Решение по делу № 2а-996/2021 от 07.07.2021

Дело № 2а-996/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Гагарин Смоленской области                            28 июля 2021 года

Судья Гагаринского районного суда Смоленской области Нахаев И.Н. рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Смоленской области к Маркину И. В. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам,

установил:

Межрайонная ИФНС России №2 по Смоленской области обратилась в суд с административным иском к Маркину И.В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда РФ обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 3796 рублей 85 копеек и пени за несвоевременную уплату указанных взносов в сумме 1014 рублей 51 копейка; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда РФ обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 17314 рублей 00 копеек и пени за несвоевременную уплату указанных взносов в сумме 28 рублей 68 копеек; недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу) за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 63467 рублей 18 копеек и пени за несвоевременную уплату указанных взносов в сумме 104 рубля 43 копейки, указав, что в добровольном порядке обязанность по уплате указанных сумм административным ответчиком не выполнена. Кроме того, административный истец просит о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления, ссылаясь на большую загруженность сотрудников инспекции связанную с вводом и промышленной эксплуатацией программного комплекса АИС Налог-3, а также структурные штатные изменения инспекции.

Административный истец Межрайонная ИФНС России №2 по Смоленской области в суд по вызову не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик Маркин И.В. в судебное заседание не явился, о дне судебного заседания извещен надлежащим образом, повесткой по месту регистрации.

На основании ч.7 ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания, в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного гл. 33 КАС РФ.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч.1). Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч.2).

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в п.1 ст.3 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ), указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Абзацем 1 п.1 ст.45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Из ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Ч. 5 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Маркин И.В. являлся индивидуальным предпринимателем и прекратил свою деятельность с 18 января 2021 года (л.д.18-22).

Из материалов дела следует, что в связи с неуплатой в установленные сроки налоговых платежей и в соответствии со ст.69-70 НК РФ Межрайонная ИФНС России №2 по Смоленской области направляла Маркину И.В. требования:

№ 21873 от 01.08.2017 года об уплате в срок до 22.08.2017 года недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии в сумме 19356 рублей 48 копеек; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда РФ обязательного медицинского страхования до 01 января 2017 года в сумме 3796 рублей 85 копеек (л.д.23);

№ 2547 от 09.08.2017 года об уплате в срок до 30.08.2017 года пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии в сумме 4329 рублей 63 копейки; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда РФ обязательного медицинского страхования до 01 января 2017 года в сумме 752 рубля 57 копеек (л.д.25-26);

№ 1054 от 25.01.2018 года об уплате в срок до 15.02.2018 года недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда РФ обязательного медицинского страхования с 01 января 2017 года в сумме 4590 рубля 00 копеек, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в сумме 23400 рублей 00 копеек (л.д.27-28);

№ 424 от 16.01.2019 года об уплате в срок до 06.02.2019 года недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда РФ обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 5840 рублей 00 копеек, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 26545 рублей 00 копеек (л.д.29-30);

№ 13507 от 14.02.2019 года об уплате в срок до 12.03.2019 года пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу) за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 2357 рублей 41 копейка; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 7805 рублей 64 копейки; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда РФ обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в сумме 1384 рубля 43 копейки; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда РФ обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в сумме 465 рублей 54 копейки (л.д.31-32);

№ 2285 от 21.01.2020 года об уплате в срок до 17.02.2020 года недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу) за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 29354 рубля 00 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу) за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 122 рубля 31 копейка; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда РФ обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в сумме 6884 рубля 00 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда РФ обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в сумме 28 рублей 68 копеек (л.д.33-34);

Указанные требования административным ответчиком в добровольном порядке в полном объеме не исполнены.

Основанием для обращения налогового органа о взыскании недоимки и пени является абз.2 ч.2 ст.48 НК РФ, в соответствии с которым, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Таким образом, правовым обстоятельством для разграничения применения вышеуказанных норм и соответственно исчисления срока для обращения в суд является превысила ли сумма налога и т.д. размер 3000 рублей в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования либо нет, а если превысила, то когда именно.

Размер задолженности Маркина И.В. по уплате недоимок и пеней по налогам превысил 3000 рублей по первому требованию № 21873 от 01.08.2017 года со сроком уплаты до 22.08.2017 года, а также и по последнему требованию № 2285 от 21.01.2020 года со сроком уплаты до 17.02.2020 года.

Следовательно, срок обращения налогового органа в суд с административным иском о взыскании неуплаченных Маркину И.В. налоговых недоимок и пеней по требованию № 21873 от 01.08.2017 года должен исчисляться с 22.08.2017 года и днем его окончания является 22.02.2018 года, по требованию № 2285 от 21.01.2020 года должен исчисляться с 17.02.2020 года и днем его окончания является 17.08.2020 года.

Однако Межрайонная инспекция ФНС России №2 по Смоленской области обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Маркина И.В. вышеназванных платежей и санкций только в мае 2021 года (то есть за пределами установленного срока), а после отказа в его принятии обратилась 07 июля 2021 года с настоящим административным иском.

Поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, суд признает срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч.1 ст.286 КАС РФ, пропущенным Межрайонной ИФНС России №2 по Смоленской области без уважительных причин.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 года №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Исходя из положений ч.5 ст. 138 КАС РФ, в случае установления факта пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

В соответствии с ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о пропуске административным истцом Межрайонной ИФНС России №2 по Смоленской области срока для обращения в суд, что служит достаточным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, ст.ст.293-294 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №2 по Смоленской области к Маркину И. В. о взыскании по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда РФ обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 3796 рублей 85 копеек и пени за несвоевременную уплату указанных взносов в сумме 1014 рублей 51 копейка; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда РФ обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 17314 рублей 00 копеек и пени за несвоевременную уплату указанных взносов в сумме 28 рублей 68 копеек; недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу) за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 63467 рублей 18 копеек и пени за несвоевременную уплату указанных взносов в сумме 104 рубля 43 копейки - отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Гагаринский районный суд Смоленской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

       Судья                                И.Н. Нахаев

2а-996/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МИ ФНС России № 2 по Смоленской области
Ответчики
Маркин Игорь Вячеславович
Суд
Гагаринский районный суд Смоленской области
Судья
Нахаев Игорь Николаевич
Дело на сайте суда
gagarin.sml.sudrf.ru
07.07.2021Регистрация административного искового заявления
07.07.2021Передача материалов судье
09.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.07.2021Судебное заседание
28.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2021Дело оформлено
30.09.2021Дело передано в архив
28.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее