Дело № 2а-290/2021
УИД: 37RS0012-01-2021-000981-40
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
4 августа 2021 года город Родники
Родниковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Капустиной Н.С.,
при секретаре Шапакиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Иваново обратилась в Родниковский районный суд Ивановской области к ФИО1 с указанными выше требованиями по тому основанию, что последним в нарушение положений налогового законодательства не уплачен в соответствующий бюджет транспортный налог, пени.
Административные исковые требования мотивированы следующим. Административный ответчик ФИО1 является собственником объектов налогоооблажения (транспортных средств), указанных в налоговых уведомлениях. В соответствии с п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также ст. 4 Закона Ивановской области от 28.11.2002 г. № 88-ОЗ «О транспортном налоге», налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают сумму транспортного налога до 10 ноября года, следующего за налоговым периодом. В установленные законом сроки налогоплательщик транспортный налог не уплатил. В соответствии со ст.ст. 57, 75 НК РФ за просрочку уплаты транспортного налога начислены пени. На основании изложенного, административный истец - Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Иваново, просит взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2016 г., 2017 г. в общей сумме 3 850 руб. 00 коп. и пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15 руб. 49 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50 руб. 09 коп. Истцом также заявлено о восстановлении пропущенного срока на подачу настоящего административного искового заявления в суд, поскольку на момент обращения Инспекции с заявлением о вынесении судебного приказа Инспекцией пропущен процессуальный срок обращения за принудительным взысканием, так как отсутствовали ресурсы на реализацию процедуры взыскания, ввиду невозможности формирования пакета документов для суда в полном объеме, а также большого количества претензионно-искового материала налогоплательщикам, не уплачивающим налоги в установленные законодательством сроки.
Представитель административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке, предусмотренном гл. 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), представлено ходатайство, согласно которому представитель просит провести судебное заседание без его участия, также представлено заявление, согласно которому, истец в соответствии с п. 1 ст. 95 КАС РФ, просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного иска в суд по основанию, изложенному в заявлении, административный иск поддерживает, по доводам, изложенным в нем. Ранее в судебном заседании представитель административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново ФИО4 пояснила, что ФИО1 собственник легкового автомобиля <данные изъяты>, 2008 года выпуска, с ДД.ММ.ГГГГ, собственник <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, с ДД.ММ.ГГГГ Ответчик обязан был уплатить транспортный налог по автомобилю <данные изъяты> за налоговый период 2016 г. в размере <данные изъяты> руб. не позднее ДД.ММ.ГГГГ, согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ; транспортный налог по автомобилю <данные изъяты> за налоговый период 2017 г. в размере <данные изъяты> руб., по автомобилю <данные изъяты>, за налоговый период 2017 г. в размере 2 250 руб., не позднее ДД.ММ.ГГГГ, согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ Однако, эту обязанность ФИО1 не исполнил и до настоящего времени денежные средства в счет уплаты налога, не поступили. В адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки и пени по транспортному налогу со сроком погашения задолженности ДД.ММ.ГГГГ; требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки и пени по транспортному налогу со сроком погашения задолженности ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени ответчик задолженность по транспортному налогу за 2016 г., за 2017 г. в размере <данные изъяты> руб. 00 коп. и пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15 руб. 49 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> коп. не оплатил и с учетом положений ст.ст. 31, 48 НК РФ административный истец просит взыскать с ответчика указанную денежную сумму. Кроме того, просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи настоящего иска в суд, поскольку требования об уплате налога, направлялись в адрес ответчика своевременно и в срок. На момент обращения истца с заявлением о вынесении судебного приказа Инспекцией пропущен процессуальный срок обращения за принудительным исполнением, но пропуск срока обусловлен уважительными причинами, поскольку отсутствовали ресурсы на реализацию процедуры взыскания в полном объеме, в связи с оформлением большого объема претензионно-искового материала к налогоплательщикам, не уплачивающим налоги в установленный законодательством сроки, а также в связи с изменением законодательства о страховых взносах с возложением соответствующей обязанности по их взиманию на налоговые органы с 2017 г., повлекшие увеличение нагрузки на сотрудников Инспекции.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке, предусмотренном гл. 9 КАС РФ.
Изучив материалы административного дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из сведений об имуществе налогоплательщика - физического лица, представленных истцом, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником легкового автомобиля <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, VIN №с ДД.ММ.ГГГГ легкового автомобиля <данные изъяты>, 2000 года выпуска, VIN №, с ДД.ММ.ГГГГ легкового автомобиля <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, VIN №.
Следовательно, в силу положений ст.ст. 357, 360 НК РФ, ответчик обязан был уплатить транспортный налог за 2016 г. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. на легковой автомобиль <данные изъяты>; транспортный налог за 2017 г. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. 00 коп. на легковой автомобиль <данные изъяты>, в размере <данные изъяты> руб. 00 коп. на легковой автомобиль <данные изъяты> Расчеты размеров транспортного налога, заявленного истцом к взысканию ответчиком не оспаривается, и суд признает его верным, соответствующим положениям НК РФ. Данные требования законодательства ФИО1 не исполнил.
За неуплату налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок, на основании ст. 75 НК РФ, начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15 руб. 49 коп., начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50 руб. 09 коп.
Как следует из содержания документов, представленных суду, ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес> по адресу регистрации ответчика было направлено требование № об уплате недоимки по транспортному налогу со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ В силу положений ст. 165.1 ГК РФ указанное требование является доставленным ответчику. Также в адрес ответчика было направлено требование № об уплате недоимки по транспортному налогу со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ В силу положений ст. 165.1 ГК РФ указанное требование является доставленным ответчику.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичные положения закреплены в подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в официально опубликованном постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; плательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины.
Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта.
Статьей 360 НК РФ установлен налоговый период - календарный год.
28 ноября 2002 года принят закон Ивановской области № 88-03 «О транспортном налоге» (далее - Закон). Согласно ст. 1 Закона транспортный налог вводится в действие с 1 января 2003 года и обязателен к уплате на территории Ивановской области.
На основании ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налоговые ставки указаны в ст. 2 Закона.
В силу ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога; требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 2 статьи 69, пункт 1 статьи 70 НК РФ).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страхов взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом), при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (пункт 2 статьи 48НК РФ).
Абзацем 4 п. 2 ст. 48НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пунктом 3 ст. 48НК РФ предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч. 2 ст. 286КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций; пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ и указанной нормы КАС РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пени, штрафов. При пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Из обстоятельств установленных судом следует, что срок для взыскания недоимки по транспортному налогу истек 02.10.2019 г. Согласно сведениям, представленным суду ИФНС России по г. Иваново, с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ответчика о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени, заявленному в настоящем иске, инспекция обратилась в судебный участок № 2 Октябрьского судебного района г. Иваново только 14.04.2020 г., то есть за пределами установленного законом срока. В заявлении ИФНС России по г. Иваново в вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам ФИО5 17.04.2020 г. было отказано, поскольку заявление направлено мировому судье за пределами сроков, предусмотренных ч. 2 ст. 48 НК РФ, а приказное производство не предусматривает рассмотрение заявлений о восстановлении пропущенного срока. С настоящим исковым заявлением налоговый орган обратился в Октябрьский районный суд г. Иваново только 06.04.2021 г., т.е. с пропуском указанного выше срока. Как следует из пояснений представителя административного истца и письменного текста ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд причиной пропуска этого срока явилось то обстоятельство, что по причине несоразмерной нагрузки на сотрудников налоговой Инспекции, осуществляющих обработку большого количества претензионно-искового материала к налогоплательщикам не уплачивающим налоги в установленные законодательствам сроки, у административного истца отсутствовала реальная возможность для взыскания недоимки по транспортному налогу в судебном порядке.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, Федеральная налоговая служба России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В связи с чем, указанные налоговым органом причины пропуска срока не могут признаваться уважительными, поскольку не являются исключительными, объективно препятствующими своевременному обращению в суд с иском, учитывая, что ИФНС России по г. Иваново ссылается только на загруженность сотрудников, большой объем работы, а также на то, что подача настоящего административного иска преследует своей целью пополнение соответствующего бюджета, иных обстоятельств, послуживших уважительными причинами к пропуску срока не приведено. Кроме того, продолжительность пропуска срока для судебной защиты является столь существенной: более 5 месяцев - к мировому судье, около 1 года - в суд общей юрисдикции, что причина такого пропуска не может быть признана уважительной при допустимой степени добросовестности сотрудников налогового органа. Поскольку заявление представителя административного истца о восстановлении срока носит формальный характер, доказательств уважительности в его обоснование суду не предоставлено, суд не усматривает оснований для его удовлетворения и восстановлении срока на обращение в суд.
Следовательно, пропущенный административным истцом срок на подачу административного иска в суд не подлежит восстановлению и в удовлетворении административных исковых требований должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново к ФИО1 о восстановлении срока на подачу административного искового заявления в суд, взыскании задолженности по транспортному налогу, пени, отказать.
Решение суда, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Родниковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Н.С. Капустина
Мотивированное решение составлено 18.08.2021 г. Н.С. Капустина