№ 2-10/2018
Решение
Именем Российской Федерации
15 мая 2018 года с. Владимиро-Александровское
Партизанский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Глазуновой Я.В., при секретаре Петровой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Синенко О.В. к администрации Партизанского муниципального района, Синенко О.Е. о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования,
установил:
истец обратился в Партизанский районный суд с названным иском к ответчикам, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ умер её брат ФИО2. После умершего на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ осталась доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. После смерти брата она вступила во владение спорным имуществом, на день смерти ФИО2 фактически проживал с ней. После предъявления иска ей стало известно, что право собственности умершего ФИО2, а также её родителей – ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ и ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на указанную квартиру не зарегистрировано в установленном законом порядке.
С учетом уточненных в судебном заседании требований истица просит включить в наследственную массу ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Признать Синенко О.В. принявшей наследство после смерти ФИО2. Признать недействительным заявление Синенко О.В. о не принятии наследства после умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО1. Признать право собственности Синенко О.В. на квартиру, Расположенную по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истицы – Островский М.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, пояснив, что Синенко О.В. является наследницей первой очереди после смерти своих родителей ФИО3 и ФИО1, также является наследником второй очереди после смерти ФИО2, иных наследников у ФИО2 нет. На основании договора мены ФИО3, ФИО1 и ФИО2 принадлежала квартира по адресу: <адрес> однако право собственности не было зарегистрировано в установленном законом порядке. Полагает, что на основании пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", заявление Синенко О.В. от ДД.ММ.ГГГГ нельзя принимать во внимание, поскольку Синенко О.В. проживала совместно с ФИО3, ФИО1 и ФИО2, на момент смерти родителей являлась несовершеннолетней, фактически приняла наследство в виде этой квартиры. ФИО2 на момент смерти проживал с истицей, так как спорная квартира была разрушена.
Представитель администрации Партизанского муниципального района и Синенко О.Е. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств и возражений по существу требований не представили, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с законом или завещанием согласно ст. 218 ГК РФ.
На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю недвижимое и иное имущество, включая имущественные права.
На основании ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ч. 2 ст. 223 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, изложенным в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а также предъявление требования о признании права собственности в порядке наследования за наследниками умершего.
Имущество, принадлежащее наследодателю, переходит к наследникам в соответствии с п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если оно принадлежало наследодателю независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Законом.
Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие приобретение им права собственности на недвижимое имущество.
Из материалов дела следует, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Истица являлась его сестрой, что подтверждено документально. На момент смерти ФИО2 был зарегистрирован по адресу: <адрес> (выписка из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ), однако проживал совместно с истицей, что подтвердила свидетель Свидетель №1 , равно как и факт принятия Синенко О.В. наследства после смерти брата и родителей.
ФИО1 являлась матерью истицы, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется свидетельство о смерти. ФИО3 являлся отцом истицы (свидетельство об установлении отцовства от ДД.ММ.ГГГГ), умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору мены от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО3 и ФИО2 принадлежала квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на квартиру не зарегистрировано.
Согласно сообщению нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти ФИО2 заведено наследственное дело, имеется заявление о принятии наследства от Синенко О.В.. После смерти ФИО1 заведено наследственное дело, наследником по закону является дочь наследодателя – Синенко О.Е., после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело не заводилось.
Решением Партизанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено заявление Синенко О.Е. об установлении факта принятия наследства после смерти ФИО1.
ДД.ММ.ГГГГ Синенко О.Е. выдано свидетельство о праве на наследство по закону, в состав наследства входит жилой дом по адресу: <адрес>.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заявление Синенко О.Е. об установлении факта принятия наследства оставлено без рассмотрения, разъяснено право на обращение с заявленным требованием в порядке искового производства.
Синенко О.В., обращаясь в суд с иском, ссылалась на фактическое принятие ею наследства после смерти родителей и брата, выразившееся в регистрации и вселении в спорную квартиру, а также в проживании в ней, на момент смерти родителей, доказательств не принятия наследства в виде квартиры по адресу: <адрес>, суду не представлено.
В силу пункта 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно пункту 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из данного положения закона вытекает доказательственная презумпция, в силу которой, в частности, фактическое владение и управление наследственным имуществом признается свидетельством принятия наследства, пока не доказано обратное, т.е. не доказано, что соответствующие действия хотя и имели место, но совершались не с целью принятия наследства, т.е. лицом совершало такие действия не в качестве собственника, приобретшего права в порядке наследника, а в силу иных обстоятельств.
Как разъяснено в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", наследник, совершивший действия, которые могут свидетельствовать о принятии наследства (например, проживание совместно с наследодателем, уплата долгов наследодателя), не для приобретения наследства, а в иных целях, вправе доказывать отсутствие у него намерения принять наследство, в том числе и по истечении срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ), представив нотариусу соответствующие доказательства либо обратившись в суд с заявлением об установлении факта непринятия наследства.
Кроме того, факт непринятия наследником наследства может быть установлен после его смерти по заявлению заинтересованных лиц (иных наследников, принявших наследство).
По смыслу приведенных разъяснений право доказывать обратное принадлежит в первую очередь самому наследнику, не имевшему намерения принимать наследство, а иные лица вправе опровергать вышеназванную доказательственную презумпцию только в случае смерти наследника, совершившего действия, признаваемые в силу закона актом принятия наследства.
Так, никаких действий, которые бы прямо свидетельствовали об отсутствии у истицы намерения вступать в права наследования спорной квартирой, по мнению суда, она не совершала, ответчицей Синенко О.Е. иных доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Синенко О.В. намерения принимать наследство в виде квартиры по адресу: <адрес> не представлено.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Защита гражданских прав может осуществляться путем признания права (абз. 2 ст. 12абз. 2 ст. 12 Гражданского кодекса РФ).
С учетом изложенных обстоятельств, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд полагает, что истицей исходя из положений ст. 56 ГПК РФ, представлены достаточные доказательства для удовлетворения её требований о включении имущества в наследственную массу, установлении факта принятия наследства и о признании права собственности в порядке наследования.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
иск удовлетворить.
Включить в наследственную массу ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать Синенко О.В. принявшей наследство после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать право собственности Синенко О.В. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Партизанский районный суд.
Судья Глазунова Я.В.