Решение по делу № 2а-443/2019 от 16.11.2018

        Дело № 2а-443/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ломоносов         12 марта 2019 года

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,

с участием помощника прокурора Ломоносовского района Ленинградской области Тарасовой Э.Н.,

при секретаре Копаниной М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Дмитриева Владимира Владимировича и Лесенко Людмилы Алексеевны к главе местной администрации Муниципального образования Копорское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области об оспаривании постановления главы местной администрации Муниципального образования Копорское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ «О запрещении захоронения на кладбище д.Воронкино»,

УСТАНОВИЛ:

Дмитриев В.В. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Копорское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район <адрес>, указав, что ДД.ММ.ГГГГ отцом административного истца Дмитриевым В.В. было получено в администрации МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> разрешение на подзахоронение своей матери Дмитриевой М.Е., приходящейся истцу бабушкой, в родственную ограду закрытого кладбища д. Воронкино. Право на подзахоронение в родственную ограду закрытого кладбища было у умершей по причине захоронения в родственной ограде дочери и супруга.

ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно, что прокуратура <адрес> вынесла предостережение администрации МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> о недопустимости нарушения закона, в связи с выдачей разрешения на захоронение.

После произведенных похорон истец обратился в прокуратуру и администрацию района о законности захоронения, но в полученных ответах было указано на незаконность выдачи разрешения на захоронение.

Истец считает, что Постановлением главы местной администрации МО Копорское сельское поселение от «О запрете захоронения на кладбище д. Воронкино» нарушены его права и законные интересы, поскольку оно не соответствует Федеральному закону «О погребении и похоронном деле».

Кроме того, орган местного самоуправления не наделен федеральным законодательством компетенцией, ограничивать предусмотренные федеральным законодательством право на захоронение тела умершего в родственную ограду.

Дмитриев В.В. просил признать незаконным Постановление главы местной администрации МО Копорское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район №127 от . «О запрещении захоронения на кладбище д. Воронкино» (л.д. 3-4).

Решением Ломоносовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказать в удовлетворении указанных исковых требований Дмитриева В.В. (л.д. 28-30).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено указанное решение Ломоносовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, дело направлено на новое рассмотрение.

В ходе нового рассмотрения дела к участию в качестве административного соистца на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ в дело вступила Лесенко Людмила Алексеевна, ссылаясь на то, что на кладбище д. Воронкино похоронены старшие поколения её родственников и два мужа, в связи с чем она поддерживает исковые требования Дмитриева В.В. (л.д. 84, 90, 91-93).

Кроме того, протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика местной администрации Муниципального образования Копорское сельское поселение Ломоносовского муниципального района <адрес> на главу местной администрации Муниципального образования Копорское сельское поселение, который принял оспариваемое постановление, а также в качестве заинтересованного лица привлечена администрации Муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> (л.д. 91-93).

Истцовой стороной были уточнены заявленные исковые требования, согласно которым ставится вопрос о признании незаконным со дня принятия пункта 2 Постановления главы местной администрации МО Копорское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район от 22.10.2007г. «О запрещении захоронения на кладбище д. Воронкино» в части слов «в старые могилы родственников после кремации» (л.д. 86).

Уточненная редакция предмета иска принята судом к производству ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец Дмитриев В.В., действующий также в интересах соистца Лесенко Л.А. на основании ордера (л.д. 80), поддержал заявленные требования в уточненной редакции и полагал, что ответчиком не доказан факт официального опубликования оспариваемого постановления.

Административный истец Лесенко Л.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена (л.д. 132), о причинах неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила, доверила представлять свои интересы адвокату Дмитриеву В.В.

Административный ответчик глава местной администрации МО Копорское сельское поселение Кучинский Д.П. в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, полагая, что постановления не противоречит положениям закона.

Представитель заинтересованного лица администрации МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> Лаврентьева Н.С., действующая на основании доверенности (л.д. 126), в судебном заседании поддержала позицию главы местной администрации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, в том числе прокурора, полагавшего возможным признать незаконным пункт 2 оспариваемого постановления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об организации местного самоуправления), в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ч. 6 ст. 43 Закона об организации местного самоуправления (здесь и далее по тексту в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого постановления главы местной администрации от ДД.ММ.ГГГГ) глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Статьей 48 (пункт 3) Устава муниципального образования Копорское сельское поселение, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования Копорское сельское поселение ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ГУ Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ, то есть в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого постановления главы местной администрации МО Копорское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрено, что глава администрации поселения издает по вопросам своего ведения постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их подписания, если иной порядок не установлен действующим законодательством, уставом, самим постановлением (распоряжением (л.д. 101, 115).

Частью 9 статьи 52 Устава муниципального образования Копорское сельское поселение предусмотрено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу со дня их официального опубликования (л.д. 116).

ДД.ММ.ГГГГ глава местной администрации муниципального образования Копорское сельское поселение вынес постановление «О запрещении захоронения на кладбище д.Воронкино» (л.д. 7).

Обжалуемое постановление главы местной администрации муниципального образования Копорское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ содержит три раздела.

В разделе отражено, что в связи с тем, что кладбище в <адрес> сельского поселения официально закрыто на основании постановления главы администрации Копорской волости от ДД.ММ.ГГГГ , то предписано запретить захоронение умерших на кладбище в д.Воронкино.

В разделе указано, что при наличии огороженного места разрешается подзахоронение умершего в старые могилы родственников, после кремации.

Раздел закрепляет, что жителям <адрес> для захоронения умерших, постановлено предоставлять места на кладбище д. Климотино Копорского сельского поселения.

Названное постановление опубликовано ДД.ММ.ГГГГ путем размещения на официальном сайте муниципального образования Копорское сельское поселение <адрес>, о чем в материалы дела представлено письмо главы администрации МО Копорское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18), а также нашло отражение в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд не усматривает оснований полагать, что оспариваемое постановление не опубликовывалось.

Из анализа вышеназванного постановления следует, что оно содержит правовые нормы (запреты), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение; оспариваемый акт принят главой администрации муниципального образования в предусмотренной ст. 43 Закона об организации местного самоуправления форме и опубликован в предусмотренном законом порядке.

Таким образом, оспариваемое постановление главы местной администрации муниципального образования Копорское сельское поселение Ломоносовского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О запрещении захоронения на кладбище д.Воронкино» является по существу нормативным правовым актом.

ДД.ММ.ГГГГ администрация МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> выдала разрешение на захоронение , согласно которому разрешается похоронить Дмитриеву Марию Егоровны, умершую ДД.ММ.ГГГГ, на кладбище д.<адрес> (л.д. 125).

В ответе администрации МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Дмитриева В.В. указывается, что на кладбище д.Воронкино разрешено подзахоронение в старые могилы родственников после кремации и при наличии огороженного места. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 запрещает производить захоронение на закрытых кладбищах, за исключением захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы, а также в колумбарные ниши. В этой связи администрация считает, что разрешение на захоронение от ДД.ММ.ГГГГ на кладбище д.Воронкино выдано незаконно (л.д. 11).

Из ответа прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Дмитриева В.В. следует, что администрацией МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> было выдано разрешение на захоронение Дмитриевой М.Е. на кладбище д.<адрес>, которое нарушает постановление главы местной администрации МО Копорское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ о запрете захоронения на этом кладбище (л.д. 10).

Содержание оспариваемого постановления главы местной администрации муниципального образования Копорское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ сводится к тому, что оно устанавливает запрет на захоронение умерших на закрытом кладбище в д.Воронкино, за исключением случаев подзахоронения умерших в старые могилы родственников после кремации при наличии огороженного места.Истцы полагают, что слова «в старые могилы родственников после кремации» в пункте 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ противоречат федеральному законодательству.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»).

При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (ч. 4 ст. 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»).

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ введен в действие для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 32609-2014 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения».

Согласно п.2.12.8 указанного ГОСТ 32609-2014, кладбище закрытое для свободных захоронений – это кладбище, на котором полностью использована территория для создания новых мест захоронений.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», согласно разделу 1 которого эти санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации; являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности; а требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.

В соответствии с пунктом 3.3. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11, захоронение останков после кремации (праха) в урнах допускается производить в колумбариях и в могилах.

    Согласно пункту 3.4. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11, повторное захоронение в одну и ту же могилу тел родственника (родственников) разрешается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по истечении кладбищенского периода (время разложения и минерализации тела умершего) с момента предыдущего захоронения, с учетом состава грунта, гидрогеологических и климатических условий мест захоронения.

Кладбищенский период - время, по истечении которого завершается минерализация погребенного тела и разрешается следующее захоронение в родственную могилу. Продолжительность кладбищенского периода устанавливается нормативными правовыми актами на основании результатов санитарно-гигиенических и экологических исследований (п. 2.10.6 ГОСТ 32609-2014).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством на кладбищах закрытых для свободных захоронений не допускается создание новых мест захоронений, при этом допускается захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы, а также по истечении кладбищенского периода с момента предыдущего захоронения допускается повторное захоронение в одну и ту же могилу тел родственника.

С учетом изложенного, раздел 2 оспариваемого постановления главы местной администрации МО Копорское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ в контексте указания 1-го раздела этого постановления о запрете захоронения на кладбище в д.Воронкино по своему содержанию, вопреки изложенным положениям действующего законодательства и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, не допускает повторное захоронение в одну и ту же могилу тел родственника по истечении кладбищенского периода с момента предыдущего захоронения.

Вместе с тем в случае удовлетворения исковых требований в заявленном виде, то есть о признании постановления главы местной администрации недействующим в отношении пункта 2 в части слов «в старые могилы родственников после кремации», оно также будет противоречить положениям действующего законодательства, поскольку установит запрет на захоронение умерших на закрытом кладбище в д.Воронкино, за исключением случаев подзахоронения умерших при наличии огороженного места. То есть фактически в этом случае оно будет допускать подзахоранивать умерших в любые могилы, имеющие ограждение, а не в родственные могилы.

Поскольку согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, то следует признать не действующим весь раздел 2 постановления главы местной администрации Муниципального образования Копорское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ «О запрещении захоронения на кладбище д.Воронкино»

Руководствуясь п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 4 ст. 215 КАС РФ указанный раздел 2 постановления главы местной администрации суд признает не действующим со дня его принятия, поскольку с этого момента оспариваемое постановление главы местной администрации вошло в противоречие с положениями изложенных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

В пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» содержатся руководящие разъяснения о том, что в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

Учитывая выявленное несоответствие, суд считает необходимым возложить на главу местной администрации МО Копорское сельское поселение обязанность осуществить необходимые меры по принятию уполномоченным органом местного самоуправления МО Копорское сельское поселение нормативного правового акта, регулирующего возможность захоронения после кремации, а также по истечении кладбищенского периода на кладбище в д.Воронкино Копорского сельского поселения с учетом положений действующего законодательства.

На основании положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ настоящее решение суда или сообщения о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании местной администрации Муниципального образования Копорское сельское поселение.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дмитриева Владимира Владимировича и Лесенко Людмилы Алексеевны удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня принятия раздел 2 постановления главы местной администрации Муниципального образования Копорское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ «О запрещении захоронения на кладбище д.Воронкино».

Возложить на главу местной администрации Муниципального образования Копорское сельское поселение обязанность осуществить необходимые меры по принятию уполномоченным органом местного самоуправления Муниципального образования Копорское сельское поселение нормативного правового акта, регулирующего возможность захоронения после кремации, а также по истечении кладбищенского периода на кладбище в д.Воронкино Копорского сельского поселения с учетом положений действующего законодательства.

Настоящее решения суда или сообщения о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании местной администрации Муниципального образования Копорское сельское поселение.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Ломоносовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2019 года.

Судья:                             Смирнов А.С.

2а-443/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Лесенко Людмила Алексеевна
Дмитриев Владимир Владимирович
Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области
Ответчики
Кучинский Дмитрий Петрович
Другие
Администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области
Суд
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
Судья
Смирнов Александр Сергеевич
Дело на сайте суда
lomonosovsky.lo.sudrf.ru
16.11.2018Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
19.11.2018Передача материалов судье
23.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2018Судебное заседание
05.02.2019Судебное заседание
12.03.2019Судебное заседание
19.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее