоставил жалования является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Основанием для привлечения Кургузова И.М. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ послужили следующие обстоятельства. Было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 13:16 часов на территории Кировского внутригородского района г.о.Самара по адресу: СНТ Авиатор, 20-я линия, напротив <адрес>, 359 установлено, что совершено нарушение ч.1,2 ст.51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выразившееся в сбросе отходов производства и потребления подобным отходам грунта при проведении земляных работ (код по ФККО 81110000000) по вине Кургузова И.М., после их транспортировки на автомашине SHACMAN, государственный регистрационный знак В958МА 763 РУС. Данное нарушение зафиксировано посредством фотосъемки. Действия Кургузова И.М. квалифицированы по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняется, в том числе, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
При этом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Согласно части 2, части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Несоблюдение требований данной нормы о составлении протокола об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, или в отсутствие этого лица при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола является существенным процессуальным нарушением, препятствующим реализации указанным лицом права на защиту.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
В нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению должностным лицом административного органа не проверено, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления.
При рассмотрении настоящей жалобы установлено, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен должностным лицом Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самары Бойко И.Ю. - ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кургузова И.М. без его участия.
Из материалов дела следует, что извещение на составление протокола об административном правонарушении административным органом направлялись месту регистрации физического лица, что не оспаривалось в судебном заседание представителем должностного лица.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у должностного лица административного органа отсутствовали достоверные сведения о надлежащем извещении Кургузова И.М. на составление протокола.
Из предоставленного в материалы административного дела отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80091866400710 (л.д.9) уведомление о составлении протокола об административном правонарушении с просьбой явиться Кургузову И.М. ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>А, <адрес> прибыло в место вручения ДД.ММ.ГГГГ, попыток вручения адресату не состоялось, и только ДД.ММ.ГГГГ было вручено адресату.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие привлекаемого лица с нарушением требований, предусмотренных ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несоблюдение требований данной нормы о составлении протокола об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, или в отсутствие этого лица при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола является существенным процессуальным нарушением, препятствующим реализации указанным лицом права на защиту.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем, административным законодательством подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу ч. 3 ст. 26.2 вышеуказанного Кодекса в качестве доказательства, так как несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым доказательством.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, после начала рассмотрения дела об административном правонарушении возвращение протокола составившему его должностному лицу для устранения недостатков нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное по настоящему делу существенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу и повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых судебных актов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка № Кировского судебного района <адрес>
о привлечении Кургузова и.м., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать законными и обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 3 части 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление мирового судьи судебного участка № Кировского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Кургузова и.м., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения - отменить, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Кургузова и.м. прекратить на основании пункта 3 части 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Жалобу Кургузова Ильи Михайловича - удовлетворить.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в порядке, установленном ст.ст. 30.12 – 30.19 КоАП РФ.
Судья Е.Ю.Кузнецова