Решение по делу № 2-1253/2024 от 09.02.2024

Дело

УИД: 26RS-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 августа 2024 <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края, в составе: председательствующего судьи Набокова Т.Э.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием: представителя истца – помощника ставропольского межрайоного природоохранного прокурора ФИО5, представителя ответчика ДНТ «Изыскатель» и третьего лица ФИО8 по доверенности – ФИО9, представителя третьего лица ООО «Эко-Сити» по доверенности ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ДНТ «Изыскатель», администрации <адрес>, комитету городского хозяйства администрации <адрес> об оспаривании бездействия, возложении обязанности,

установил:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор ФИО3 обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ДНТ «Изыскатель», администрации <адрес>, комитету городского хозяйства администрации <адрес>, в котором просил:

- признать незаконным бездействие ДНТ «Изыскатель», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время мер по созданию на территории товарищества мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления ТКО, заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся на территории товарищества;

- возложить на ДНТ «Изыскатель» обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в администрацию <адрес> заявку на включение места (площадки) накопления ТКО в муниципальный реестр и схему мет (площадок) накопления ТКО; оборудовать контейнерную площадку для сбора ТКО на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; направить региональному оператору ООО «Эко-Сити» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО;

- возложить на администрацию <адрес> в срок не позднее одного месяца со дня поступления заявления согласовать ДНТ «Изыскатель» создание места (площадки) накопления ТКО, либо определить для товарищества место размещения такой площадки.

В обоснование заявленных требований указано на то, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах, в результате которой в деятельности ДНТ «Изыскатель» выявлены нарушения названного законодательства.

Проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 7, 14, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. «в» ст. 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , п. 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства СК от ДД.ММ.ГГГГ , п. 5.10 СП 53.13330.2019, ДНТ «Изыскатель» не приняты меры по обустройству на территории СНТ мест накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не направлены, договор на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества, с региональным оператором не заключен.

Непринятие ДНТ «Изыскатель» мер по организации контейнерной площадки, отсутствие договора на вывоз твердых коммунальных отходов с территории СНТ нарушает право граждан на экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В целях устранения выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ председателю правления ДНТ «Изыскатель» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ указанное представление рассмотрено председателем правления ФИО4 Согласно информации о результатах рассмотрения представления от ДД.ММ.ГГГГ, в ДНТ «Изыскатель» отсутствует единый договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, площадка для накопления ТКО на территории товарищества отсутствует. Необходимость в оборудовании площадки для накопления ТКО на территории товарищества отсутствует. Таким образом, ДНТ «Изыскатель» мер по устранению нарушений законодательства об отходах, природоохранного законодательства, не принято.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет городского хозяйства администрации <адрес>.

Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ДНТ «Изыскатель», администрации <адрес>, комитету городского хозяйства администрации <адрес> об оспаривании бездействия, возложении обязанности, удовлетворены в части.

Признано незаконным бездействие ДНТ «Изыскатель» (ОГРН 1102635008893), выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время мер по созданию на территории ДНТ «Изыскатель» мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества.

На ДНТ «Изыскатель» возложена обязанность в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- подать в администрацию <адрес> заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории ДНТ «Изыскатель» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства;

- направить региональному оператору ООО «Эко-Сити» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Требование Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора к администрации <адрес>, комитету городского хозяйства администрации <адрес> о возложении обязанности в срок не позднее одного месяца со дня поступления заявления согласовать ДНТ «Изыскатель» создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов либо определить для ДНТ «Изыскатель» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов – оставлено без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена ФИО8

В судебном заседании представитель истца – помощник ставропольского межрайоного природоохранного прокурора ФИО5 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ДНТ «Изыскатель» и третьего лица ФИО8 по доверенности – ФИО9 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержал поданные письменные возражения, а также пояснил, что подъездной дороги к территории товарищества фактически не имеется, граждане не используют земельные участки, в виду чего мусора нет, следовательно, организовывать место размещения ТКО нет необходимости, как и возлагать обязанность на граждан несения расходов за услугу, которую не запрашивали. При этом, несколько человек в товариществе по решению собрания, заключили в индивидуальном порядке договоры с региональным оператором на вывоз мусора.

Представитель третьего лица ООО «Эко-Сити» по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования ставропольского межрайонного природоохранного прокурора поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме и пояснил, что представитель ДНТ не направил региональному оператору решение собрания на заключение с членами товарищества прямые договоры в индивидуальном порядке с приложением реестра лиц принимавших участие в собрании. Независимо от принятия решения товариществом о заключении прямых договоров, место (площадка) для размещения ТКО должна быть организована, включена в соответствующий реестр с указанием кадастрового номера земельного участка. Указанные пояснения аналогичны по содержаниям ранее представленных суду письменных возражений.

Представители ответчиков: администрации <адрес>, комитета городского хозяйства администрации <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщали, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Ранее суду предоставлялись письменные возражения указанных ответчиков, в которых, каждый из них просит в удовлетворении заявленных ставропольским межрайонным природоохранным прокурором исковых требований отказать.

С учетом мнения сторон и в силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суда считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ввиду следующего.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с
заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, то Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах, в результате которой в деятельности ДНТ «Изыскатель» выявлены нарушения названного законодательства.

Проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 7, 14, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. «в» ст. 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , п. 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , п. 5.10 СП 53.13330.2019, ДНТ «Изыскатель» не приняты меры по обустройству на территории СНТ мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не направлены, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества, с региональным оператором не заключен.

В целях устранения выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ председателю правления ДНТ «Изыскатель» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ указанное представление рассмотрено председателем правления ФИО4. Согласно информации о результатах рассмотрения представления от ДД.ММ.ГГГГ, в ДНТ «Изыскатель» отсутствует единый договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, площадка для накопления ТКО на территории товарищества отсутствует.

Таким образом, ДНТ «Изыскатель» мер по устранению нарушений законодательства об отходах, природоохранного законодательства не принято.

По мнению истца указанное бездействие ДНТ «Изыскатель» нарушает конституционное право неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации, иных лиц на благополучную окружающую среду, может привести к образованию несанкционированных свалок, ненадлежащему транспортированию и размещению отходов.

Судом отмечается, что факт отсутствия на территории СНТ «Золотой ренет» специализированной площадки для накопления твердых коммунальных отходов сторонами не оспаривается.

Учитывая изложенное и разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей, в том числе создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с ТКО, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

Вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания членов товарищества, определены частью 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ.

В силу пункта 5 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ, принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.

На основании пункта 6 части 7 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального органа относится принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как следует из подпункта 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено, кроме прочего, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Из приведенных норм следует, что на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия ими решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктами 3, 4 «Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Пунктом 5.10 СП 53.13330.2019 площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м., иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 м. и не более 500 м. от границ участков.

В соответствии с пунктом 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 м.

С целью проверки доводов ответчика об отсутствии возможности с соблюдением требований санитарных правил организовать площадку для твердых коммунальных отходов в пределах границ ДНТ «Изыскатель», а также о том, что обязательства по организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов у ответчика отсутствует необходимая техническая возможность ввиду отсутствия подъездной дороги определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью «Северо-Кавказский Экспертно-Правовой Центр».

Согласно полученному судом по итогам проведения экспертизы заключению эксперта -Э-2024 от ДД.ММ.ГГГГ исходя из требований СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения», не имеется технической возможности организации мест (контейнерных площадок) накопления (сбора) твердых коммунальных отходов в пределах границ земельного участка садоводческого некоммерческого товарищества «Изыскатель» <адрес>, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления (сбора) твердых коммунальных отходов.

Анализируя вышеуказанное заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ суд полагает его правильным и обоснованным, изложенные в нем выводы у суда не вызывают сомнений. Доказательств, которые могли бы ставить под сомнение объективность и достоверность выводов эксперта, сторонами в нарушение требований статьи 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду представлено не было.

Проанализировав содержание заключения судебной экспертизы, суд приходит к выводу, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в его распоряжение материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных, выводы эксперта обоснованы документами, представленными в материалы дела. Эксперт обладает необходимой квалификацией, подтвержденной представленными в заключении сведениями, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренной ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Указанное заключение сторонами не оспорено, ходатайств о назначении по делу дополнительной либо повторной экспертизы суду не заявлено.

Судом также установлено и не оспорено сторонами в ходе судебного разбирательства, что ДНТ «Изыскатель» с целью соблюдения вышеуказанного правового регулирования в сфере законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления (сбора) твердых коммунальных отходов обратилось к региональному оператору ООО «Эко-Сити» с запросом о наличии в текущих условиях возможности вывоза твердых коммунальных отходов с предполагаемого к размещению места (площадки) потенциального накопления твердых коммунальных отходов.

Между тем, ответом ООО «Эко-Сити» от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что подъездной путь к предполагаемой контейнерной площадке является труднодоступным для проезда специализированного транспортного средства – мусоровоза, в виду ненадлежащего состояния дорожного покрытия, а именно образования провалов основания / разрушения (просадки) покрытия проезжей части, недостаточной ширины проезжей части, отсутствия твердого дорожного покрытия, что не позволяет обеспечить безопасный и удобный подъезд мусоровоза непосредственно к предполагаемой контейнерной площадке.

Исследовав и оценив, в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, принимая во внимание заключение эксперта -Э-2024 от ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к выводу об отсутствии технической возможности организации мест (контейнерных площадок) накопления твердых коммунальных отходов в пределах границ земельного участка товарищества самим ДНТ «Изыскатель» <адрес> в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Кроме того, в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ, пунктами 11, 15-19 Правил от ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с учетом санитарно-эпидемиологических требований.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

По смыслу вышеприведенных норм права, на органы местного самоуправления действующим законодательством может быть возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в пределах территории соответствующего муниципального образования, включая и те территории, на которых расположены объединения собственников земельных участков, при установлении факта невозможности организации мест накопления твердых коммунальных отходом самим садовым товариществом и извещении об этом орган местного самоуправления (статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ).

Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, в реестре и схеме размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>, находящихся в открытом доступе на официальном сайте в сети «Интернет», отсутствуют сведения о размещении места (площадки) для сбора твердых коммунальных отходов на территории ДНТ «Изыскатель».

Вместе с тем, вопреки вышеприведенным требования закона, суду не представлено каких-либо доказательств того, что администрация <адрес>, комитет городского хозяйства администрации <адрес>, действуя в нарушение возложенной на нее обязанности, не организовала и не предоставила места для накопления твердых коммунальных отходов для ДНТ «Изыскатель».

Согласно части 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (часть 1 статьи 118 Конституции Российской Федерации), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается, в первую очередь, поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Статьями 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Ни одно доказательство не имеет для суда заранее установленной силы, а решение суда основывается на совокупности всех представленных сторонами доказательств.

Таким образом, оценка относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности является исключительной прерогативой суда.

В силу статей 35 и 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представление доказательств в обоснование своих требований и возражений является не только правом, но и обязанностью стороны, и неисполнение данной обязанности влечет наступление последствий, предусмотренных законодательством о гражданском судопроизводстве.

Стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.

Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет в свою очередь лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности (ч. 2 ст. 57, ст. ст. 62, 64, ч. 2 ст. 68, ч. 3 ст. 79, ч. 2 ст. 195, ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, непредставление в суд доказательств, подтверждающих позицию стороны по делу, находится полностью в ведении стороны.

Вместе с тем, в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела, какие-либо доказательства обоснованности предъявленных требований стороной истца не представлено, ввиду чего, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ДНТ «Изыскатель», администрации <адрес>, комитету городского хозяйства администрации <адрес> об оспаривании бездействия, возложении обязанности, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись Т.Э. Набоков

Дело

УИД: 26RS-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 августа 2024 <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края, в составе: председательствующего судьи Набокова Т.Э.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием: представителя истца – помощника ставропольского межрайоного природоохранного прокурора ФИО5, представителя ответчика ДНТ «Изыскатель» и третьего лица ФИО8 по доверенности – ФИО9, представителя третьего лица ООО «Эко-Сити» по доверенности ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ДНТ «Изыскатель», администрации <адрес>, комитету городского хозяйства администрации <адрес> об оспаривании бездействия, возложении обязанности,

установил:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор ФИО3 обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ДНТ «Изыскатель», администрации <адрес>, комитету городского хозяйства администрации <адрес>, в котором просил:

- признать незаконным бездействие ДНТ «Изыскатель», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время мер по созданию на территории товарищества мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления ТКО, заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся на территории товарищества;

- возложить на ДНТ «Изыскатель» обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в администрацию <адрес> заявку на включение места (площадки) накопления ТКО в муниципальный реестр и схему мет (площадок) накопления ТКО; оборудовать контейнерную площадку для сбора ТКО на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; направить региональному оператору ООО «Эко-Сити» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО;

- возложить на администрацию <адрес> в срок не позднее одного месяца со дня поступления заявления согласовать ДНТ «Изыскатель» создание места (площадки) накопления ТКО, либо определить для товарищества место размещения такой площадки.

В обоснование заявленных требований указано на то, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах, в результате которой в деятельности ДНТ «Изыскатель» выявлены нарушения названного законодательства.

Проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 7, 14, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. «в» ст. 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , п. 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства СК от ДД.ММ.ГГГГ , п. 5.10 СП 53.13330.2019, ДНТ «Изыскатель» не приняты меры по обустройству на территории СНТ мест накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не направлены, договор на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества, с региональным оператором не заключен.

Непринятие ДНТ «Изыскатель» мер по организации контейнерной площадки, отсутствие договора на вывоз твердых коммунальных отходов с территории СНТ нарушает право граждан на экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В целях устранения выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ председателю правления ДНТ «Изыскатель» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ указанное представление рассмотрено председателем правления ФИО4 Согласно информации о результатах рассмотрения представления от ДД.ММ.ГГГГ, в ДНТ «Изыскатель» отсутствует единый договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, площадка для накопления ТКО на территории товарищества отсутствует. Необходимость в оборудовании площадки для накопления ТКО на территории товарищества отсутствует. Таким образом, ДНТ «Изыскатель» мер по устранению нарушений законодательства об отходах, природоохранного законодательства, не принято.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет городского хозяйства администрации <адрес>.

Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ДНТ «Изыскатель», администрации <адрес>, комитету городского хозяйства администрации <адрес> об оспаривании бездействия, возложении обязанности, удовлетворены в части.

Признано незаконным бездействие ДНТ «Изыскатель» (ОГРН 1102635008893), выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время мер по созданию на территории ДНТ «Изыскатель» мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества.

На ДНТ «Изыскатель» возложена обязанность в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- подать в администрацию <адрес> заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории ДНТ «Изыскатель» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства;

- направить региональному оператору ООО «Эко-Сити» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Требование Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора к администрации <адрес>, комитету городского хозяйства администрации <адрес> о возложении обязанности в срок не позднее одного месяца со дня поступления заявления согласовать ДНТ «Изыскатель» создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов либо определить для ДНТ «Изыскатель» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов – оставлено без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена ФИО8

В судебном заседании представитель истца – помощник ставропольского межрайоного природоохранного прокурора ФИО5 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ДНТ «Изыскатель» и третьего лица ФИО8 по доверенности – ФИО9 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержал поданные письменные возражения, а также пояснил, что подъездной дороги к территории товарищества фактически не имеется, граждане не используют земельные участки, в виду чего мусора нет, следовательно, организовывать место размещения ТКО нет необходимости, как и возлагать обязанность на граждан несения расходов за услугу, которую не запрашивали. При этом, несколько человек в товариществе по решению собрания, заключили в индивидуальном порядке договоры с региональным оператором на вывоз мусора.

Представитель третьего лица ООО «Эко-Сити» по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования ставропольского межрайонного природоохранного прокурора поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме и пояснил, что представитель ДНТ не направил региональному оператору решение собрания на заключение с членами товарищества прямые договоры в индивидуальном порядке с приложением реестра лиц принимавших участие в собрании. Независимо от принятия решения товариществом о заключении прямых договоров, место (площадка) для размещения ТКО должна быть организована, включена в соответствующий реестр с указанием кадастрового номера земельного участка. Указанные пояснения аналогичны по содержаниям ранее представленных суду письменных возражений.

Представители ответчиков: администрации <адрес>, комитета городского хозяйства администрации <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщали, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Ранее суду предоставлялись письменные возражения указанных ответчиков, в которых, каждый из них просит в удовлетворении заявленных ставропольским межрайонным природоохранным прокурором исковых требований отказать.

С учетом мнения сторон и в силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суда считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ввиду следующего.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с
заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, то Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах, в результате которой в деятельности ДНТ «Изыскатель» выявлены нарушения названного законодательства.

Проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 7, 14, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. «в» ст. 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , п. 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , п. 5.10 СП 53.13330.2019, ДНТ «Изыскатель» не приняты меры по обустройству на территории СНТ мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не направлены, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества, с региональным оператором не заключен.

В целях устранения выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ председателю правления ДНТ «Изыскатель» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ указанное представление рассмотрено председателем правления ФИО4. Согласно информации о результатах рассмотрения представления от ДД.ММ.ГГГГ, в ДНТ «Изыскатель» отсутствует единый договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, площадка для накопления ТКО на территории товарищества отсутствует.

Таким образом, ДНТ «Изыскатель» мер по устранению нарушений законодательства об отходах, природоохранного законодательства не принято.

По мнению истца указанное бездействие ДНТ «Изыскатель» нарушает конституционное право неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации, иных лиц на благополучную окружающую среду, может привести к образованию несанкционированных свалок, ненадлежащему транспортированию и размещению отходов.

Судом отмечается, что факт отсутствия на территории СНТ «Золотой ренет» специализированной площадки для накопления твердых коммунальных отходов сторонами не оспаривается.

Учитывая изложенное и разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей, в том числе создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с ТКО, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

Вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания членов товарищества, определены частью 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ.

В силу пункта 5 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ, принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.

На основании пункта 6 части 7 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального органа относится принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как следует из подпункта 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено, кроме прочего, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Из приведенных норм следует, что на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия ими решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктами 3, 4 «Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Пунктом 5.10 СП 53.13330.2019 площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м., иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 м. и не более 500 м. от границ участков.

В соответствии с пунктом 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 м.

С целью проверки доводов ответчика об отсутствии возможности с соблюдением требований санитарных правил организовать площадку для твердых коммунальных отходов в пределах границ ДНТ «Изыскатель», а также о том, что обязательства по организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов у ответчика отсутствует необходимая техническая возможность ввиду отсутствия подъездной дороги определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью «Северо-Кавказский Экспертно-Правовой Центр».

Согласно полученному судом по итогам проведения экспертизы заключению эксперта -Э-2024 от ДД.ММ.ГГГГ исходя из требований СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения», не имеется технической возможности организации мест (контейнерных площадок) накопления (сбора) твердых коммунальных отходов в пределах границ земельного участка садоводческого некоммерческого товарищества «Изыскатель» <адрес>, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления (сбора) твердых коммунальных отходов.

Анализируя вышеуказанное заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ суд полагает его правильным и обоснованным, изложенные в нем выводы у суда не вызывают сомнений. Доказательств, которые могли бы ставить под сомнение объективность и достоверность выводов эксперта, сторонами в нарушение требований статьи 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду представлено не было.

Проанализировав содержание заключения судебной экспертизы, суд приходит к выводу, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в его распоряжение материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных, выводы эксперта обоснованы документами, представленными в материалы дела. Эксперт обладает необходимой квалификацией, подтвержденной представленными в заключении сведениями, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренной ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Указанное заключение сторонами не оспорено, ходатайств о назначении по делу дополнительной либо повторной экспертизы суду не заявлено.

Судом также установлено и не оспорено сторонами в ходе судебного разбирательства, что ДНТ «Изыскатель» с целью соблюдения вышеуказанного правового регулирования в сфере законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления (сбора) твердых коммунальных отходов обратилось к региональному оператору ООО «Эко-Сити» с запросом о наличии в текущих условиях возможности вывоза твердых коммунальных отходов с предполагаемого к размещению места (площадки) потенциального накопления твердых коммунальных отходов.

Между тем, ответом ООО «Эко-Сити» от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что подъездной путь к предполагаемой контейнерной площадке является труднодоступным для проезда специализированного транспортного средства – мусоровоза, в виду ненадлежащего состояния дорожного покрытия, а именно образования провалов основания / разрушения (просадки) покрытия проезжей части, недостаточной ширины проезжей части, отсутствия твердого дорожного покрытия, что не позволяет обеспечить безопасный и удобный подъезд мусоровоза непосредственно к предполагаемой контейнерной площадке.

Исследовав и оценив, в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, принимая во внимание заключение эксперта -Э-2024 от ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к выводу об отсутствии технической возможности организации мест (контейнерных площадок) накопления твердых коммунальных отходов в пределах границ земельного участка товарищества самим ДНТ «Изыскатель» <адрес> в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Кроме того, в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ, пунктами 11, 15-19 Правил от ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с учетом санитарно-эпидемиологических требований.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

По смыслу вышеприведенных норм права, на органы местного самоуправления действующим законодательством может быть возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в пределах территории соответствующего муниципального образования, включая и те территории, на которых расположены объединения собственников земельных участков, при установлении факта невозможности организации мест накопления твердых коммунальных отходом самим садовым товариществом и извещении об этом орган местного самоуправления (статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ).

Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, в реестре и схеме размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>, находящихся в открытом доступе на официальном сайте в сети «Интернет», отсутствуют сведения о размещении места (площадки) для сбора твердых коммунальных отходов на территории ДНТ «Изыскатель».

Вместе с тем, вопреки вышеприведенным требования закона, суду не представлено каких-либо доказательств того, что администрация <адрес>, комитет городского хозяйства администрации <адрес>, действуя в нарушение возложенной на нее обязанности, не организовала и не предоставила места для накопления твердых коммунальных отходов для ДНТ «Изыскатель».

Согласно части 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (часть 1 статьи 118 Конституции Российской Федерации), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается, в первую очередь, поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Статьями 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Ни одно доказательство не имеет для суда заранее установленной силы, а решение суда основывается на совокупности всех представленных сторонами доказательств.

Таким образом, оценка относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности является исключительной прерогативой суда.

В силу статей 35 и 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представление доказательств в обоснование своих требований и возражений является не только правом, но и обязанностью стороны, и неисполнение данной обязанности влечет наступление последствий, предусмотренных законодательством о гражданском судопроизводстве.

Стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.

Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет в свою очередь лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности (ч. 2 ст. 57, ст. ст. 62, 64, ч. 2 ст. 68, ч. 3 ст. 79, ч. 2 ст. 195, ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, непредставление в суд доказательств, подтверждающих позицию стороны по делу, находится полностью в ведении стороны.

Вместе с тем, в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела, какие-либо доказательства обоснованности предъявленных требований стороной истца не представлено, ввиду чего, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ДНТ «Изыскатель», администрации <адрес>, комитету городского хозяйства администрации <адрес> об оспаривании бездействия, возложении обязанности, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись Т.Э. Набоков

2-1253/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация города Ставрополя
ДНТ "Изыскатель"
Комитет городского хозяйства г.Ставрополя
Другие
Зацепилин Илья Викторович
ООО "Эко-Сити"
Федоренко Валентина Николаевна
Федоренко Валентина Николаевна (Лицо, не привлеченное к участию в деле)
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Набоков Тимур Эдуардович
Дело на сайте суда
oktyabrsky.stv.sudrf.ru
09.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.02.2024Передача материалов судье
13.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2024Судебное заседание
02.04.2024Судебное заседание
03.07.2024Производство по делу возобновлено
14.08.2024Судебное заседание
21.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
10.10.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.10.2024Судебное заседание
14.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее