Председательствующий – Албанчинова К.В.
дело № 33-404/2024
номер дела в суде первой инстанции 2-27/2024
УИД 02RS0005-01-2023-000690-57
строка статистической отчетности 2.211
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 мая 2024 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Кокшаровой Е.А.,
судей – Шнайдер О.А., Романовой В.Н.,
при секретаре – Оспомбаевой А.Ж.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства регионального развития Республики Алтай на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 12 января 2024 года, которым
исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц, публичных интересах МО «Турочакский район» удовлетворены частично.
На администрацию МО «Турочакский район» возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 04:03:030102:216 площадью 23468 кв.м, расположенную в 8 км по направлению на запад от ориентира а/д Бийск-Артыбаш, с. Турочак Турочакского района Республики Алтай.
На Министерство регионального развития Республики Алтай возложена обязанность обеспечить минимально допустимый объем софинансирования мероприятий администрации МО «Турочакский район» по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером № площадью 23468 кв.м, расположенной в 8 км по направлению на запад от ориентира а/д Бийск-Артыбаш, с. Турочак Турочакского района Республики Алтай.
Ответчикам установлен срок для исполнения настоящего решения суда - 2 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований о возложении обязанности произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером № отказано.
Заслушав доклад судьи Романовой В.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Турочакского района в интересах неопределенного круга лиц, публичных интересах МО «Турочакский район» обратился в суд с иском к администрации МО «Турочакский район» о возложении обязанности в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке с кадастровым номером № и в этот же срок произвести рекультивацию указанного земельного участка. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района в ходе проверки исполнения земельного законодательства выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления (свалка) на принадлежащем администрации МО «Турочакский район» земельном участке с кадастровым номером №. Складируемые на земельном участке отходы представлены в виде пластиковой тары, полиэтиленовых пакетов, стеклянных изделий, остатков строительных материалов. Непринятие администрацией МО «Турочакский район» мер по ликвидации свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку Турочакского района, чем нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Протокольным определением суда от 04.12.2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство регионального развития Республики Алтай, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – АУ РА «Кызыл-Озек-Сервис».
Суд вынес вышеуказанное решение, несогласие с которым в части возложения обязанности на Министерство регионального развития Республики Алтай обеспечить минимально допустимый объем софинансирования мероприятий администрации МО «Турочакский район» по ликвидации несанкционированной свалки выражает представитель ответчика Тундинова Н.М. Жалоба мотивирована тем, что Министерство, будучи привлеченным судом к участию в деле качестве соответчика определением от 04.12.2023 года, не получив указанного определения, было лишено возможности выразить свое мнение относительно предмета спора при рассмотрении дела судом первой инстанции. Приказом Министерства регионального развития Республики Алтай от 22.08.2023 года № 273-Д утверждена Территориальная схема обращения с отходами в Республике Алтай, согласно которой на 01.01.2023 года в обращении ТКО будут задействованы 12 объектов, из которых 7 объектов внесены в государственный реестр объектов размещения отходов, 5 объектов используются как площадки временного накопления ТКО. В частности, таковым под номером 4 указан полигон ТКО с. Турочак ур. Дальний Колбачак, который согласно графе «примечание», используется как площадка временного накопления ТКО Турочакского района для последующего транспортирования на полигон ТБО с. Черемшанка. Вывод суда первой инстанции о том, что из указанной Территориальной схемы обращения с отходами в Республике Алтай не следует, что на территории Турочакского района предусмотрено создание мест накопления отходов, в том числе, использование спорного земельного участка с кадастровым номером № как места (площадки) накопления отходов (временное складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев) является ошибочным. Действующее законодательство не содержит обязанности по указанию в территориальных схемах кадастровых номеров земельных участков, на которых расположены те или иные места (объекты) накопления отходов, а также их обработки, утилизации, обезвреживания и размещения. Министерство регионального развития Республики Алтай необоснованно привлечено к участию в настоящем деле в качестве соответчика, поскольку в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ администрация МО «Турочакский район» несет ответственность по надлежащему содержанию спорного земельного участка, расположенного на территории района и должна принимать меры по ликвидации несанкционированной свалки. Министерство регионального развития Республики Алтай не наделено полномочиями главного распорядителя финансов по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, также у Министерства отсутствуют полномочия по финансированию расходов связанных с ликвидацией несанкционированных свалок в рамках региональных программ.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Турочакского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определением от 10.04.2024 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции в связи с рассмотрением дела судом первой инстанции в отсутствие Министерства регионального развития Республики Алтай и АУ РА «Кызыл-Озек Сервис», не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства финансов Республики Алтай, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 25.04.2024 года к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика также привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Республики Алтай.
Из письменного отзыва Министерства финансов Российской Федерации следует, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в Турочакском районе Республики Алтай, поставлен на кадастровый учет, является собственностью МО «Турочакский район» и отнесен к категории земель «земли населенных пунктов» (разрешенное использование «специальная деятельность») в связи с чем обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления должна быть возложена на администрацию МО «Турочакский район».
Министерство финансов Республики Алтай в письменном отзыве на исковое заявление указывает, что в данном деле отсутствует необходимость определения возможности, объема и порядка софинансирования ликвидации несанкционированной свалки, так как земельный участок, на котором расположена свалка, не находится в государственной собственности и не относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Поскольку земельный участок принадлежит на праве собственности администрации МО «Турочакский район» именно администрация Турочакского района обязана самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.
В письменном отзыве Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай указано, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена на собственника земельного участка – администрацию МО «Турочакский район». В целях ликвидации несанкционированной свалки необходимо использовать средства местного бюджета администрации, включающие в себя, в том числе плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде налогов и сборов и плату по искам о возмещении вреда окружающей среде, которая носит целевой характер.
В судебном заседании представитель Министерства регионального развития Республики Алтай Мунатова Н.М. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Прокурор Буевых Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель администрации МО «Турочакский район» Кудрявцев Г.В. просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай Очинакова Я.А., Министерства финансов Республики Алтай Арбанакова Д.Г., Министерства финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай Светоносов К.В. поддержали доводы письменных отзывов на исковое заявление.
АУ РА «Кызыл-Озек Сервис», извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание представителя не направило, о причинах неявки не уведомило, об отложении рассмотрения жалобы не просило, ходатайств об участии в судебном заседании путем организации видео-конференцсвязи не заявило.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, с учетом надлежащего извещения лица, участвующего в деле, признала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК РФ, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ) и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ) установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Пп. 1,2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ на собственников земельных участков возлагается обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 года № 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Под несанкционированными свалками отходов понимаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (п. 4.13 ГОСТ 30772-2001).
Если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание п. 7.8 ГОСТ 30772-2001).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в том числе, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 ЗК РФ).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 года № 26-П «По делу о проверке конституционности п. 24 ч. 1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано на то, что в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 года № 27-П положения ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 18 ч. 1, ч. ч. 3 и 4 ст. 14 и п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 10, 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, п.п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, а также п.п. 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования соответствующей обязанности или для взыскания таких расходов в указанном случае, если места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов расположены в границах муниципального образования:
на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;
на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;
притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Конституционный суд Российской Федерации в данном определении указал, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований соответствующую обязанность либо предусматривающих взыскание с муниципального образования таких расходов в указанном случае. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части данного Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения данного Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):
из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;
из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Турочакского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности администрации МО «Турочакский район», в ходе которой выявлены существенные нарушения требований федеральных законов, выразившиеся в несоблюдении требований по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Установлено, что земельный участок с кадастровым номером № (земли населенных пунктов) жители Турочакского сельского поселения используют в качестве полигона для твердых коммунальных отходов в течение длительного периода времени и на постоянной основе с грубыми нарушениями требований СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 3.
15.03.2023 года в целях устранения выявленных нарушений в адрес главы администрации МО «Турочакский район» внесено представление прокурора Турочакского района, которое рассмотрено администрацией района 10.04.2023 года.
11.04.2023 года администрация МО «Турочакский район» на вышеуказанное представление направила ответ, из которого следует, что администрацией района проводится работа по устранению свалки, установке аншлагов, запрещающих свалку мусора.
Несмотря на принятые администрацией меры складирование отходов производства и потребления в виде пластиковой тары, полиэтиленовых пакетов, стеклянных изделий, шифера, остатков строительных материалов на земельном участке кадастровым номером № продолжается, что следует из акта осмотра и приложенной к нему фототаблице от 16.10.2023 года, выполненных помощником прокурора Турочакского района Республики Алтай Бедаревым А.И. с участием главного специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства, строительства, экологического и лесного контроля администрации МО «Турочакский район» Чапаевой Т.С.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 23468 +/- 268 кв.м из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для строительства полигона твердых бытовых отходов принадлежит на праве собственности МО «Турочакский район», дата регистрации права 16.02.2011 года.
Согласно распоряжению врио главы МО «Турочакский район» № 621-р от 18.12.2023 года вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № изменен с «для строительства полигона твердых бытовых отходов» на «специальная деятельность», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 22.12.2023 года.
Приказом Министерства регионального развития Республики Алтай от 22.08.2023 года № 273-Д утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории Республики Алтай (далее - Территориальная схема), которая разработана и актуализирована в целях организации и осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Республики Алтай в соответствии с нормативными правовыми актами.
Из данной Территориальной схемы усматривается, что на территории Турочакского района расположен полигон ТКО (с. Турочак, ур. Дальний Колбачак), который используется как площадка для временного накопления ТКО Турочакского района для последующего транспортирования на полигон ТБО (с. Черемшанка). При этом сведений о включении в Территориальную схему земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в 8 км по направлению на запад от ориентира а/д Бийск-Артыбаш, с. Турочак Турочакского района Республики Алтай, не имеется.
Доказательств того, что данный земельный участок является местом (площадкой) накопления отходов, включен в государственный реестр объектов размещения отходов и отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, ответчиком суду не представлено. На момент рассмотрения дела судом выявленная несанкционированная свалка не ликвидирована, при этом наличие свалки, складирование отходов производства и потребления населением Турочакского сельского поселения, подведомственным учреждением ФКУ «ДХУ» на земельном участке с кадастровым номером №, отсутствие достаточного количества контейнерных площадок ответчиком не оспаривается.
Учитывая, что собственник отходов, расположенных на спорном земельном участке, не установлен, несанкционированное складирование отходов производства и потребления осуществляется населением Турочакского сельского поселения, а также подведомственным учреждением ФКУ «ДХУ» ввиду отсутствия достаточного количества контейнерных площадок на территории муниципального образования на земельном участке, принадлежащем МО «Турочакский район», которое в свою очередь несет обязанность по осуществлению мероприятий по охране спорного земельного участка, в том числе по недопущению его загрязнения, истощения, деградации, порчи, и иного негативного воздействия, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание то, что сохранение несанкционированной свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером № нарушает требования действующего законодательства, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку в Турочакском районе Республики Алтай и гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, приходит к выводу об удовлетворении искового требования прокурора Турочакского района Республики Алтай о ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером №, возложив обязанность ликвидировать несанкционированную свалку на собственника спорного земельного участка – администрацию МО «Турочакский район».
При этом судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требования прокурора к администрации МО «Турочакский район» о рекультивации спорного земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).
П. 2 Правил предусмотрено, что рекультивация земель - это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Согласно п. 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с п. 5 и п. 6 Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий. Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о необходимости проведения рекультивации земельного участка в связи с ухудшением его качества в результате размещения на нем отходов производства и потребления. Такие доказательства не представлены и в суд апелляционной инстанции.
Более того ранее решением Турочакского районного суда Республики Алтай от 14.04.2021 года по гражданскому делу № 2-214/2021 на администрацию МО «Турочакский район» возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером №, произвести рекультивацию земельного участка в срок до 01.11.2021 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 05.04.2022 года исполнительное производство прекращено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Поскольку ранее проводилась рекультивация спорного земельного участка, при этом отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в результате образования несанкционированной свалки после исполнения решения суда от 14.04.2021 года произошло ухудшение качества земельного участка, которое требует проведение его рекультивации, судебная коллегия не усматривает оснований для возложения на администрацию МО «Турочакский район» обязанности провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером №. Само по себе наличие отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером № безусловно не свидетельствует о необходимости проведения рекультивации данного земельного участка.
В силу разъяснений, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 года № 27-П, при установленных обстоятельствах дела оснований для возложения на Министерство регионального развития Республики Алтай обязанности софинансирования мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки не имеется. Спорный земельный участок не относится к государственной собственности и земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, является собственностью МО «Турочакский район».
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок исполнения судебного решения, с учетом предмета иска, наличия реальной угрозы причинения вреда окружающей среде, объема необходимых работ, суд апелляционной инстанции считает недостаточным указанный прокурором в иске срок и полагает разумным установить срок для ликвидации свалки в течение одного года со дня вступления судебного акта в законную силу.
Учитывая, что в силу пп. пп. 9, 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор и администрация МО «Турочакский район» освобождены от уплаты государственной пошлины, не подлежат распределению судебные расходы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 12 января 2024 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Турочакского района в интересах неопределенного круга лиц, публичных интересах муниципального образования «Турочакский район» удовлетворить частично.
На администрацию муниципального образования «Турочакский район» возложить обязанность в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного акта ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на земельном участке с кадастровым номером № площадью 23468 кв.м, в 8 км по направлению на запад от ориентира а/д Бийск-Артыбаш, с. Турочак Турочакского района Республики Алтай.
Отказать в удовлетворении требования прокурора Турочакского района в интересах неопределенного круга лиц, публичных интересах муниципального образования «Турочакский район» к администрации муниципального образования «Турочакский район» о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером №
В удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района к Министерству регионального развития Республики Алтай отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.
Председательствующий судья Е.А. Кокшарова
Судьи О.А. Шнайдер
В.Н. Романова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 мая 2024 года.