Дело № 3а-1398/2021
УИД 32OS0000-01-2021-000704-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2021 года г. Брянск
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бурлиной Е.М.
при секретаре Скрипиной Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Клинцовский агрегатно-механический завод» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Клинцовский агрегатно-механический завод» (далее по тексту – ООО «Клинцовский агрегатно-механический завод»), действуя через представителя Мешкова С.И., обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, ссылаясь на то, что является собственником следующих объектов недвижимости:
- модуля, назначение: нежилое, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 967,2 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- стол. мастерских, право (ограничение права, обременение объекта недвижимости) зарегистрировано на объект недвижимости с наименованием: Здание (столярные мастерские), назначение: нежилое, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 418,2 кв.м, с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>;
- непроизводственного корпуса, назначение: нежилое, количество этажей, в том числе подземных этажей: 3, в том числе подземных 0, общей площадью 132,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под промышленные предприятия, общей площадью 7766 +/- 31 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под промышленные предприятия, общей площадью 2999 +/- 19 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под промышленные предприятия, общей площадью 4568 +/- 24 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Также Общество является арендатором объектов недвижимости:
- здания (склада), назначение: нежилое, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 511 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж №1, общей площадью 139,1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для предпринимательской деятельности, общей площадью 1100 +/- 11,61 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, общей площадью 7940 +/-31,19 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере <данные изъяты> объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере <данные изъяты>, объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 6 октября 2020 года в размере <данные изъяты>
Указанная кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости и ведет к уплате налоговых и арендных платежей в завышенном размере.
Полагая кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенной, ООО «Клинцовский агрегатно-механический завод» обратилось к ФИО11 Согласно отчету об оценке № № от 28 апреля 2021 года, выполненному ФИО11, по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты> объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты> объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты>, объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты> по состоянию на 6 октября 2020 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>
На основании изложенного, просит суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
- модуля, назначение: нежилое, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 967,2 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости — <данные изъяты>. по состоянию на 1 января 2019 года;
- здания (склада), назначение: нежилое, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 511 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости — <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 года;
- стол. мастерских, право (ограничение права, обременение объекта недвижимости) зарегистрировано на объект недвижимости с наименованием: Здание (столярные мастерские), назначение: нежилое, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 418,2 кв.м, с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости — <данные изъяты>. по состоянию на 1 января 2019 года;
- непроизводственного корпуса, назначение: нежилое, количество этажей, в том числе подземных этажей: 3, в том числе подземных 0, общей площадью 132,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, в размере его рыночной стоимости — <данные изъяты>. по состоянию на 1 января 2019 года;
- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж №1, общей площадью 139,1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости — <данные изъяты>. по состоянию на 1 января 2019 года;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под промышленные предприятия, общей площадью 7766 +/- 31 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости — <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 года;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под промышленные предприятия, общей площадью 2999 +/- 19 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости — <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 года;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под промышленные предприятия, общей площадью 4568 +/- 24 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости — <данные изъяты>. по состоянию на 1 января 2019 года;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для предпринимательской деятельности, общей площадью 1100 +/- 11,61 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости — <данные изъяты>. по состоянию на 1 января 2019 года;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, общей площадью 7940 +/-31,19 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости — <данные изъяты>. по состоянию на 6 октября 2020 года.
Определениями Брянского областного суда от 5 июля 2021 года и 22 ноября 2021 года к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены: Комитет по управлению имуществом г.Клинцы, Якубович А.С.
Представитель административного истца, представители административных ответчиков: Управления имущественных отношений Брянской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Государственного бюджетного учреждения «Брянскоблтехинвентаризация», заинтересованных лиц: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Клинцовской городской администрации, Правительства Брянской области, ООО «Стройкомплект», Комитета по управлению имуществом г.Клинцы, заинтересованные лица: Сочень С.Т., Якубович А.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств с просьбой отложения слушания дела не заявили. От представителей Управления имущественных отношений Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвыентаризация», Управления Росреестра по Брянской области, Клинцовской городской администрации имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В направленных в адрес суда возражениях на исковое заявление представитель Управления Росреестра по Брянской области Богушевская Н.С. указывает, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу. Право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости не оспаривает, по существу заявленных исковых требований не возражает.
В отзыве на исковое заявление представитель Управления имущественных отношений Брянской области Казорин А.А. возражает против удовлетворения административного иска, поскольку установление кадастровой стоимости объектов в размере их рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости не оспаривает.
Представитель ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Казорин А.А., в направленных в адрес суда возражениях на исковое заявление, также полагает, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют. Указывает, что полученный оценщиком результат рыночной стоимости спорных объектов не соответствует действительности. Объект, идентичный по характеристикам и местоположению, невозможно приобрести на открытом рынке по данной стоимости. Право административного истца на установление кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости в размере рыночной стоимости не оспаривает.
В ходатайстве о рассмотрении дела в отсутствие представителя Клинцовской городской администрации Глава Клинцовской городской администрации Брянской области Евтеев С.Ю. указывает на то, что на административного истца как собственника спорных объектов недвижимости возложена обязанность доказать недостоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой.
В соответствии с требованиями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. К заявлению об оспаривании прилагается отчет об оценке рыночной стоимости (часть 7, пункт 3 части 9 статьи 22 названного Федерального закона).
В системе действующего правового регулирования кадастровая стоимость используется в основном для целей налогообложения, и законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет.
Как следует из материалов дела, ООО «Клинцовский агрегатно-механический завод» является собственником следующих объектов недвижимости:
- здания, назначение: нежилое, наименование: модуль, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 967,2 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- здания, назначение: нежилое, наименование: стол. мастерские, право (ограничение права, обременение объекта недвижимости) зарегистрировано на объект недвижимости с наименованием: Здание (столярные мастерские), количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 418,2 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- здания, назначение: нежилое, наименование: непроизводственный корпус, количество этажей, в том числе подземных этажей: 3, в том числе подземных 0, общей площадью 132,7 кв.м, с кадастровым номером 32:30:0030207:58, расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под промышленные предприятия, общей площадью 7766 +/- 31 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под промышленные предприятия, общей площадью 2999 +/- 19 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под промышленные предприятия, общей площадью 4568 +/- 24 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Кроме того, согласно договору аренды от 1 марта 2021 года, заключенному между ООО «Стройкомплект» и ООО «Клинцовский агрегатно-механический завод», последний является арендатором:
- здания, назначение: нежилое, наименование: здание (склад), количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 511 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- помещения, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж №1, общей площадью 139,1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Также Общество является арендатором объекта недвижимости: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для предпринимательской деятельности, общей площадью 1100+/-11,61 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (договоры аренды земельного участка от 24 июня 2002 года, 20 января 2021 года).
В соответствии с договором аренды земельного участка от 20 января 2011 года №, дополнительному соглашению к договору аренды земельного участка от 2 декабря 2020 года, договору об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 22 марта 2021 года, договору аренды от 12 апреля 2021 года, ООО «Клинцовский агрегатно-механический завод» на праве аренды принадлежит: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, общей площадью 7940+/-31,19 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства: зданий, сооружений, помещений, объекта незавершенного строительства, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Брянской области, и результаты определения кадастровой стоимости земельных участков всех категорий земель, расположенных на территории Брянской области: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли полного фонда; земли запаса по состоянию на 1 января 2019 года, в том числе спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами №.
Актом Государственного бюджетного учреждения «Брянскоблтехинвентаризация» № АОКС-32/2020/000201 от 11 ноября 2020 года определена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 6 октября 2020 года.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 9 апреля 2021 года № КУВИ-002/2021-35025459, № КУВИ-002/2021-35026799, № КУВИ-002/2021-34963319, № КУВИ-002/2021-35022943 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № - <данные изъяты> объекта недвижимости с кадастровым номером № - <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № - <данные изъяты>. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости данного объекта в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 23 января 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 1 января 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости – 1 января 2020 года.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13 апреля 2021 года № КУВИ-002/2021-37724232 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости данного объекта в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 23 января 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 1 января 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости – 1 января 2020 года.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 9 апреля 2021 года № КУВИ-002/2021-34962048, № КУВИ-002/2021-35024365, № КУВИ-002/2021-35027727 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № - <данные изъяты> Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости данного объекта в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 26 января 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 1 января 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости – 1 января 2020 года.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13 апреля 2021 года № КУВИ-002/2021-37720659 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости данного объекта в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 26 января 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 1 января 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости – 1 января 2020 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23 апреля 2021 года № КУВИ-002/2021-44436337 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости данного объекта в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 27 ноября 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 6 октября 2020 года. Дата начала применения кадастровой стоимости – 6 октября 2020 года.
Согласно части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с частью 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
В соответствии с пунктом 5.1 договора аренды недвижимости от 1 марта 2021 года арендная плата на объекты недвижимости с кадастровыми номерами № и № устанавливается в размере 3% в год от кадастровой стоимости арендуемого объекта недвижимости.
Согласно пункту 5.1 договора аренды земельного участка от 20 января 2021 года арендная плата устанавливается в размере 2% в год от кадастровой стоимости арендуемого объекта недвижимости с кадастровым номером №, оплачивается равными частями ежемесячно.
В соответствии с пунктом 5.1 договора аренды земельного участка от 12 апреля 2021 года, размер арендной платы составляет 2 % от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Кроме того, как следует из ответа ИП Якубовича А.С. на полученный им от административного истца предварительный договор купли-продажи на объекты недвижимости с кадастровыми номерами № последний сообщил о готовности приобрести вышеуказанное имущество по цене не выше рыночной. Рыночную стоимость просил определить в соответствии с законодательством Российской Федерации, и утвердить органом государственной власти.
Таким образом, права и обязанности административного истца ООО «Клинцовский агрегатно-механический завод» затронуты результатами определения кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости, и истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении принадлежащих ему на праве собственности и на праве аренды объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статьям 70, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
Административный истец ООО «Клинцовский агрегатно-механический завод», оспаривая кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве собственности и на праве аренды объектов недвижимости, в обоснование заявленных требований представило отчет об оценке № № от 28 апреля 2021 года, выполненный ФИО11, согласно которому по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты>, объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты> объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № – <данные изъяты>.; по состоянию на 6 октября 2020 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Принимая во внимание существенную разницу между кадастровой и рыночной стоимостью объектов оценки с кадастровыми номерами № и № в целях проверки доводов сторон и установления юридически значимых обстоятельств, по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ФИО14 на разрешение поставлены вопросы о соответствии представленного административным истцом отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и определении итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости вышеуказанных объектов недвижимости.
Согласно заключению эксперта ФИО14 от 13 октября 2021 года №, отчет № от 28 апреля 2021 года об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, выполненный ФИО11, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, в части определения рыночной стоимости объектов недвижимости: здания, назначение: нежилое, наименование: модуль, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 967,2 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; здания, назначение: нежилое, наименование: здание (склад), количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 511 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В связи с соответствием отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, рыночная стоимость объектов недвижимости: здания, назначение: нежилое, наименование: модуль, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 967,2 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; здания, назначение: нежилое, наименование: здание (склад), количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 511 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, не устанавливалась.
Данное заключение эксперта лицами, участвующими в рассмотрении дела, не оспаривается и суд принимает его в качестве доказательства по делу, учитывая, что заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного Кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное образование, длительный стаж работы.
Таким образом, с учетом экспертного заключения суд находит, что содержание отчета свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки с кадастровыми номерами № и № не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, оценщиком проанализирован рынок объектов оценки, необходимые факторы, оказывающие влияние на их рыночную стоимость.
Проверяя представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости № от 28 апреля 2021 года, выполненный ФИО11, в части определения рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами № суд исходит из того, что согласно требованиям Федеральных стандартов оценки №№ 1, 2, 3, 7 отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчетах в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки, ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата, перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Как следует из материалов дела, содержание представленного отчета № от 28 апреля 2021 года, выполненного ФИО11 в части определения рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость указанных объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценки оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, отчеты базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации, оценщиком учтено месторасположение объектов недвижимости, проанализирован рынок аналогичных объектов недвижимости, идентичных месту расположения объектов оценки.
Согласно статье 4 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).
Представленный административным истцом отчет № от 28 апреля 2021 года в части определения рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, составлен оценщиком ФИО11., который является членом Саморегулируемой организации «Союз «Федерация Специалистов Оценщиков», включен в реестр оценщиков, имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, его деятельность по оценке застрахована.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Вместе с тем, доказательств, опровергающих указанный отчет об оценке рыночной стоимости принадлежащих административному истцу спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено. Административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривали обоснованность представленный отчет № от 28 апреля 2021 года, выполненный ФИО11 в части определения рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, доказательств иного размера рыночной стоимости объектов недвижимости не представили, ходатайств о назначении по делу экспертизы в указанной части не заявляли.
Таким образом, оценивая представленный отчет № от 28 апреля 2021 года, выполненный ФИО11 в части определения рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, суд полагает, что он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 года №№ 297, 298, 299, от 25 сентября 2014 года № 611, и находит его допустимым доказательством по делу, поскольку оценка рыночной стоимости объектов недвижимости произведена на основании исследования и анализа рынка недвижимости, расчет итоговой рыночной стоимости сделан на основе согласования результатов, полученных в отношении объектов с кадастровыми номерами № с использованием доходного подхода, объектов недвижимости с кадастровыми номерами № с использованием сравнительного подхода, обоснованность применения которых надлежащим образом изложена в описательной части отчетов.
На основании изложенного, учитывая, что административным истцом выполнена возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости принадлежащих ООО «Клинцовский агрегатно-механический завод» объектов недвижимости, а также принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты> объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты> объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты> объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты> объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>., объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 6 октября 2020 года, равной <данные изъяты>.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Согласно статье 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление об оспаривании).
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из материалов административного дела, ООО «Клинцовский агрегатно-механический завод» обратилось в суд с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости 4 мая 2021 года (л.д. 155).
Таким образом, датой подачи ООО «Клинцовский агрегатно-механический завод» заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности и на праве аренды объектов недвижимости в размере рыночной стоимости следует считать 4 мая 2021 года, т.е. дату его обращения в суд.
С учетом указанных выше правовых норм настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Довод представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о том, что Управление Росреестра по Брянской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному делу, суд находит необоснованными в силу следующего.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На территории Брянской области функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Управление Росреестра по Брянской области).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Клинцовский агрегатно-механический завод» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
- здания, назначение: нежилое, наименование: модуль, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 967,2 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>
- здания, назначение: нежилое, наименование: здание (склад), количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 511 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>
- здания, назначение: нежилое, наименование: стол. мастерские, право (ограничение права, обременение объекта недвижимости) зарегистрировано на объект недвижимости с наименованием: Здание (столярные мастерские), количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, общей площадью 418,2 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>.;
- здания, назначение: нежилое, наименование: непроизводственный корпус, количество этажей, в том числе подземных этажей: 3, в том числе подземных 0, общей площадью 132,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>
- помещения, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж №1, общей площадью 139,1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под промышленные предприятия, общей площадью 7766 +/- 31 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под промышленные предприятия, общей площадью 2999 +/- 19 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под промышленные предприятия, общей площадью 4568 +/- 24 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для предпринимательской деятельности, общей площадью 1100+/-11,61 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, равной <данные изъяты>
-земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, общей площадью 7940+/-31,19 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 6 октября 2020 года, равной <данные изъяты>.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 4 мая 2021 года – дату обращения ООО «Клинцовский агрегатно-механический завод» с настоящим административным иском в суд.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 декабря 2021 года.
Председательствующий Е.М. Бурлина