Решение от 20.01.2022 по делу № 2а-136/2022 (2а-4098/2021;) от 22.09.2021

Дело № 2а-136/2022

УИД: 33RS0002-01-2021-005470-07

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

20 января 2022 года

Октябрьский районный суд <...> в составе:

председательствующего судьи Игнатовича М.С.,

при секретаре ФИО3,

с участием

административного истца ФИО2 и ее представителя ФИО4,

представителя администрации <...> ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> административное исковое заявление ФИО2 к администрации <...> о признании незаконным в части постановления администрации <...> ### от ДД.ММ.ГГГГ, обязании исполнить мероприятия по постановлению администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ###,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просила с учетом изменений в порядке ст. 46 КАС РФ:

- признать незаконными пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.5 в части указания сроков «до 01.04.2024», «до 01.07.2024» постановления администрации <...> ### от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ###»;

- обязать администрацию <...> осуществить мероприятия в соответствии с постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ###.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником доли в многоквартирном доме и земельного участка по адресу: <...> (жилая <...>,4 кв.м. и нежилое помещение 1 этажа площадью 39,7 кв.м.). Другим собственником помещений дома по указанному адресу является МО <...>.

Постановлением ### от ДД.ММ.ГГГГ администрация <...> признала дом аварийным и подлежащим сносу до ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием для принятия решения явилось заключение межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального жилищного фонда в <...> ### от ДД.ММ.ГГГГ.

Здание по указанному адресу до настоящего времени не снесено.

Постановлением администрации <...> ### от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ###» сроки в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.5 заменены.

В п. 1.1 слова «до 01.06.2021» заменены на «до 01.04.2024»;

В п. 1.2 слова до ДД.ММ.ГГГГ заменены словами «до 01.07.2024»

П.1.3 указан срок до ДД.ММ.ГГГГ,

П.1.5 содержит на указание на срок – до ДД.ММ.ГГГГ.

Полагает, что принятым решением нарушены права административного истца как собственника помещений, нормы ЖК РФ, дом подлежит расселению и сносу, указанные ранее сроки являлись разумными.

Кроме того, постановлением администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### утверждена адресная программа «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области» срок расселения граждан жилого <...> – до ДД.ММ.ГГГГ.

Прокуратурой <...> вынесено представление относительно вынесенного постановления.

О спорном постановлении ФИО2 узнала из письма от ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылаясь в качестве правового обоснования на нормы гражданского, жилищного законодательства, КАС РФ, просит административный иск удовлетворить.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МКП <...> ЖКХ, Управление ЖКХ Администрации <...>, Департамент ЖКХ Владимирской Области

Административный истец и его представитель в суде иск поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в нем, полагая не пропущенным срок подачи иска.

Представитель ответчика в суде иск не признал, указав, что на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ### Об оценке соответствия многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Главой администрации города издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ ### «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> аварийным и подлежащим сносу». Данным постановлением установлены сроки: расселения граждан - до ДД.ММ.ГГГГ, сноса здания-до ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ N 756 внесены изменения в постановление администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым срок отселения граждан по указанному адресу установлен до ДД.ММ.ГГГГ, срок сноса - до ДД.ММ.ГГГГ. Перенос данных сроков обусловлен тем, что согласно пункту 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Следовательно, и изменение названных сроков относится также к компетенции органа местного самоуправления. В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома признанного аварийным, а также отселения лиц, в нем проживающих, изменение названных сроков, является компетенцией органа местного самоуправления данный дом включен в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда <...>». В настоящее время в доме фактически никто не проживает. Очередность расселения сформирована исходя из даты признания дома аварийным и подлежащим сносу и доведенных лимитов финансирования на каждый этап. Кроме того, в перечне домов имеются здания, которые подлежат сносу ранее спорного дома. Поскольку ФИО2 знала об оспариваемых документах ей пропущен срок давности по заявленным требованиям (ст. 219 КАС РФ). Полагает права административного истца не нарушенными, просит отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу положений статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). При этом пунктом 2 части 9 названной статьи установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 12 Конституции РФ и статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и осуществляют свою деятельность самостоятельно в пределах своих полномочий и под свою ответственность.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено право органов местного самоуправления по принятию муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47, установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается не пригодным для проживания.

Исходя из пунктов 42, 45, 47, 48 Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Заключение межведомственной комиссии является основанием для принятия соответствующим органом местного самоуправления решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).

Судом установлено, что ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения в МКД площадью 18,4 кв.м. (помещения №###, ###) по адресу: <...>.

Также истцу принадлежит нежилое помещение ### площадью 39,7 кв.м. в указанном доме.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия (МВК) приняла решение в виде заключения ### о выявлении основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> аварийным и подлежащим сносу.

Заключение МВК было составлено и подписано всеми присутствующими членами комиссии, кворум соблюден.

Постановлением администрации <...> ### от ДД.ММ.ГГГГ дом, расположенный по адресу: <...> признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно постановлению срок отселения нанимателей жилых помещений – до ДД.ММ.ГГГГ (п. 2), срок сноса установлен собственникам до ДД.ММ.ГГГГ (п. 3).

Основанием для принятия решения явилось заключение межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального жилищного фонда в <...> ### от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <...> вынесено постановление ### «О внесении изменений в постановление администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ###».

Спорным постановлением ### внесены изменения:

в пункт 2 постановления ### в части указания срока «до 01.04.2024» (п.1.1),

в пункт 3 – «до 01.07.2024» (п.1.2).

П.1.5 спорного постановление также содержит указание по сроку сноса дома – ДД.ММ.ГГГГ.

Возражая против административного иска, ответчик представил перечень аварийных домов с указанием даты заключения МВК.

Оспаривая законность внесения изменений в постановление ###, административный истец указывает, что его права нарушены в части перенесения сроков на столь длительное время с 2021 года до 2024 год, при том, что дом признан аварийным в 2016 году.

Указанные доводы ФИО2 заслуживают внимания.

Согласно правовой позиции указанной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года"(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

В материалах настоящего дела имеются сведения о предоставлении иных жилых помещений жильцам дома по адресу: <...>.

Сведений о предоставлении жилого (иного) помещения ФИО2 в деле не имеется.

Суд полагает перенесение сроков, указанных в постановлении ### до 2024 года неразумным.

Представлениями прокуратуры <...> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, вынесенными в адрес административного ответчика указано на нарушение норм жилищного законодательства.

Кроме того, постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ N 235 утверждена областная адресная программа "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области" (далее также Программа).

Разделом 5 Программы Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется следующими способами:

- приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;

- строительство многоквартирных домов;

- выплата возмещения собственникам жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения, для предоставления их гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда;

- предоставление субсидий гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, на приобретение (строительство) жилых помещений и на возмещение части расходов на уплату процентов по кредиту собственникам жилых помещений в многоквартирных домах.

План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ по способам переселения, приведен в приложении 3 к программе.

В Приложении 2 к областной адресной программе "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области" указан Перечень МКД, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ. Дом по указанному выше адресу входит в программу, срок указан до ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного заседания административным ответчиком заявлено о пропуске срока давности по заявленным требованиям.

Возражая против заявления о пропуске срока, административный истец ссылается на то, что лишь в июле 2021 года ей стало известно о вынесенном постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о получении оспариваемого постановления ФИО2 в иной период не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Аналогичная норма существовала и на момент возникновения спорных правоотношений. Иск подан ДД.ММ.ГГГГ (в пределах срока давности по требованиям).

При таких обстоятельствах постановление администрации <...> ### от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ###» в части указания новых сроков нельзя признать обоснованным, требования в данной части подлежат удовлетворению.

Требования в части обязать администрацию <...> осуществить мероприятия в соответствии с постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### удовлетворению не подлежат, поскольку данный орган в рамках указанных выше полномочий осуществляет деятельность по вопросу расселения и сноса аварийных МКД.

С учетом изложенного, иск подлежит удовлетворению в части.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░ 1.1 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ «░░ 01.04.2024», ░░░░░░ 1.2, 1.3, 1.5 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ «░░ 01.07.2024» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <...> ### ░░ ░░.░░.░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <...> ░░ ░░.░░.░░░░ ###».

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <...> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░

░░░░░              ░.░.░░░░░░░░░

2а-136/2022 (2а-4098/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Мартьянова Алла Геннадьевна
Ответчики
Администрация г. Владимира
Другие
Управление ЖКХ администрации г. Владимира
Департамент ЖКХ Владимирской области
МКП "ЖКХ"
Суд
Октябрьский районный суд г. Владимир
Судья
Игнатович М.С.
Дело на сайте суда
oktiabrsky.wld.sudrf.ru
22.09.2021Регистрация административного искового заявления
22.09.2021Передача материалов судье
24.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2021Судебное заседание
09.11.2021Судебное заседание
01.12.2021Судебное заседание
22.12.2021Судебное заседание
20.01.2022Судебное заседание
03.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2022Дело оформлено
20.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее