ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД: 21MS0015-01-2023-004380-84
№ 16-3310/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 июня 2024 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу Тимофеева Анатолия Николаевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Козловского района Чувашской Республики от 4 марта 2024 года, решение судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 9 апреля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тимофеева Анатолия Николаевича,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Козловского района Чувашской Республики от 4 марта 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 9 апреля 2024года, Тимофеев Анатолий Николаевич (далее – Тимофеев А.Н.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Тимофеев А.Н., выражает несогласие с принятыми по настоящему делу судебными актами, просит их отменить, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) распространением информации признаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
В силу пункта 6 статьи 3 названного закона одним из принципов правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является достоверность информации.
Частью 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ установлен запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Как следует из материалов дела, 25 сентября 2023 года в 11 часов 49 минут Тимофеев А.Н., находясь по месту своего жительства по адресу: <адрес>, используя персональный компьютер, разместил под видом достоверного сообщения в социальной сети «ВКонтакте» в сообществе «Козловка. Голос народа!!!» с количеством участников более 4 тысяч, доступ к которой является открытым и доступным для неопределенного числа пользователей социальной сети «ВКонтакте», на сетевом адресе https://<адрес> под именем пользователя «Анатолий-Николаевич Тимофеев» публикацию следующего содержания: «Прокурору Козловского района ФИО13. На днях житель деревни Семенчино Андрей Д. был избит главой Янгильдинской администрации за то, что отказался подписывать повестку для участия в СВО - У НАС НЕТ СЕГОДНЯ МОБИЛИЗАЦИИ, а он не напрашивался на фронт! А то таким же образом «добровольно» направляют бомжей, и даже беспалых! Жители деревни Семенчино просят Вас о помощи - и по побоям, и по незаконному призыву: пошли слухи, что хотят замять это дело, увести от уголовной ответственности главу, хотя все зафиксировано: были работники полиции, скорая помощь. Прошу Вас дать ПУБЛИЧНЫЙ ОТВЕТ на это обращение здесь же - в «Козловка. Голос народа!!!». Помещик наш распоясался вконец», то есть распространил в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверную общественно значимую информацию под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности.
Указанное сообщение просмотрено более чем тремя тысячами пользователей и переслано 30 раз.
Описанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении; рапортами; заявлением главы Козловского муниципального округа Чувашской Республики о проведении проверки и принятии мер прокурорского реагирования; скриншотами страниц; сообщениями медицинских учреждений в том числе о том, что случаев проведения положительных медицинских заключений в отношении лиц, из числа мобилизованных, имеющих инвалидность, вследствие травматических ампутаций пальцев нижних и верхних конечностей, а также не имеющих постоянного места жительства не имелось; рапортом сотрудника полиции; объяснениями Тимофеева А.Н.; показаниями ФИО12 и иными материалами дела, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях Тимофеева А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьёй 26.1 этого Кодекса.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена вышестоящей судебной инстанцией в установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке, доводы, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Довод жалобы об отсутствии в действиях Тимофеева А.Н. состава вменённого административного правонарушения является несостоятельным.
При рассмотрении дела мировым судьей принимались исчерпывающие меры к проверке сведений, изложенных в распространённом сообщении посредством истребования документов из медицинских учреждений, полиции, военного комиссариата, допроса свидетелей, в том числе ФИО12 который обстоятельства, указанные Тимофеевым А.Н. в сообщении, не подтвердил.
Анализ представленных в суд доказательств свидетельствует о том, что сообщение в социальной сети «ВКонтакте» в сообществе «Козловка. Голос народа!!!» содержало в себе недостоверную информацию.
При этом в размещённом сообщении содержалась общественно значимая информация в части вручения в рамках мобилизации повестки ФИО12., а также мобилизации лиц, не имеющих определённого места жительства и имеющих инвалидность вследствие травматических ампутаций пальцев нижних и верхних конечностей, что создало угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности, на что обоснованно указали предыдущие судебные инстанции.
Совершенное Тимофеевым А.Н. деяние, выразившееся в распространении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверного сообщения, создавшем угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые были предметом проверки в ходе судебного разбирательства, установленные обстоятельства и выводы о виновности Тимофеева А.Н. в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых судебных актов.
Частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1, 1.3-2 и 1.4 указанной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 названного кодекса.
В указанной связи утверждение подателя жалобы о том, что постановление мирового судьи содержит противоречие в части срока уплаты административного штрафа, является ошибочным.
Несогласие заявителя с оценкой собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств правовым основанием к отмене вынесенных постановлений не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с правилами статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 9 статьи 13.15 названного кодекса, с учетом фактических обстоятельств дела и данных о личности Тимофеева А.Н., отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Вместе с тем имеются основания для внесения изменений в решение судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 9 апреля 2024 года.
Из пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что днём вынесения постановления следует считать день его составления в полном объёме, а не день оглашения резолютивной части постановления.
В связи с этим названное решение подлежит изменению в части даты вынесения постановления по делу об административном правонарушении, указав датой вынесения постановления 4 марта 2024 года, поскольку составлено оно было в полном объёме 4 марта 2024 года. В остальной части решение судьи районного суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 9 апреля 2024 года изменить, указав датой вынесения постановления 4 марта 2024 года, в оставшейся части названное решение и постановление мирового судьи судебного участка № 1 Козловского района Чувашской Республики от 4 марта 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тимофеева Анатолия Николаевича оставить без изменения, а жалобу Тимофеева Анатолия Николаевича - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина