Решение по делу № 33а-490/2022 от 14.01.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Тахтобина О.П.                                                             поступило 14.01.2022

Номер дела суда 1 инст. 2а-582/2021                                                           33а-490/2022

УИД 04RS0014-01-2021-001340-70

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 января 2022 года                                                                  г.Улан-Удэ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Ихисеевой М.В.,

судей коллегии Назимовой П.С., Матвеевой Н.А.,

при секретаре Федоровой Ю.Ю.,

с участием прокурора Сметаниной И.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО36 к территориальной избирательной комиссии МО «Кяхтинский район», избирательной комиссии МО СП «Тамирское» о признании недействительными итогов голосования по выборам главы МО СП «Тамирское»,

по апелляционной жалобе административного истца ФИО37

на решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 21 октября 2021 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований о признании итогов голосования по выборам главы МО «Тамирское» на избирательных участках муниципального образования сельское поселение «Тамирское» №... <...> прошедшего в период 17,18,19 сентября 2021 года, признании решения избирательной комиссии МО СП «Тамирское», которым определены итоги голосования, результаты выборов главы МО СП «Тамирское», оформленное протоколом об итогах голосования на вышеуказанных избирательных участках муниципального образования сельское поселение «Тамирское» №... <...> признании постановления территориальной избирательной комиссии МО «Кяхтинский район» от 22.09.2021 года об установлении общих результатов выборов главы МО «Тамирское» недействительными, об отмене итогов голосования на избирательных участках №..., прошедшего в период с 17 по 19 сентября 2021 года по выборам главы МО СП «Тамирское», признании решения избирательной комиссии МО СП «Тамирское» по выборам главы на вышеуказанных избирательных участках, признании решения территориальной избирательной комиссии МО «Кяхтинский район» об установлении общих результатов выборов главы МО СП «Тамирское» недействительными – истцу <...> отказать.

Заслушав доклад судьи Матвеевой Н.А., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобой, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО39 обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Кяхтинский район», в котором просит отменить итоги голосования на избирательном участке №... прошедшего в период с 17 сентября по 19 сентября 2021 года по выборам главы МО СП «Тамирское», признать решение избирательной комиссии МО СП «Тамирское» по выборам главы на вышеуказанных избирательных участках недействительными, признать решение территориальной избирательной комиссии МО «Кяхтинский район» об установлении общих результатов выборов главы МО СП «Тамирское» недействительными.

Также, ФИО129. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Кяхтинский район», избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение «Тамирское», в котором просит признать недействительными итоги голосования по выборам главы МО «Тамирское» на избирательных участках муниципального образования сельское поселение «Тамирское» №<...>), прошедшего в период с 17, 18, 19 сентября 2021 года, признать решение избирательной комиссии МО СП «Тамирское», которым определены итоги голосования, результаты выборов главы МО СП «Тамирское», оформленное протоколом об итогах голосования на вышеуказанных избирательных участках муниципального образования сельское поселение «Тамирское» №<...>), недействительным, признать постановление территориальной избирательной комиссии МО «Кяхтинский район» от 22.09.2021 года об установлении общих результатов выборов главы МО «Тамирское» недействительным.

Указанные административные исковые заявления определением суда объединены в одно производство.

В обоснование заявленных требований истец сослался на следующие обстоятельства.

17,18,19 сентября 2021 года в муниципальном образовании сельское поселение «Тамирское», состоящего из четырех сел: <...>, проходили выборы главы МО СП «Тамирское». Зарегистрированными кандидатами на должность главы МО СП «Тамирское» являлись три человека: ФИО40

В процессе проведения выборов были нарушены требования действующего законодательства в области избирательного права, так, в избирательных бюллетенях на сведениях о кандидатах ФИО41 а также на квадратах для проставления отметок избирателей о голосовании в отношении указанных кандидатов имеются рисунки, посторонние изогнутые линии, которых быть не должно, на сведениях о кандидате ФИО42 а также на квадрате, расположенном напротив сведений о нем, такие линии отсутствуют.    Форма избирательного бюллетеня, которая была использована на выборах главы МО СП «Тамирское» нарушает принцип равенства кандидатов, нарушает избирательное право истца, а также создает возможность искажения волеизъявления избирателей МО СП «Тамирское», нанесение на избирательный бюллетень рисунков, изогнутых линий можно рассматривать как «специальный прием», примененный в отношении избирателей МО СП «Тамирское», поскольку при проставлении галочки на избирательном бюллетене избиратель психологически выбирает светлый и пустой квадрата, а не квадрат, в котором уже содержатся рисунки и изогнутые линии.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от 23.09.2021 №263/2762-6 подтверждено нарушение требований п.1 ст.27, п.п.3,7 ст.53 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия», предъявляемых к изготовлению избирательных бюллетеней.

Кроме этого, истец указал, что ФИО127 являющимся помощником и племянником главы МО «Кяхтинский район», был осуществлен подкуп избирателей МО СП «Тамирское». В процессе проведения агитации и выборов главы МО СП «Тамирское» был использован административный и финансовый ресурс, так, в период проведения праймериза за 5 дней до голосования в политическую партию «Единая Россия» было принято 8 человек, целью принятия указанного количестве лиц в состав партии «Единая Россия» являлось голосование указанных лиц на праймеризе против ФИО43 несмотря на указанное «искусственное» увеличение состава партии праймериз был выигран ФИО44

Также, перед выборами главы МО СП «Тамирское» был изменен состав избирательной комиссии МО СП «Тамирское» на лиц, которые являются сторонниками ФИО45., и которые осуществляли агитацию за указанного кандидата. Председателем избирательной комиссии МО СП «Тамирское» являлась ФИО128 состоящая в дружественных отношениях с ФИО46 и являющейся его сторонником. Более того, в отношении ФИО47 в период исполнения обязанностей председателя избирательной комиссии осуществлялось уголовное преследование. Указанные грубые нарушения проведения выборов главы МО СП «Тамирское» являются основаниями для признания результатов выборов недействительными.

Истец ФИО48 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковых заявлениях.

Представитель территориальной избирательной комиссии МО «Кяхтинский район», избирательной комиссии МО СП «Тамирское» ФИО49 в судебном заседании исковые требования не признала, и при этом пояснила, что наличие рисунков в виде изогнутых линий на избирательном бюллетене не препятствовало однозначному восприятию при проставлении знаков и не мешало прочесть фамилии кандидатов и их данные, реализовать свое избирательное право избирателю.

Председатель участковой избирательной комиссии №<...> просила рассмотреть дело без ее участия.

Заинтересованное лицо ФИО50 просил рассмотреть дело без его участия, его представитель ФИО51 в судебном заседании исковые требования ФИО52 не признал, указав при этом, что доводы, приведенные истцом являются необоснованными.

Представитель заинтересованного лица Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО53 заинтересованное лицо ФИО54 просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель Избирательной комиссии Республики Бурятия ФИО55 просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Районным судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО56 просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить его требования в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Так, в избирательных бюллетенях на сведениях о кандидатах ФИО58 и ФИО59 а также на квадратах для проставления отметок избирателей о голосовании в отношении указанных кандидатов имеются рисунки, посторонние изогнутые линии, которых быть не должно, на сведениях о кандидате ФИО60., а также на квадрате, расположенном напротив сведений о нем, такие линии отсутствуют.    Форма избирательного бюллетеня, которая была использована на выборах главы МО СП «Тамирское» требованиям действующего законодательства не соответствует, нарушает принцип равенства кандидатов, нарушает избирательное право истца, а также создает возможность искажения волеизъявления избирателей МО СП «Тамирское», нанесение на избирательный бюллетень рисунков, изогнутых линий можно рассматривать как «специальный прием», примененный в отношении избирателей МО СП «Тамирское», поскольку при проставлении галочки на избирательном бюллетене избиратель психологически выбирает светлый и пустой квадрата, а не квадрат, в котором уже содержатся рисунки и изогнутые линии.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от 23.09.2021 г. №263/2762-6 подтверждено нарушение требований п.1 ст.27, п.п.3,7 ст.53 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия», предъявляемых к изготовлению избирательных бюллетеней.

Несмотря на указанное, суд посчитал, что бюллетени, изготовленные с нарушением требований действующего законодательства можно использовать при проведении выборов главы.

В процессе проведения выборов кандидатом ФИО61 были нарушены требования ст.56 Федерального закона №67, что выражается в осуществлении подкупа избирателей МО СП «Тамирское». В целях документального подтверждения участковым был проведен опрос конкретных жителей, которые отказались подтвердить указанный факт по причине возможных негативных последствий для них со стороны ФИО62 и его сторонников.

В судебных заседаниях, указанные обстоятельства, а также иные нарушения допущенные при проведении выборов (заполнение бюллетеня некоторыми жителями в состоянии алкогольного опьянения, отсутствие камер видеонаблюдения при проведении выборов при наличии фактической возможности, физическое воздействие на некоторых жителей муниципального образования сельское поселение «Тамирское» при проведении выборов со стороны сторонников ФИО63 и прочее) были в полном объеме доведены до сведения суда свидетелями, допрошенными судом по инициативе административного истца, однако не были исследованы и оценены судом должным образом. Суд сослался на мнения иных лиц, которые представляли и были на стороне кандидата ФИО64

В материалы дела представлены письменные возражения ТИК МО «Кяхтинский район», прокурора, участвующего в деле и заинтересованного лица ФИО65., согласно которым просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В заседании суда апелляционной инстанции административный истец ФИО66 и его представитель ФИО67 действующий на основании ордера, настаивали на отмене решения суда первой инстанции по доводам жалобы.

Заинтересованное лицо ФИО68. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представители Избирательной комиссии Республики Бурятия, ТИК МО «Кяхтинский район», избирательной комиссии МО СП «Тамирское», Всероссийской политической партии «Единая Россия», заинтересованное лицо ФИО130 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. ч. 1, 2, 15 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, влекущих признание результатов выборов недействительными.

Выводы суда основаны на законе, подтверждены материалами дела, и потому с ними судебная коллегия соглашается.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, решением Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «Тамирское» Кяхтинского района Республики Бурятия №1-70С от 24.06.2021 были назначены выборы главы муниципального образования сельского поселения «Тамирское» Кяхтинского района Республики Бурятия на 19.09.2021.

Постановлениями №140 от 04.08.2021, №184 от 11.08.2021 ТИК МО «Кяхтинский район», ФИО69 и ФИО70, соответственно, зарегистрированы кандидатами на должность главы муниципального образования сельского поселения.

Протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования от 19 сентября 2021г. (избирательные участки №№405, 406, 407, 408) определены количество голосов по каждому кандидату (т.1 л.д.93-96).

Протоколом избирательной комиссии МО «Кяхтинский район» о результатах выборов от 19 сентября 2021г. определено число избирателей, принявших участие в голосовании и количество голосов по каждому кандидату (т.1 л.д.92).

Постановлением №224 от 22.09.2021 ТИК МО «Кяхтинский район» утвержден протокол избирательной комиссии МО «Кяхтинский район» о результатах выборов главы МО СП «Тамирское», признан избранным главой МО СП «Тамирское» ФИО71. (т.1 л.д.91).

Согласно п.4 ст.24 Федерального закона Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.

В соответствии со ст.27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.

Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах: до 1001 избирателя - 3 - 9 членов участковой комиссии;

Формирование участковой комиссии осуществляется на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.

Согласно п.1 ст.14 Закона республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в республике Бурятия» на избирательных участках, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона N 67-ФЗ, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.

Постановлением ЦИК России от 05.12.2012 №152/1137-6 утвержден Порядок формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, который определяет процедуру формирования резерва составов участковых комиссий субъектов Российской Федерации и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия №217/2436-6 от 18.02.2021 на территориальную избирательную комиссию МО «Кяхтинский район» состава 2020-2025 годов возложены полномочия избирательной комиссии МО СП «Тамирское».

Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия №233/2590-6 от 15.07.2021 утвержден текст информационного сообщения о приеме предложений по кандидатурам для зачисления в резерв составов участковых избирательных комиссий, принято решение об опубликовании информационного сообщения в газете «Бурятия», территориальным избирательным комиссиям в Республике Бурятия не позднее чем через 5 дней со дня окончания срока приема предложений по кандидатурам направить в Избирательную комиссию Республики Бурятия решения о предложении кандидатур для зачисления в резерв составов участковых избирательных комиссий.

Согласно информационного сообщения, субъектами представления документов для зачисления кандидатур в резерв составов участковых избирательных комиссий выступают политические партии, иные общественные объединения, представительные органы муниципальных образований в Республике Бурятия, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Срок подачи документов с 30 июля по 19 августа 2021 года. Из этого же сообщения следует о необходимости зачислении кандидатур в резерв составов участковых избирательных комиссий №<...> МО «Кяхтинский район».

Заявлениями от 05.08.2021 ФИО132. просили вывести их из состава участковой избирательной комиссии №ФИО133

Из заявлений ФИО72 следует, что указанные лица предложены для зачисления в резерв составов участковых избирательных комиссий жителями села Тамир, МБОУ «Тамирская СОШ» и дали согласие на зачисление в резерв состава участковой комиссии №<...>

Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия №252/2702-6 от 26.08.2021 ФИО73 зачислены в резерв состава участковой избирательной комиссии №... МО «Кяхтинский район».

Постановлением ТИК МО «Кяхтинский район» №211 от 27.08.2021 ФИО74. выведены из состава участковой избирательной комиссии №<...> из резерва в состав данной участковой избирательной комиссии введены ФИО75 предложенная Кяхтинским местным отделением ВПП «Единая Россия», ФИО76 предложенные собранием избирателей по месту жительства.

Председателем участковой избирательной комиссии №<...> назначена ФИО77 Согласно представленным ОМВД России по Кяхтинскому району письмам, сведения о наличии судимостей у ФИО131 ФИО78 отсутствуют.

Следовательно судом первой инстанции сделан правильный вывод о соблюдении порядка формирования участковой избирательной комиссии №..., председателем которой является ФИО79

Доводы об осуществлении членами избирательной комиссии агитации за кандидата на должность главы МО СП «Тамирское» ФИО80 в судебном заседании своего подтверждения не нашли, истцом соответствующих доказательств не представлено.

На основании п. 3 ст. 49 ФЗ № 67-ФЗ проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Согласно пункту 37 разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в Постановлении от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять следующие обстоятельства:

- подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию;

- совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума;

- позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;

- в отношении каких лиц совершены действия. Если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, не обладающих активным избирательным правом (например, при раздаче несовершеннолетним подарков, содержащих агитационные материалы), то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей, и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями соответствующего избирательного округа;

- относятся ли лица, осуществившие названные в пункте 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Подкуп избирателей, участников референдума лицами, указанными в пунктах 2 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома.

В силу положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Вопреки положениям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, ФИО81 в материалы дела не представлено достаточных и допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, влекущих признание результатов выборов недействительными по указанным основаниям.

Так, из показаний свидетеля ФИО82 следует, что 18.09.2021 года ее попросил ФИО83 при голосовании выбрать кандидата на должность главы МО СП «Тамирское» ФИО85 предложив за это одну бутылку водки, которая свидетелем была взята, после чего она выполнила просьбу ФИО84

Свидетель ФИО86. в судебном заседании отрицал факт агитации за кандидата ФИО87

ОМВД России по Кяхтинскому району были проведены проверки по обращениям гр-н ФИО88 и ФИО89. о том, что гр-не ФИО90. предлагали жителям с. Тамир спиртные напитки за то, чтобы они проголосовали за кандидата ФИО91 из материалов проверок следует, что обращения признаны необоснованными, в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.16 КоАП РФ, в отношении ФИО92 отказано.

Из справки ТИК МО «Кяхтинский район» №27 от 13.10.2021 года следует, что от кандидата на должность главы МО СП «Тамирское ФИО93. заявление о регистрации доверенных лиц в ходе предвыборной агитации не поступало, ФИО94 доверенными лицами ФИО95 не являются.

Далее, из протокола №1 от 30.08.2021 родительского собрания и показаний свидетеля ФИО96 работающего учителем в Тамирской СОШ, следует, что 30.08.2021 в Убур-Киретской начальной школе проводилось собрание родителей, на котором разрешался вопрос об организации обучения учащихся в данной начальной школе, кандидат на должность главы МО СП «Тамирское» ФИО97 на данном собрании участия не принимал, во время собрания никаких вопросов, связанных с предстоящими выборами главы МО СП «Тамирское» не обсуждалось.

Согласно справки МО «Кяхтинский район» №4335 от 16.10.2021, ФИО98 занимая должность помощника главы МО «Кяхтинский район», в период с 09.08.2021 по 21.09.2021 находился в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Допрошенная судом первой инстанции свидетель ФИО99 указывала, что во время проведения выборов с 17 по 19 сентября 2021 года на избирательных участках, находившихся на территории МО СП «Тамирское» отсутствовало видеонаблюдение, были случаи, когда для участия в голосовании пришли два гражданина, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения, которое ею было определено визуально, исходя из поведения данных избирателей, при этом присутствовавшие сотрудники полиции никаких мер реагирования не предприняли, свидетель слышала, как избиратели, находясь в кабинках для голосования, выражали жалобы по поводу того, что избирательных бюллетенях не видно пустых квадратов напротив фамилий кандидатов, со слов гр-на ФИО100 свидетелю известно, что ФИО101 была предложена водка за то, чтобы ФИО102 при голосовании выбрал кандидатуру ФИО103. Кроме этого, свидетель показала, что выбор главы МО СП «Тамирское» из заявленных кандидатов был сделан ею осознанно, свидетель, как избиратель, смогла выразить свое волеизъявление.

Свидетели ФИО104 в судебном заседании указывали, что выбор главы МО СП «Тамирское» из заявленных кандидатов был сделан ими осознанно, свидетели, как избиратели, смогли выразить свое волеизъявление.

Свидетели ФИО105 (сотрудники ОМВД России по Кяхтинскому району) в судебном заседании пояснили, что в период с 17 по 19 сентября 20921 года обеспечивали общественный порядок на избирательном участке №... в с. Тамир, нарушений общественного порядка допущено не было, жалоб от избирателей, членов участковой избирательной комиссии, иных лиц не поступало.

Таким образом, доводы истца о том, что кандидатом ФИО106 были нарушены требования ст.56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части запрета осуществления подкупа избирателей, использования им своего служебного положения в целях склонения избирателей к голосованию за кандидата ФИО107 не нашли своего подтверждения в суде.

В соответствии со ст. 53 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в республике Бурятия» для участия в голосовании на выборах главы муниципального образования избиратель получает бюллетень. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению избирательной комиссии муниципального образования. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей. На выборах главы муниципального образования при изготовлении бюллетеней используется бумага с нанесенными типографским способом цветным фоном или надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее, чем за 20 дней до дня выборов. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. Федеральным законом может быть предусмотрено изготовление бюллетеня в форме брошюры. В случае использования прозрачных ящиков для голосования форма избирательного бюллетеня устанавливается с учетом необходимости защиты тайны голосования, за исключением случая, если по решению избирательной комиссии муниципального образования в этих целях используются конверты. Фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке… Справа от указанных в пунктах 5, 5.1 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат.

Аналогичные требования к избирательному бюллетеню указаны в ст.63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Постановлением ТИК МО «Кяхтинский район» №199 от 20.08.2021 принято решение об изготовлении избирательных бюллетеней для голосования на выборах главы МО СП «Тамирское» на русском языке – 870 штук. Судом был изучен погашенный избирательный бюллетень, который использовался при голосовании на выборах главы МО СП «Тамирское».

В постановлении Избирательной комиссии Республики Бурятия №263/2762-6 от 23.09.2021 указано, что ТИК МО «Кяхтинский район» в нарушение требований п.1 ст.27, пп.3,7 ст.53 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в республике Бурятия» избирательные бюллетени, на которых кроме защитной сетки на сведениях о кандидатах ФИО108 а также на квадратах для проставления отметок избирателей о голосовании имеются дополнительные изогнутые линии, а на сведениях о кандидате ФИО109 а также на квадрате, расположенном напротив сведений о нем, такие линии отсутствуют, были приняты от полиграфической организации, переданы в участковые избирательные комиссии и использованы при проведении выборов главы МО СП «Тамирское».

Однако указанные в постановлении нарушения, допущенные при изготовлении избирательных бюллетеней не являются безусловным основанием для удовлетворения требований    административного истца.

Доводы истца о том, что «нанесение на избирательный бюллетень рисунков, изогнутых линий можно рассматривать как «специальный прием», примененный в отношении избирателей муниципального образования сельское поселение «Тамирское», поскольку при проставлении галочки на избирательном бюллетене избиратель психологически выбирает светлый и пустой квадрат, а не квадрат, в котором уже содержатся рисунку и изогнутые линии» районным судом обоснованно признаны несостоятельными и расценено как субъективное мнение истца, поскольку допрошенные в суде свидетели ФИО110 показали, что при голосовании на выборах главы МО СП «Тамирское» их выбор кандидата был осознанным, препятствий в волеизъявлении у них как у избирателей не имелось, при этом форма и текст избирательного бюллетеня сделать выбор не помешал.

Вопреки доводам ФИО111 изложенным в апелляционной жалобе, выводы суда основаны не только на показаниях председателя ТИК МО «Кяхтинский район» ФИО112

Судом приняты во внимание показания свидетелей, в том числе со стороны истца, ФИО113 пояснивших, что форма избирательного бюллетеня не помешала им выразить свою волю на выборах главы МО СП «Тамирское», они проголосовала именно за того кандидата, за которого намеревались отдать свой голос.

Несоответствие внешнего вида бюллетеней не является однозначным и достаточным основанием для признания недействительными итогов голосования.

Доводы истца о подкупе избирателей, склонению их к голосованию за определенного кандидата в обмен на денежные средства и алкоголь при исследовании предоставленных в суд доказательств, допросе свидетелей не нашли подтверждения.

ОМВД России по Кяхтинскому району дана правовая оценка обращениям ФИО114 по фактам нарушения закона в период проведения выборов, основания для принятия мер реагирования не установлены.

Все опрошенные сотрудниками ОМВД России по Кяхтинскому району граждане факты подкупа не подтвердили.

Допрошенный в суде ФИО115 опроверг показания свидетеля со стороны истца ФИО116 о предложении последним ей алкоголя взамен на голосование на выборах за кандидата ФИО117 При этом свидетель пояснила, что она осознавала, что получение алкоголя не обязывает ее к голосованию за определенного кандидата.

    Довод истца об оказании кандидатом ФИО118. и ФИО119. физического воздействия на жителя с. Тамир ФИО120 судомрассмотрен надлежащим образом.

Согласно заявлению об указанном факте ФИО121 известно со слов ФИО122 однако, указанный гражданин в суд для дачи пояснений явиться отказался.

Таким образом, указанный довод не может быть положен в обоснование требований о признания недействительными итогов голосования на выборах главы МО СП «Тамирское» и незаконности решения суда.

    Не может быть принят во внимание довод, изложенный вапелляционной жалобе, о том, что судом не дана оценка доводам ФИО123. о нахождении на избирательных участках граждан в состоянии алкогольного опьянения, отсутствии камер видеонаблюдения, физическом воздействии на жителей муниципального образования «сельское поселение «Тамирское» со стороны сторонников кандидата ФИО124

Указанные доводы судом исследованы в полном объеме, однако, показаниями свидетелей, в том числе со стороны истца, пояснениями сотрудников правоохранительных органов, осуществлявших охрану общественного порядка на избирательных участках, данные доводы опровергнуты.

Свидетель ФИО125 пояснила, что считает, что на избирательном участке гражданин был в состоянии алкогольного опьянения, так как качался из стороны в сторону, затем упал. При этом о состоянии его самочувствия не спрашивала, медицинским работником данный гражданин осмотрен не был.

По факту отсутствия на избирательных участках системы видеонаблюдения даны пояснения председателем ТИК МО «Кяхтинский район» ФИО126 однако, указанный факт не является основанием для отмены результатов голосования на выборах главы муниципального образования.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии явных нарушений при проведении выборов на должность главы муниципального образования сельского поселения требований законодательства Российской Федерации о выборах, которые не позволили выявить действительную волю избирателей.

Несогласие административного истца с данной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств не дает оснований считать судебный акт незаконным и необоснованным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом правильно установлены значимые для дела обстоятельства, применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы представленные сторонами доказательства по делу, им дана надлежащая оценка.

Приведенные в жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые бы опровергали выводы районного суда, и не являются основаниями для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 21 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой Кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:                                М.В.Ихисеева

Судьи:                                               П.С.Назимова

Н.А. Матвеева

33а-490/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Климов Юрий Николаевич
Воробьева Ольга Александровна
Ответчики
Территроиальная Избирательная комиссия МО СП Тамирское
Территориальная избирательная комиссия МО Кяхтинский район
Избирательная комиссия РБ
Другие
Помазанова Наталья Викторовна
Дондопов Вячеслав Доржиевич
Кяхтинское отделение всеросийской партии Единая Россия
Доржиев Александр Жаргалович
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Матвеева Наталья Александровна
Дело на сайте суда
vs.bur.sudrf.ru
17.01.2022Передача дела судье
26.01.2022Судебное заседание
10.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2022Передано в экспедицию
26.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее