Судья Кузнецова А.В. Гражданское дело № 2-1490/2024
УИД 21RS0025-01-2023-006772-64
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 сентября 2024 года город Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республикив составе: председательствующего судьи Нестеровой Л.В., судей Вассиярова А.В., Николаева М.Н.
при секретаре судебного заседания Владимировой С.В.
рассмотрела открытом в судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Александрова Петра Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике–Чувашии о признании необоснованным уменьшения величины индивидуального пенсионного коэффициента, поступившее по апелляционной жалобе истца Александрова Петра Николаевича на решение Московского районного суда города Чебоксары от 15 февраля 2024 года.
заслушав заклад судьи Вассиярова А.В., судебная коллегия
установила:
Александров П.Н. обратился в суд свышеназванным исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (далее ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии, Отделение Социального фонда) обосновав его следующим.
19 августа 2022 года истец обратился к ответчику за разъяснением, но ответа на своё обращение не получил. Поставленный истцом вопрос касался сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, содержащих данные о величине индивидуального пенсионного коэффициента и стаже работы. В указанных сведениях на 1 января 2019 года эти величины составили соответственно 87, 572 и 30 лет 10 месяцев 27 дней (370 месяцев), а в сведениях на 1 января 2021 года – 82, 995 и 30 лет 7 месяцев 22 дня (368 месяцев), т.е. произошло уменьшение величины индивидуального пенсионного коэффициента на 4, 577 (87, 572-82, 995).
По мнению истца, при сокращении продолжительности стажа работы на два месяца (370 месяцев – 368 месяцев), могло произойти уменьшение величины индивидуального пенсионного коэффициента до 87, 107 исходя из следующих расчетов: 87, 572/370=0, 234; 0, 234Х2= 0, 468; 87, 572-0, 468=87, 107. В связи с этим, уменьшение величины индивидуального пенсионного коэффициента более чем на 0, 468 истец просил признать необоснованным.
В суде первой инстанции истец просил удовлетворить исковые требования. Ответчик представил на них письменные возражения (л.д. 27, 45).
Решением Московского районного суда города Чебоксары от 15 февраля 2024 года в удовлетворении иска отказано (л.д. 51-55).
Александров А.Н., настаивая на удовлетворении заявленных требований, просит судебное постановление отменить и в апелляционной жалобе указывает на непредставление ответчиком подробного расчета величины индивидуального пенсионного коэффициента, как следствие, неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела, нарушение принципов равноправия участников гражданских правоотношений и справедливого судебного разбирательства.
Выслушав объяснения истца, просившего удовлетворить апелляционную жалобу, признав возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 400-ФЗ, страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет, соответственно мужчины и женщины. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч.ч. 2, 3).
В силу ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ, с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 167-ФЗ).
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ).
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абз.3 п. 2 ст. 14 Федерального закона № 167-ФЗ).
Ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» нормы которого, регулирующие исчисление размера трудовых пенсий, применяются в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону № 400-ФЗ, понятие индивидуального лицевого счета определено как совокупность сведений о поступивших страховых взносах за застрахованное лицо и другой информации о застрахованном лице, содержащей его идентификационные признаки в Пенсионном фонде Российской Федерации, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Федеральный закон №27-ФЗ).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона №27-ФЗ индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).
Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (ч. 9 ст. 15 Федерального закона №400-ФЗ).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется в том числе, исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ч. 10 ст. 15 Федерального закона №400-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст. 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 данного федерального закона, суммы валоризации (ст. 30.1 этого федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
В соответствии с абз.5 ч.2 ст. 16 Федерального закона №27-ФЗ, органы Социального фонда предоставлять бесплатно зарегистрированному лицу по его обращению сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете (в части его индивидуального лицевого счета), включая информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, о сумме средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии зарегистрированного лица, включая информацию о сумме дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, не подлежащего передаче в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, или сумме убытка, не подлежащего гарантийному восполнению в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, и о сумме средств пенсионных накоплений, переведенных в состав средств пенсионных резервов в качестве единовременного взноса по договору долгосрочных сбережений, а также в разделе «Сведения о трудовой деятельности» по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при личном обращении зарегистрированного лица в территориальный орган Фонда или в форме электронного документа, порядок оформления которого устанавливается Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Приказом Минтруда России от 09.01.2019 № 2н, вступившим в силу 17 марта 2019 года, введена новая форма «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица» (форма СЗИ-ИЛС).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истцом получены сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ.
В указанных сведениях, помимо прочего, в разделе «1. Сведения о величине ИПК, его составляющих и стаже застрахованного лица» имеются данные о величине индивидуального пенсионного коэффициента и продолжительности периодов работы, иных периодов до 2015 года.
В сведениях по состоянию на 01.01.2021 величина индивидуального пенсионного коэффициента указана равной 82, 995, продолжительность периодов работы, иных периодов – 30 лет 7 месяцев 22 дня (л.д. 7-8).
В сведениях по состоянию на 15.04.2019 эти же величины составили 87, 572 и 30 лет 10 месяцев 27 дней соответственно (л.д. 14-15).
23 марта 2022 года и 19 августа 2022 года имели место обращения истца к ответчику, в которых он просил разъяснить приведенные выше расчеты величины индивидуального пенсионного коэффициента (л.д. 17-18).
В ответе на обращение от 20 апреля 2022 года Отделение Социального фонда разъяснило Александрову П.Н. положения действующего законодательства и сообщило о том, что изменения величины индивидуального пенсионного коэффициента в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета обусловлено проведением работы по актуализации индивидуального лицевого счета сведениями о периоде работы истца на Чебоксарском приборостроительном заводе, а период службы в вооруженных силах по призыву учтен исходя из коэффициента, определенного по нормам ч.12 ст.15 Федерального закона №400-ФЗ (л.д. 19).
19 августа 2022 года истец обратился к ответчику повторно со ссылкой на то, что не получил ответа на поставленные им ранее вопросы (л.д. 38).
Как указал ответчик, письмом в адрес истца от 15.09.2022 представлен подробный расчет величины индивидуального пенсионного коэффициента, равной 82, 995 (л.д. 39).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений прав истца, подлежащих судебной защите, при этом исходил из того, что истец получателем пенсии не является, полученные им данные носят предварительный характер и будут проверены после возникновения права на получение пенсии и поступления заявления о её назначении.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п.п. 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч.1 ст. 196 ГПК РФ).
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», по смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Обращаясь в суд с иском и в последующем в ходе судебного разбирательства, Александров П.Н. указывал на то, что письмо от 15 сентября 2022 года он не получил, сравнительные расчеты величин индивидуального пенсионного коэффициента, равных 82, 995 и 87, 572 ответчик как в переписке, предшествующей обращению в суд, так и после подачи иска, не представил (л.д. 3, 6, 47).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента, приобретенного до 01.01.2015, подсчитывается с учетом норм Федерального закона №173-Ф3 исходя из продолжительности общего трудового стажа до 01.01.2002, в том числе стажа до 1991 года для исчисления валоризации, величины заработной платы за любые 60 месяцев подряд до 2002 года либо за 2000-2001 годы, а также суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации с 01.01.2002 по 31.12.2014 год, отраженных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Кроме стажа, заработка и страховых взносов на величину индивидуального пенсионного коэффициента до 01.01.2015 влияют иные социально-значимые (нестраховые) периоды, такие как периоды получения пособия по безработице, период прохождения военной службы по призыву.
Из п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 29.1, 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении размера пенсии учитываются периоды работы до 01.01.2002, после 01.01.2002 учитываются суммы страховых взносов, уплаченных работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации, что в силу положений ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ является основанием для перерасчета в случае увеличения индивидуального пенсионного коэффициента.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж, производится: по нормам п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в календарном порядке по их фактической продолжительности; без учета периодов подготовки к профессиональной деятельности (учебы); по нормам п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере; периоды учебы включаются в трудовой стаж, а периоды службы в Вооруженных Силах включаются в стаж в двойном размере.
В соответствии с ч. 12 ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi), предусмотренного п. 1 ч.1 ст. 12 настоящего федерального закона (период прохождения военной службы по призыву), при расчете величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года в соответствии с ч. 10 ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ, составляет 1,8.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450) x Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1.4 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона). В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
На основании ч. 3 той же статьи 30 расчетный размер трудовой пенсии определяется по формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общин трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 327.1 ГПК РФ и п.п. 42-44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судебной коллегией ответчику предложено представить подробные расчеты индивидуальных пенсионных коэффициентов, данные о которых имеются в сведениях о состоянии лицевого счета застрахованного лица, указанные расчеты приняты судом апелляционной инстанции в качестве дополнительных доказательств. Представление в суд апелляционной инстанции вышеперечисленных доказательств не нарушает процессуальных прав сторон, поскольку направлено на установление обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно сведениям индивидуального лицевого счета Александрова П.Н. продолжительность страхового стажа на 31.12.2023 составила 39 лет 7 месяцев 22 дня (в том числе до 1991 — 10 лет 7 месяцев 27 дней, до 2002 — 20 лет 8 месяцев 3 дня (в том числе период получения пособия по безработице и период службы по призыву)).
С применением приведенной выше методики расчетов ответчик определил величину индивидуального пенсионного коэффициента истца до 2015 года в 87, 091.
Отношение среднемесячного заработка Александрова П.Н. за 60 месяцев подряд с марта 1997 по декабрь 2001 года к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период - 1,798, которое подлежит ограничению максимальной величиной, равной 1,2, предусмотренной п. 3 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ.
Соответственно, расчетный размер трудовой пенсии Александрова П.Н. по состоянию на 01.01.2002 равен 1102, 86 pуб.: 0,55 х 1,2 х 1 671 руб., где: 0,55 — стажевый коэффициент за требуемые 25 лет, 1, 2 — отношение заработка, 1 671 руб. - средняя заработная плата в Российской Федерации за 3 квартал 2001 года.
Часть расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года (без учета валоризации) составит 123100, 67 руб.: (1102, 86 руб. - 450) х 228 х 0,82700000, где: 450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии, установленный по состоянию на 01.01.2002 года; 228 мес.- количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии; 0,82700000 - отношение имеющегося стажа к требуемому.
Сумма валоризации расчетного пенсионного капитала на 1 января 2002 года составляет 24620, 13 pуб.: 123100, 67 руб. х 0,20, где 0,20 - процент валоризации 10 % - за общий трудовой стаж до 2002 года и дополнительно 1 % за полных 1 год общего трудового стажа до 01.01.1991.
Часть расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года с учетом валоризации и с учетом индексации на 31 декабря 2014 года – 829425, 21 pуб.: = (123100, 67 pуб. + 24620, 13 pуб.) х 5, 61481664 (коэффициенты индексации за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года.
Расчетный пенсионный капитал с учетом суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо -1272823, 73 pуб.: 829425, 21 pуб. + 443398, 52 руб., где 443398, 52 руб. - сумма страховых взносов за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года.
Страховая часть трудовой пенсии по старости по состоянию на дату назначения пенсии без учета ФБР – 5582, 56 pуб.: 1272823, 73 pуб. / 228 мес.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за период до 01.01.2015 равна 87,091: 5582, 56 pуб. / 64, 1 руб., где 64, 1 pуб. - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015.
Оценив представленные расчеты, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента, равного 87, 091, нарушений прав истца не допущено. Утверждения истца о том, что при уменьшении величины индивидуального пенсионного коэффициента должен сохраняться принцип пропорциональности (продолжительность стажа в месяцах/ величина индивидуального пенсионного коэффициента; полученное значение в размере, кратном количеству месяцев уменьшения стажа, подлежит вычету из величины индивидуального пенсионного коэффициента в случае уменьшения стажа), не основаны на законе. В обращении в адрес ответчика от 22.08.2024 Александров П.Н. указал, что с величиной индивидуального пенсионного коэффициента до 01.01.2015, равной 87, 091, он согласен, просил проверить расчет индивидуального пенсионного коэффициента на 31.12.2023. Величина индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на 31.12.2023 предметом спора по настоящему гражданскому делу не является.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ).
Исходя из положений ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Порядок обращения за страховой пенсией определен Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными приказом Минтруда России от 5 августа 2021 года № 546н (далее Правила № 546н).
Согласно п. 3 Правил № 546н граждане обращаются за назначением пенсии, единовременной выплатой, перерасчетом размера пенсии, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую (в том числе с указанием в заявлении о назначении пенсии, в заявлении о переводе с одной пенсии на другую сведений о способе доставки страховой пенсии) (далее - заявление об установлении пенсии) в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).
Граждане подают заявление об установлении пенсии непосредственно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по своему выбору. Заявление об установлении пенсии может быть направлено в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по почте. Заявление об установлении пенсии может быть подано в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина, в случае, если между территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (п. 4 Правил № 546н)
В силу пунктов 12, 13 Правил № 546н граждане могут обращаться за установлением пенсии в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в том числе: дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета; б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; д) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии; е) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; ж) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации; з) возвращает заявителю подлинники представленных им документов; и) приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях (п. 18 Правил № 546н).
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (п. 19 Правил № 546н).
По смыслу приведенных нормативных положений, решение об отказе в установлении пенсии принимается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Следовательно, отсутствие такого решения свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца и преждевременности обращения в суд. Как указывалось выше, решений о назначении истцу пенсии или об отказе в таком назначении ответчик не принимал.
В связи с изложенным, судебная коллегия не усматривает правовых оснований не согласиться с выводами районного суда о том, что нарушений пенсионных прав истца ответчиком не допущено. Выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшего по делу судебного постановления не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда города Чебоксары от 15 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Александрова Петра Николаевича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий Нестерова Л.В.
Судьи Вассияров А.В.
Николаев М.Н.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 сентября 2024 года.