Решение по делу № 2-26/2024 (2-320/2023;) от 12.12.2023

Дело №2-26/2024

УИД - 22RS0039-01-2023-000406-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Петропавловское                         30 января 2024 года     

Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Полетайкиной А.В.,

при помощнике судьи Мозгуновой А.В.,

с участием истца Романовой Т.А.,

заместителя прокурора Петропавловского района Алтайского края Елисеенко В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой Т.А. к Романову М.В. о лишении прав на все меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего, в том числе признании утратившим право на получение выплаты страховой суммы и единовременного пособия, иных льгот, прав и привилегий, предоставляемых родителям военнослужащего, в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы,

УСТАНОВИЛ:

Романова Т.А. обратилась в Петропавловский городской суд Алтайского края с иском к Романову М.В. о признании утратившим право на получение выплаты страховой суммы и единовременного пособия. Требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с ответчиком, в браке родился сын – Романов А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ брак был расторгнут по причине того, что Романов М.В. устранился от своих семейных обязанностей, не помогал по хозяйству, безразлично относился к сыну. Фактически с ответчиком не проживали с февраля 2004 года, истец стала проживать отдельно по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Романов А.М. поступил на военную службу, а ДД.ММ.ГГГГ – погиб в ходе специальной операции на территории <данные изъяты> во время несения военной службы.

При жизни сына ответчик, после развода с истицей и до совершеннолетия Романова А.М., его воспитанием не занимался, материально не содержал, своих обязанностей родителя не осуществлял, с момента развода полностью перестал интересоваться жизнью сына. Романов А.М. родился с заболеванием <данные изъяты>, мать обеспечивала сыну прохождение регулярного лечения, что требовало значительных финансовых и нравственных затрат. После окончания школы сын ФИО4 поступил учиться в Алтайский государственный педагогический университет на факультет истории, обучение сына оплачивала истица. В ДД.ММ.ГГГГ году Романова Т.А. просила помощи у ответчика на оплату обучения сына, на что получила отказ. После окончания школы сын ФИО4 не поддерживал связь с ответчиком. Истица не обращалась с заявлением в суд о лишении родительских прав ответчика и выплате алиментов на содержание сына. Фактически ответчик Романов М.В. не принимал участия в воспитании сына Романова А.М., не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, материально сына не содержал, меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития не предпринимал. Стремление Романова М.В. к восстановлению родственных отношений с сыном Романовым А.М. отсутствовало. Во время несения военной службы, Романов А.М. был тяжело ранен, с ДД.ММ.ГГГГ и до момента смерти находился в госпитале. При этом, никаких попыток узнать о состоянии здоровья сына, ответчик не предпринимал. Более того, ответчик Романов М.В. не присутствовал на похоронах сына, хотя о факте его гибели последнему было известно.

В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, РФ как социальное государство принимает на себя обязательство по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности. Система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.

Право родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относится к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя по воспитанию и содержанию ребенка. Сам по себе факт не лишения отца ребенка родительских прав не препятствует заинтересованному лицу в реализации права на судебную защиту его прав и свобод, согласно ст.46 Конституции РФ. Лишение права на получение вышеуказанных мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей. Поскольку Романовым М.В. обязанности родителя по содержанию ребенка не исполнялись с момента фактического расставания с истицей, отец никакого участия в жизни и воспитании ребенка не принимал, не заботился о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии сына, истица просит суд лишить Романова М.В. прав на все меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего – Романова А.М., в том числе, признать утратившим право на получение выплаты страховой суммы и единовременного пособия, иных льгот, прав и привилегий, предоставляемых родителям военнослужащего, в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы; признать единственным выгодоприобретателем по обязательному государственному страхованию в связи с гибелью (смертью) военнослужащего Романова А.М. его мать – Романову Т.А..

В судебном заседании Романова Т.А. поддержала требования иска, просила иск удовлетворить по доводам, изложенным в нем. Дополнительно пояснила, что после с развода с ответчиком до школы, Романов М.В. сына Романова А.М. в гости к себе не брал. 11 лет жили почти рядом, через 5 домов, сын Романов А.М. ходил к тете, целенаправленно к отцу не ходил. Ответчик Романов М.В. какой-либо материальной помощи сыну не оказывал, даже когда истица к нему обращалась, средств на содержание и лечение ребенка не предоставлял, не заботился о своем <данные изъяты> сыне, при ом, что сын имел врожденное заболевание, требовавшее постоянного лечения. Ответчик не пришел на похороны сына.

Ответчик Романов М.В., в судебное заседание не явился, представил заявление о признании исковых требований в полном объеме, в котором также просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее участвуя в предварительном судебном заседании, против удовлетворения иска не возражал. Пояснил, что добровольно какие-либо средства на содержание ребенка истице не выплачивал, одежду иные вещи необходимые в быту, канцелярские принадлежности для школы, продукты питания и т.п. не покупал, поскольку сын был одет, обут надлежащим образом, благодаря Романовой Т.А. нужды не испытывал, алименты истица на содержание сына не взыскивала. Не оспаривает, что Романова Т.А. несколько раз обращалась к нему за финансовой помощью для сына, но он ей отказал, так как не имел средств. Сын приходил к нему в гости, они ходили на речку, купались, иногда он покупал сыну игрушки, которые последний просил, приобрел пневматически винтовку. На похороны сына не ходил, т.к. чувствует, что сын на самом деле жив.

Представитель третьего лица Военного комиссариата Петропавловского и Быстроистокского районов, надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.

В силу положений ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заключение заместителя прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, оценив имеющиеся доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст.969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п.2 ст.969 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28.03.1998 №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются, в том числе, родители (усыновители) застрахованного лица (абз.3 п.3 ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ).

Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица - в частности, родители (усыновители) застрахованного лица (абзац третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В статье 5 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.

Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 указанного закона, в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.

Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ).

Федеральным законом от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее по тексту - Федеральный закон от 07.11.2011 №306-ФЗ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (часть 8 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ).

В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы). Указанная компенсация выплачивается также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы и в установленном законом порядке признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими. При этом категории военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы, члены семей которых имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 11 статьи 3 указанного закона членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу» и Приказом Министра обороны Российской Федерации от 06.12.2019 №727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат» установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

Так, в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и частью 11 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц (пункт "а" Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»).

В случае гибели (смерти) лица, проходящего (проходившего) федеральную государственную службу, поощренного Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или награжденного государственной наградой Российской Федерации, а также в случае награждения лица, проходившего федеральную государственную службу, государственной наградой Российской Федерации посмертно выплата единовременного поощрения производится членам семей этих лиц в соответствии с федеральными законами (пункт 3.1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу»).

В случае гибели (смерти) военнослужащего причитающиеся и не полученные им ко дню гибели (смерти) оклад денежного содержания и ежемесячные дополнительные выплаты полностью за весь месяц, в котором военнослужащий погиб (умер), выплачиваются супруге (супругу), при ее (его) отсутствии - проживающим совместно с ним совершеннолетним детям, законным представителям (опекунам, попечителям) либо усыновителям несовершеннолетних детей (инвалидов с детства - независимо от возраста) и лицам, находящимся на иждивении военнослужащего, в равных долях или родителям в равных долях, если военнослужащий не состоял в браке и не имел детей (пункт 125 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 06.12.2019 №727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат»).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба как особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, осуществляется, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу по контракту или по призыву, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость осуществления поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей - по отношению к государству, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 21 и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда здоровью при прохождении военной службы.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (пункт 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации), является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, причиненный жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату соответствующих страховых сумм при наступлении страховых случаев, военнослужащим и приравненным к ним лицам обеспечиваются право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав (статья 7, часть 2; статья 35, часть 3; статья 37, части 1 и 3; статья 41, часть 1; статья 53 Конституции Российской Федерации), а также осуществляется гарантируемое статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 №22-П, от 19.05.2014 №15-П, от 17.05.2011 №8-П, от 20.10.2010 №18-П, от 26.12.2002 № 17-П).

В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ), и страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (часть 3 статьи 2, статья 4 и часть 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ).

К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ.

Таким образом, установленная законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества – защитников Отечества.

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, предусмотрел в качестве меры социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, которое в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы подлежит выплате в том числе его родителям. Это страховое обеспечение входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страхового случая, включая причиненный материальный и моральный вред. Цель названной выплаты - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью (смертью) в период прохождения военной службы, осуществляемой в публичных интересах.

Исходя из целей названной выплаты, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего (умершего) военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью (смертью) их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

При этом законодатель исходит из того, что право родителя на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относится к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя по воспитанию и содержанию ребенка.

Следовательно, избранный истцом способ защиты нарушенного права - лишение одного из родителей права на получение единовременных выплат и страховой суммы в связи с гибелью (смертью) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, признается законным. Само по себе то обстоятельство, что ответчик не был лишен родительских прав, не препятствует заинтересованному лицу в реализации права на судебную защиту его прав и свобод согласно статье 46 Конституции Российской Федерации.

Лишение права на получение вышеуказанных мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае уклонения родителя от выполнения своих обязанностей.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 года № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (п.1 ст.62, п.1 ст.65 СК РФ). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (п.1 ст.65, ст.69, ст.73 СК РФ) (абз.1 и 2 п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 года № 44).

Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст.69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим (абз.1 п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 года № 44).

В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 даны разъяснения о том, что в соответствии со статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.

Из приведенных положений семейного законодательства, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

С учетом характера спорных правоотношений, заявленный исковых требований и возражений ответчика в данном случае юридически значимыми для правильного разрешения спора являются следующие обстоятельства: принимал ли ответчик какое-либо участие в воспитании сына, оказывал ли ему моральную, физическую, духовную поддержку, содержал ли сына материально, включая уплату алиментов на его содержание, предпринимал ли какие-либо меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития, имелись ли между отцом и сыном фактические семейные и родственные связи.

При этом необходимо учитывать, что основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Семейная жизнь в понимании статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).

Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (пункт 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

Как установлено в ходе рассмотрения дела и подтверждается представленными доказательствами, Романов А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном Романова М.В. и Романовой Т.А., что подтверждается свидетельством о рождении , выданным ДД.ММ.ГГГГ, а также записью акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки о заключении брака , а также записи акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между истицей и ответчиком был заключен браке ДД.ММ.ГГГГ,после регистрации брака жене присвоена фамилия «ФИО11».

Решением мирового судьи судебного участка Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ данный брак расторгнут, что подтверждается свидетельством о расторжении брака , выданным ДД.ММ.ГГГГ, аналогичная информация содержится в записи акта о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ.

Из содержания искового заявления усматривается, что основанием для расторжения брака явилось заявление Романовой Т.А. о том, что Романов М.В. устранился от своих семейных обязанностей, не помогает по хозяйству, холодно относится к сыну, в его воспитании участия не принимал.

Согласно свидетельству о заключении брака , выданному ДД.ММ.ГГГГ установлено, что между ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Романовой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения заключен брак, после регистрации брака жене присвоена фамилия «Романова», что также подтверждается записью акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ.

Свидетельством о смерти , выданным ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Романов А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из извещения начальника штаба-заместителя командира в/ч С.Залогина от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного военному комиссару Петропавловского и Быстроистокского районов Алтайского края, военному комиссару поручено известить Романову Т.А. о том, что ее сын, командир взвода огневой поддержки 1 стрелкового батальона войсковой части старший сержант Романов А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погиб ДД.ММ.ГГГГ в ходе выполнения специальных задач, при проведении специальной военной операции на территории <данные изъяты> Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы.

Из пояснений ответчика Романова М.В. в судебном заседании следует, что он с момента расторжения брака какой-либо материальной помощи сыну не оказывал, его воспитанием не занимался, его здоровьем не интересовался и помощи в необходимом лечении не оказывал, ссылаясь на отсутствие денежных средств.

Указанные обстоятельства дела подтверждены также показаниями свидетелей ФИО9, ФИО8, допрошенных в рамках дела.

Так свидетель ФИО9 суду пояснила, что проживает по-соседству как с истцом Романовой Т.А., так и с ответчиком Романовым М.В., который приходится отцом Романову А.М. Романов М.В. с <данные изъяты> сыном Романовым А.М. родственных связей не поддерживал, материально не содержал, не общался, условиями жизни не интересовался. В воспитании сына ответчик никак не помогал, если когда-то купит конфетку или шоколадку, все было на материных плечах. Одевала в школу мама, ей помогала бабушка, ребенок не нуждался ни в чем, с отцовской стороны не было общения. Сын к отцу не тянулся, с тетей общался, с отцом нет. Деньгами не помогал, даже на похороны сына не приходил.

Из показаний свидетеля ФИО8 следует, что ответчик Романов М.В. является родным братом его супруги, ответчика Романова М.В. он знает с 1981 года, истца Романову Т.А. знает с момента, когда она вступила в брак с Романовым М.В. Семья Романовых жили в соседях, как семья, жили нормально, дружно, пока не случился инцидент, у ответчика возникли проблемы со здоровьем, после этого пошли разногласия. В ДД.ММ.ГГГГ году они расторгли брак, ФИО4 на тот момент был восьмой год. Ответчик с сыном поддерживали связь постоянно, когда ФИО4 учился в школе, служил в армии, он приходил к отцу, они общались, как часто общались пояснить не смог. В материальном плане у Романова М.В. не было возможности помогать, он болел и не работал.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств в их взаимной связи, позволяет суду сделать вывод о том, что Романов М.В. не принимал участия в воспитании сына Романова А.М., не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, материально сына не содержал, алименты не уплачивал, меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития не предпринимал, между Романовым М.В. и сыном Романовым А.М. фактические семейные и родственные связи отсутствовали.

Доводы ответчика о том, что сын периодически приходил к нему в гости, они ходили купаться на речку, он приобрел сыну пневматическое оружие, не свидетельствуют об обратном. Данные доводы опровергаются показаниями свидетелей ФИО9, указавшей, что ответчик не принимал участия в воспитании сына, свидетеля ФИО8, из показаний которого также следует, что ответчик материальной помощи в воспитании сына не оказывал ввиду денежной несостоятельности, обстоятельств относительно участия в духовном воспитании сына и периодичности общения ответчика с сыном пояснить не смог.

При этом, стремление Романова А.М. в совершеннолетнем возрасте восстановить родственные отношения с отцом Романовым М.В., не проявлявшим какой-либо инициативы, правового значения для рассматриваемого спора не имеют.

Из приведенных выше положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Исходя из вышеизложенного, с учетом признания иска ответчиком, суд приходит к выводу об отсутствии у Романова М.В. права на получение единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью при исполнении обязанностей военной службы сына Романова А.М. и удовлетворении исковых требований Романовой Т.А. в полном объеме.

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Романовой Т.А. (паспорт ) к Романову М.В. (паспорт ) о лишении прав на все меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего, в том числе признании утратившим право на получение выплаты страховой суммы и единовременного пособия, иных льгот, прав и привилегий, предоставляемых родителям военнослужащего, в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы удовлетворить в полном объеме.

Лишить Романова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, прав на все меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего – Романова А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в том числе, признать утратившим право на получение выплаты страховой суммы и единовременного пособия, иных льгот, прав и привилегий, предоставляемых родителям военнослужащего, в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы.

Признать единственным выгодоприобретателем по обязательному государственному страхованию в связи с гибелью (смертью) военнослужащего Романова А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего (погибшего) ДД.ММ.ГГГГ, его мать – Романову Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Петропавловский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 февраля 2024 года.

Председательствующий                  А.В. Полетайкина

2-26/2024 (2-320/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Романова Татьяна Александровна
прокурор
Ответчики
Романов Михаил Васильевич
Другие
Военный комиссариат Петропавловского и Быстроистокского районов
Суд
Петропавловский районный суд Алтайского края
Судья
Полетайкина А.В.
Дело на сайте суда
petropavlovsky.alt.sudrf.ru
12.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2023Передача материалов судье
15.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.01.2024Предварительное судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее