К делу № 2- 1790/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 18 апреля 2016 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Власенко В.А.,
при секретаре судебного заседания Восканян А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах муниципального образования г-к Сочи к администрации г.Сочи, администрации Адлерского внутригородского района г.Сочи, администрации Хостинского района внутригородского района г.Сочи о возложении обязанности по сохранению и надлежащему содержанию жилых домов переданных в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Сочи обратился в суд в интересах МО г-к Сочи с исковым заявлением к ответчикам в котором просит обязать администрацию г. Сочи, Администрацию Адлерского внутригородского района г. Сочи, Администрацию Хостинского внутригородского района г. Сочи обеспечить сохранность и надлежащее содержание 213 индивидуальных жилых домов, принятых в муниципальную собственность в соответствии с постановлениями администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № до момента их распределения (реализации).
В обоснование своих требований прокурор города указал, что в соответствии с постановлениями администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № в муниципальную собственность принято 215 индивидуальных жилых домов и расположенных под ними земельных участков, на данные объекты недвижимости зарегистрировано право муниципальной собственности.
Указанными постановлениями 215 индивидуальных жилых домов и расположенных под ними земельных участков закреплены на праве оперативного управления за администрациями Адлерского и Хостинского внутригородских районов г. Сочи.
Также, на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного между департаментом имущественных отношений администрации г.Сочи и администрацией Адлерского внутригородского района г.Сочи, 51 индивидуальный жилой дом, из указанных 215, принят администрацией Адлерского внутригородского района г. Сочи в оперативное управление.
Указанными постановлениями также предусмотрено обеспечение сохранности имущества до момента его распределения.
Государственная регистрация права оперативного управления администрациями Адлерского и Хостинского внутригородских районов г.Сочи на указанные индивидуальные жилые дома не производилась.
Таким образом, ответственным лицом за содержание вышеуказанного имущества является администрация г. Сочи.
Установлено, что в настоящее время 2 индивидуальных жилых дома, по результатам состоявшихся аукционов проданы, остальные 213 домов, переданных в собственность муниципальному образованию г.Сочи, не распределены (не реализованы).
Результаты проведенный прокуратурой г.Сочи проверки свидетельствуют о недостаточной эффективности использования вышеуказанного имущества, созданного за счет бюджетных ассигнований.
При осмотре жилых помещений, расположенных в незаселенных домах, выявлены факты их ненадлежащего санитарного состояния - образование грибка и плесени на стенах, отслоение штукатурки и обоев, гипсокартона на потолках, возникших вследствие нарушения микроклимата, допущенного, в том числе, ввиду отсутствия в течение длительного времени отопления.
Имеют место также случаи откола облицовочных плит цоколей коттеджей, образования грибка и плесени по всей поверхности наружных стен подвальных помещений, территории домов не благоустроены, заросли сорной растительностью.
Кроме того, администрацией г. Сочи, администрациями Адлерского и Хостинского районов г. Сочи не обеспечена охрана вышеуказанногоимущества, в связи с чем имеют место факты проникновения в жилые помещения посторонних лиц, проживания лиц без определенного места жительства в данных жилых домах, повреждение и уничтожение имущества: повреждение оконных стекол, входных дверей, что подтверждается соответствующими фотоматериалами.
Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления обязанностей по содержанию объектов жилого фонда, о нарушении интересов муниципального образования город- курорт Сочи.
В судебном заседании помощник прокурора Лазаревского района г. Сочи Козырь А.И. на удовлетворении заявления настаивал.
Представитель администрации г.Сочи Юматова А.О. просила об отказе в иске, указав, что по распоряжению Глав администраций Хостинского и Адлерского района г. Сочи созданы комиссии по проверке фактического наличия недвижимого имущества в жилых домах, переданных в муниципальную собственность. Утвержден график дежурств сотрудников указанных администраций по проверке целостности муниципальных объектов на территории районов. Созданными комиссиями по результатам обходов составлены описи, имущества в домах.
Представители Адлерского и Хостинского районов г.Сочи в судебное заседание не явились.
Изучив представленные материалы, заслушав стороны, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
Судом установлено, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на территории города Сочи осуществлено строительство объектов переселенческого фонда, предназначенных для предоставления взамен недвижимости, изымаемой в целях размещения олимпийских объектов.
В соответствии с постановлениями администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № в муниципальную собственность принято 215 индивидуальных жилых домов и расположенных под ними земельных участков, на данные объекты недвижимости зарегистрировано право муниципальной собственности.
Указанными постановлениями 215 индивидуальных жилых домов и расположенных под ними земельных участков закреплены на праве оперативного управления за администрациями Адлерского и Хостинского внутригородских районов г. Сочи.
Также, на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного между департаментом имущественных отношений администрации г.Сочи и администрацией Адлерского внутригородского района г.Сочи, 51 индивидуальный жилой дом, из указанных 215, принят администрацией Адлерского внутригородского района г.Сочи в оперативное управление.
Указанными постановлениями также предусмотрено обеспечение сохранности имущества до момента его распределения.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Частью 1 статьи 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации. Указанные выводы отражены в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Государственная регистрация права оперативного управления администрациями Адлерского и Хостинского внутригородских районов г.Сочи на указанные индивидуальные жилые дома не производилась.
Таким образом, ответственным лицом за содержание вышеуказанного имущества является администрация г. Сочи.
Установлено, что в настоящее время 2 индивидуальных жилых дома, по результатам состоявшихся аукционов проданы, остальные 213 домов, переданных в собственность муниципальному образованию г.Сочи, не распределены (не реализованы).
Результаты проведенный прокуратурой г.Сочи проверки свидетельствуют о недостаточной эффективности использования вышеуказанного имущества, созданного за счет бюджетных ассигнований.
При осмотре жилых помещений, расположенных в незаселенных домах, выявлены факты их ненадлежащего санитарного состояния - образование грибка и плесени на стенах, отслоение штукатурки и обоев, гипсокартона на потолках, возникших вследствие нарушения микроклимата, допущенного, в том числе, ввиду отсутствия в течение длительного времени отопления.
Имеют место также случаи откола облицовочных плит цоколей коттеджей, образования грибка и плесени по всей поверхности наружных стен подвальных помещений, территории домов не благоустроены, заросли сорной растительностью.
Кроме того, администрацией г. Сочи, администрациями Адлерского и Хостинского районов г. Сочи не обеспечена охрана вышеуказанногоимущества, в связи с чем имеют место факты проникновения в жилые помещения посторонних лиц, проживания лиц без определенного места жительства в данных жилых домах, повреждение и уничтожение имущества: повреждение оконных стекол, входных дверей, что подтверждается соответствующими фотоматериалами приложенными к иску.
В соответствии с ч. 1 ст. 209, ст. 210 Гражданского кодека Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу положений статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации бремя содержания жилого помещения возложено на его собственника, при этом последний обязан поддерживать данное помещение в должном состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.
В соответствии с ч. ч. 1,3 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Сложившаяся ситуация создает предпосылки к возможному причинению ущерба муниципальному образованию г.Сочи, нарушению установленного ст.34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципа результативности и эффективности использования затраченных на строительство бюджетных средств ввиду отсутствия достижения наилучшего результата (распределение жилых домов в полном объеме) с использованием определенного бюджетом объема средств.
Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления обязанностей по содержанию объектов жилого фонда, о нарушении интересов муниципального образования город- курорт Сочи.
Указанные основания дают право прокурору обратиться в суд с иском в защиту прав муниципального образования город-курорт Сочи в порядке статьи 45 ГПК Российской Федерации.
Предпринятые ответчиками меры в виде еженедельного осмотра сотрудниками администраций районов жилых домов на предмет сохранности объектов, по мнению суда, являются недостаточными, так как не обеспечивают надлежащего содержания жилых домов, обустройство прилегающих к ним территорий, непрерывное профессиональное наблюдение за сохранностью указанных объектов.
Учитывая изложенное и руководствуясь вышеуказанными нормами права, исковые требования истца о возложении обязанности на ответчиков обеспечить сохранность и надлежащее содержание 213 индивидуальных жилых домов, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию г.Сочи, Администрацию Адлерского внутригородского района г.Сочи, Администрацию Хостинского внутригородского района г.Сочи обеспечить сохранность и надлежащее содержание 213 индивидуальных жилых домов, принятых в муниципальную собственность в соответствии с постановлениями администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № до момента их распределения (реализации).
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2016 года.
Судья
Власенко В.А.
РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО
«СОГЛАСОВАНО»