РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Оссора Карагинского района Камчатского края 12 апреля 2021 г.
Судья Карагинского районного суда Камчатского края Этенко Г.Ю.
при секретаре Дольчук А.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Карагинского района Бойцова В.В.,
представителей ответчиков – Гаврилова В.Н., Щербины Н.А., Подкопаева А.В., Михайловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление и.о. прокурора Карагинского района к администрации Карагинского муниципального района, Управлению по выполнению полномочий МО СП «п.Оссора», АО «Оссора» о возложении обязанности обеспечить водозаборный комплекс резервными источниками электроснабжения,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Карагинского района обратился в суд с указанным административным иском. В обоснование исковых требований указал, что на территории п.Оссора организовано центральное холодное водоснабжение и водоотведение; необходимые для этого объекты(скважины, инженерные сети и др.) переданы администрацией МО ГП «п.Оссора» в хозяйственное ведение МУП «Оссорское ЖКХ» (в настоящее время – АО «Оссора»; предоставление коммунальных услуг и взимание платы за них осуществляет АО «Оссора». Вода поставляется не только в жилой фонд поселения, но и в социально значимые объекты – школу, детский сад, больницу, противотуберкулёзный диспансер. Единственным источником электроснабжения водозаборного комплекса является ДЭС-12 АО «ЮЭСК», резервный источник питания отсутствует. В соответствии с п.п.4, 8 ч.1 ст.14, п.7 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. К вопросам местного значения муниципального образования относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайной ситуаций в границах поселения. Учитывая, что Камчатский край относится к районам Крайнего Севера, отключение водоснабжения в зимних условиях не только нарушает права потребителей на своевременное и качественное получение услуг, но и создают угрозу жизни и здоровью людей, угрозу материального ущерба.
В письменных возражениях и.о. главы Карагинского муниципального района просит отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на его необоснованность.
В письменных возражениях руководитель управления по выполнению полномочий МО СП «п.Оссора» не согласился с заявленными требованиями, в иске просил отказать, и указал, что согласно ч.1 ст.10 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций. Указанный в исковом заявлении водозаборный комплекс Управлению не принадлежит и им не эксплуатируется. Этот комплекс эксплуатируется АО «Оссора», что признаётся в поданном иске. Поэтому на Управление не может быть возложена обязанность по обеспечению водозаборного комплекса резервными источниками электроснабжения.
В судебном заседании прокурор изменил исковые требования и просил администрацию Карагинского муниципального района и Управление по выполнению полномочий МО СП «п.Оссора» обязать в срок до 1 сентября 2021 г. профинансировать приобретение и установку резервного источника электропитания водозаборного комплекса на участке недр «Оссорский-1», а на АО «Оссора» возложить эту же обязанность, а также обязанность установить резервный источник электропитания в тот же срок.
Все представители всех ответчиков в суде исковых требований не признали.
Глава Карагинского муниципального района В.Н.Гаврилов пояснил, что администрация Карагинского муниципального района выполняет свои функции и решает задачи, возложенные на неё законодательством Российской Федерации. Ответственность за надёжность обеспечения электроэнергией и её качество перед потребителями несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены. Это говорит о том, что за качество и надежность подачи электроэнергии потребителю отвечает ресурсоснабжающая организация.
Представитель Управления по выполнению полномочий МО СП «п.Оссора» показала, что Управление является ненадлежащим ответчиком, т.к. не является органам местного самоуправления, а является структурным подразделением администрации Карагинского муниципального района. В обосновании иска прокурор ссылается на Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но в нём говорится об организации обеспечениянаселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения. Организация обеспечения не подразумевает конкретную установку резервных источников. Ссылка на Закон «О водоснабжении и водоотведении» также не предусматривает обязанности органов местного самоуправления установления резервных источников электропитания.
Генеральный директор АО «Оссора» А.В.Подкопаев указал, что ссылка в иске на Закон «О водоснабжении и водоотведении» необоснована, т.к. АО «Оссора» обеспечивает надёжность и бесперебойность водоснабжения и водоотведения. Предприятие имеет необходимый запас труб, насосов, всех других материалов для нормальной работы, а в случае какой-либо аварии та будет устранена в кратчайшее время. Что же касается вновь сформулированных исковых требований, они не могут быть удовлетворены, т.к. предприятие имеет лицензию на использование недр на строго ограниченном участке, размещение резервных источников электропитания на этом участке невозможно в силу санитарных требований, запрещающих размещение каких бы то ни было устройств и агрегатов, работающих на нефтепродуктах, минимум в радиусе 100 метров от водозаборных скважин, а это уже территория, выходящая за рамки, указанные в лицензии. Кроме того, в штате АО «Оссора» отсутствуют рабочие специальности, связанные с электричеством.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Ст.8 ГК РФ гласит, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
из решений собраний в случаях, предусмотренных законом;
из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
вследствие причинения вреда другому лицу;
вследствие неосновательного обогащения;
вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Как следует из абз.5 ст.38 Федерального закона «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых подключены к системам противоаварийной и режимной автоматики и находятся под их воздействием, должны обеспечивать эксплуатацию принадлежащих им на праве собственности или ином предусмотренном законом основании систем противоаварийной и режимной автоматики, а также возможность реализации такого воздействия систем противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с требованиями системного оператора или иных субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и требованиями сетевых организаций.
Абз.8 п.31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации №861от 27 декабря 2004 г. потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключён договор) обязан обеспечить поддержание автономного резервного источника питания мощностью, достаточной для обеспечения электроснабжения соответствующих электроприемников потребителя, необходимость установки которого определена в процессе технологического присоединения, в состоянии готовности к его использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Юридически значимым обстоятельством дела является установление обязанности ответчиков исполнять действия, требуемых от них прокурором. На основании приведённых законодательных положений наличие у ответчиков обязанностей приобретения и установления резервного источника электропитания водозаборного комплекса подлежит доказыванию прокурором как лицом, требующим соблюдения этих обязанностей.
Представленные прокурором письменные доказательства, приложенные к исковому заявлению (протокол заседания комиссии КЧС и ОПБ Карагинского муниципального района от 10 февраля 2021 г., ответы на прокурорские запросы из администрации Карагинского муниципального района и АО «Оссора» с указанием сведений о резервных источниках электроснабжения на объектах жилищно-коммунального хозяйства Карагинского района, перечни мероприятий по подготовке к осенне-зимнему период 2020-2021 гг. и 2021-2022 гг., информация о хронологии отключения электроснабжения в п.Оссора 10 февраля 2021 г., причинах этого отключения и принятых мерах) свидетельствуют только о фактах отключения от электроснабжения водозаборного комплекса п.Оссора и отсутствии на водозаборе резервного источника электропитания.
Обязанность обеспечения водозаборного комплекса п.Оссора резервным источником электропитания ответчиками или одним из них прокурором не доказана. Ссылки на законодательные нормы, приведённые в исковом заявлении, не свидетельствуют об этом. Суду не представлено доказательств, что энергопринимающие устройства АО «Оссора» подключены к системам противоаварийной и режимной автоматики и находятся под их воздействием (абз.5 ст.38 Федерального закона «Об электроэнергетике»). Также в деле нет свидетельств необходимости установки резервного источника электропитания водозаборного комплекса, определённой в процессе технологического присоединения (абз.8 п.31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг). Иные ссылки на законодательство Российской Федерации, приведённые в исковом заявлении, не содержат норм, на основании которых исковые требования подлежали бы удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
исковое заявление и.о. прокурора Карагинского района оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Карагинский районный суд Камчатского края в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение вынесено 16 апреля 2021 г.
Судья Этенко Г.Ю.