Судья Миллер С.А. дело № 33-1513
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 апреля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бурдюговского О.В.
судей Ирышковой Т.В., Терехиной Л.В.
при секретаре Жуковой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ирышковой Т.В. дело по апелляционной жалобе Фомина Ю.Д. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 9 января 2019 года, которым постановлено:
Иск Фомина ю.Д. к УМВД России по Пензенской области о восстановлении пенсионных прав оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец Фомин Ю.Д. обратился в районный суд с иском к УМВД России по Пензенской области о восстановлении пенсионных прав, указав, что с 1 февраля 1994 года он был уволен со службы из органов внутренних дел по п. «ж» ст. 58 Положения о службе по болезни с выслугой 20 лет 6 месяцев 26 дней в календарном исчислении, 28 лет 8 месяцев 20 дней в льготном исчислении. В связи с увольнением со службы 21 февраля 1994 года он подал заявление о назначении ему пенсии за выслугу лет и по болезни. 29 марта 1994 года ФЭО УВД ему была назначена пенсия за выслугу лет исходя из 74% денежного довольствия в размере 142694 руб., с чем он был не согласен ввиду того, что ему не были назначены выплаты по инвалидности. Ему было разъяснено, что право на получение компенсации по инвалидности имеют только лица, получающие пенсию по инвалидности, но для этого необходимо согласие на получение пенсии по инвалидности. Оценив сложившуюся ситуацию (пенсия по инвалидности вместе с компенсацией составляла 100% денежного содержания - 239460 руб., пенсия за выслугу лет составляла 74% денежного содержания - 142694,20 руб.), он понял, что более выгодно для него получение пенсии по инвалидности. Но при этом он также понимал, что ущемляется его право на получение пенсии за выслугу лет. 5 июня 1994 года ему был сделан перерасчет пенсии по инвалидности с 1 февраля 1994 года.
Узнав 1 февраля 2018 года о Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.02.2015г. № 1-П, 2 февраля 2018 года об обратился в пенсионный отдел УМВД России по Пензенской области с заявлением о выплате ему пенсии за выслугу лет и перерасчете за прошлый период.
С февраля 2018 года ему выплачивается пенсия за выслугу лет, перерасчет произведен за предшествующие 12 месяцев.
Поскольку желание на получение пенсии за выслугу лет он выразил в заявлении от 21 февраля 1994 года, он просил суд обязать УМВД России по Пензенской области произвести ему перерасчет пенсии исходя из размера пенсии за выслугу лет за период с 01.02.1994г. по 01.02.2018г. с учетом увеличения, предусмотренного п.«а» ст. 16 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1.
В ходе судебного разбирательства Фомин Ю.Д. увеличил исковые требования, просил назначить (переназначить) ему пенсию за выслугу лет с учетом увеличения, предусмотренного п. «а» ст. 16 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1, с 02.02.1994г. по 02.02.2017г., взыскать недополученную пенсию с учетом индекса роста потребительских цен за период с 02.02.1994г. по дату вынесения решения суда.
При рассмотрении дела судом первой инстанции Фомин Ю.Д. указал, что он был уволен из органов внутренних дел по болезни с 1 февраля 1994 года. С 1 февраля 1994 года ему была установлена 2 группа инвалидности в связи с полученной в период службы травмой. В заявлении от 21 февраля 1994 года он просил назначить ему пенсию за выслугу лет с выплатой денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. Ему была назначена пенсия за выслугу лет без выплаты каких-либо компенсаций за вред здоровью, в связи с чем он отказался от получения первой пенсии и пенсионного удостоверения. Спорная ситуация существовала около полугода, в июне 1994 года он выразил согласие на получение пенсии по инвалидности и компенсации в возмещение вреда здоровью, ему был произведен перерасчет пенсии и с 02.02.1994г. он являлся получателем пенсии по инвалидности с выплатой компенсации в возмещение вреда здоровью. В феврале 2018 года он написал заявление о назначении ему пенсии за выслугу лет и перерасчете пенсии. Со 2 февраля 2018 года он является получателем пенсии за выслугу лет и компенсации в возмещение вреда здоровью. Однако перерасчет ему был произведен только за предыдущие 12 месяцев. Полагает, что он вправе получать пенсию за выслугу лет с выплатой компенсации в возмещение вреда здоровью с 1 февраля 1994 года. Просил взыскать с УМВД России по Пензенской области денежные средства в размере 1960140,23 руб., что составляет разницу между размером пенсии за выслугу лет и размером выплаченной ему пенсии по инвалидности без учета компенсации за вред здоровью с учетом индекса роста потребительских цен по состоянию на 01.12.2018г. за вычетом денежных средств в размере 115753,01 руб., выплаченных ему в качестве перерасчета в феврале 2018 года.
Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Фомин Ю.Д. просил решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. По мнению заявителя жалобы, суд неправильно установил фактические обстоятельства дела, неправильно применил нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, не принял во внимание виновные действия ответчика, повлиявшие на его неправильный выбор вида пенсионного обеспечения.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Фомин Ю.Д., поддержав доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда и удовлетворить его исковые требования в полном объеме.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика УМВД России по Пензенской области Шуршина М.А., действующая на основании доверенности,просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность решения в пределах доводов жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приказом УВД Пензенской области от 16.02.1994г. № 65 Фомин Ю.Д. - мастер производственного участка ИТК-8 СИД и СР УВД Пензенского облисполкома уволен по п. «ж» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по болезни).
Заключением УВД Пензенской области от 13.12.1993г. признано, что Фомин Ю.Д. получил травму при исполнении служебных обязанностей (01.06.1993г. в 6 часов 30 минут ФИО1 по пути на службу, следуя по лестничному маршу <адрес> по <адрес> в <адрес>, оступился и повредил левую ногу).
В соответствии со ст. ст. 5, 7, 25 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» лица, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации приобретают право на пенсии: за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел; по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом. Лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору (с учетом исключения, установленного Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"). Пенсия по инвалидности назначается на время инвалидности, установленной ВТЭК, а инвалидам - мужчинам старше 60 лет и инвалидам - женщинам старше 55 лет - пожизненно с переосвидетельствованием этих инвалидов только по их заявлению.
Согласно заявления о назначении пенсии, датированном 21 февраля 1994 года, Фомин Ю.Д. просил назначить ему в связи с увольнением со службы пенсию за выслугу лет и по болезни.
С 1 февраля 1994 года Фомину Ю.Д. назначена пенсия за выслугу лет в размере 74% денежного довольствия - 142694 руб., исходя из выслуги лет в календарном исчислении 20 лет 6 месяцев 26 дней, в льготном исчислении 28 лет 8 месяцев 20 дней; размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии 239460 руб., из которых: должностной оклад - 77976 руб., оклад по званию 82080 руб., процентная надбавка за выслугу лет 25% - 40014 руб., стоимость продовольственного пайка - 39390 руб.
5 июня 1994 года по заявлению Фомина Ю.Д. со 2 февраля 1994 года ему установлена пенсия по инвалидности в размере 163905,50 руб. с выплатой ежемесячной денежной компенсации в связи с получением травмы при исполнении служебных обязанностей и произведен соответствующий перерасчет.
7 февраля 1994 года Фомин Ю.Д. освидетельствован ВТЭК, признан инвалидом 2 группы, причина инвалидности - травма, полученная при исполнении служебных обязанностей, в результате освидетельствования ВТЭК с 6 декабря 1995 года ему установлена инвалидность 3 группы.
На основании ст. 55 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится:
а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения;
б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
2 февраля 2018 года Фомин Ю.Д. обратился в ОПО ЦФО УМВД России по Пензенской области с заявлением о переводе его с пенсии по инвалидности на пенсию за выслугу лет со 2 февраля 2018 года.
Со 2 февраля 2018 года Фомин Ю.Д. является получателем пенсии за выслугу лет в размере 27598,75 руб. и компенсации как инвалид вследствие военной травмы в размере 8809,94 руб.
За период со 2 февраля 2017 года по 1 января 2018 года Фомину Ю.Д. произведен перерасчет с выплатой 115753,01 руб.
С 1 апреля 2018 года Фомину Ю.Д. выплачивается пенсия за выслугу лет в размере 27854,23 руб., компенсация как инвалиду вследствие военной травмы в размере 9065,42 руб.
С учетом изложенных выше фактических обстоятельств дела и приведенных норм материального права, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истца Фомина Ю.Д. о назначении (переназначении) ему пенсии за выслугу лет с учетом увеличения, предусмотренного п. «а» ст. 16 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1, со 2 февраля 1994 года по 2 февраля 2017 года и взыскании недополученной пенсии с учетом индекса роста потребительских цен за период со 2 февраля 1994 года по дату вынесения решения суда.
Как правильно указал суд первой инстанции в решении, вопросы назначения пенсии Фомину Ю.Д. уполномоченным пенсионным органом разрешались исходя из волеизъявления Фомина Ю.Д. на выбор пенсионного обеспечения.
С 1994 года Фомин Ю.Д. являлся получателем пенсии по инвалидности, а 2 февраля 2018 года выразил желание на получение пенсии за выслугу лет, которая ему была установлена с указанной даты. При обращении Фомина Ю.Д. с заявлением о переводе на пенсию за выслугу лет пенсионный орган произвел соответствующий перерасчет за предыдущие 12 месяцев, при этом законных оснований для установления Фомину Ю.Д. пенсии за выслугу лет со 2 февраля 1994 года и перерасчета размера пенсии с указанной даты у ответчика не имелось. Ежемесячную денежную компенсацию в связи травмой при исполнении служебных обязанностей Фомин Ю.Д. получает со 2 февраля 1994 года по настоящее время.
По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы истца о незаконности постановленного судом решения, ввиду неправильного применения судом норм материального права, в частности, Постановления Конституционного Суда РФ от 10.02.2015г. № 1-П, с учетом характера спорных правоотношений не влекут отмену судебного решения.
В соответствии с п. «а» ст. 16 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции Федерального закона от 03.12.2007г № 319-ФЗ пенсии за выслугу лет, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, увеличиваются:
лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы:
инвалидам I группы - на 300 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
инвалидам II группы - на 250 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
инвалидам III группы - на 175 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
В силу ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции» в редакции, действовавшей до 24.02.2015г., в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.02.2015г. № 1-П «По делу о проверке конституционности части 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» в связи с жалобой гражданина П.Ф. Юхименко» ч. 6 ст. 43 Федерального закона «О полиции» признана не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 19 (ч.ч. 1 и 2), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма служит основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации тем сотрудникам органов внутренних дел - инвалидам вследствие военной травмы, которым назначена пенсия за выслугу лет, выплачиваемая с учетом увеличения, предусмотренного п. «а» ст. 16 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.02.2015г. № 1-П изложена следующая правовая позиция.
Служба в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Поскольку обязанности, возлагаемые на сотрудников органов внутренних дел, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, государство - обязано, в свою очередь, гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения службы.
Дополнительные гарантии социальной защиты сотрудников полиции, получивших в связи с выполнением служебных обязанностей увечье или иное повреждение здоровья, исключающие возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, установлены ст. 43 Федерального закона «О полиции», действие положений которой согласно ч. 2 его ст. 56 распространяется и на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции.
Часть 6 ст. 43 Федерального закона «О полиции» предусматривает для таких случаев выплату ежемесячной денежной компенсации в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
По буквальному смыслу ч. 6 ст. 43 Федерального закона «О полиции», предусмотренная ею ежемесячная денежная компенсация предоставляется при наличии двух условий - факта причинения вреда здоровью сотрудника полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей, исключающего возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, и назначения ему пенсии по инвалидности.
Между тем Закон РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предоставляет сотруднику органов внутренних дел, получившему военную травму и впоследствии уволенному со службы, если он одновременно имеет право на пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности, возможность выбора той или другой пенсии. При этом, как следует из п.«а» ст. 16 и ч. 1 ст. 46 того же Закона РФ, для инвалидов вследствие военной травмы, которые предпочли пенсию за выслугу лет, предусматривается увеличение ее размера, определяемое исходя из расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии, предусмотренном п.п. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и подлежащее пересмотру одновременно с изменением (индексацией) размера социальной пенсии.
Условия выплаты ежемесячной денежной компенсации, которая выплачивается сотрудникам органов внутренних дел в связи с невозможностью дальнейшего прохождения ими службы, обусловленной полученным увечьем или иным повреждением здоровья, должны определяться таким образом, чтобы обеспечивать ее получение - как и в отношении военнослужащих, здоровью которых причинен вред при выполнении обязанностей военной службы и которые в силу конституционных принципов равенства и справедливости в равной мере должны обладать правом на его возмещение, - всеми сотрудниками органов внутренних дел, признанными инвалидами вследствие военной травмы, в зависимости лишь от степени утраты трудоспособности, а не от вида получаемой ими пенсии.
Постановление Конституционного Суд РФ от 10.02.2015г. № 1-П вступило в силу со дня официального опубликования, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.02.2015.
В соответствии с ч. 6 ст. 43 Федерального закона «О полиции» в редакции Федерального закона от 12.02.2015г. № 15-ФЗ при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:
1) в отношении инвалида I группы - 1;
2) в отношении инвалида II группы - 0,5;
3) в отношении инвалида III группы - 0,3.
Таким образом, целесообразность перехода истца Фомина Ю.Д., получателя пенсии по инвалидности с выплатой ежемесячной денежной компенсации в связи с получением травмы при исполнении служебных обязанностей, на пенсию за выслугу лет с выплатой ежемесячной компенсации, как инвалиду вследствие военной травмы, возникла в связи с принятием Федерального закона от 12 февраля 2015 года № 15-ФЗ «О внесении изменения в статью 43 Федерального закона «О полиции»», вступившего в силу с 24 февраля 2015 года, о чем истец дважды информировался отделом пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Пензенской области (8.04.2015 г. и 25.04.2017 г.), однако реализовал свое право на переход к получению пенсии за выслугу лет 2 февраля 2018 года.
Указание истцом в апелляционной жалобе на необходимость применения судом при разрешении спора норм Гражданского Кодекса Российской Федерации, регулирующих основания ответственности за причинение вреда, не влечет отмену судебного решения, поскольку в материалах гражданского и пенсионного дел отсутствуют доказательства в подтверждение условий для возложения ответчика обязанности по возмещению вреда истцу, а именно наличия вреда; причинно-следственной связи между действиями лица, причинившего вред и наступившими последствиями; противоправности деяния причинителя вреда; вины причинителя вреда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 9 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фомина Ю.Д. -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи