Решение по делу № 2а-270/2019 от 08.02.2019

Дело в„– 2Р°-270/2019                                 

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2019 года

Аргаяшский районный суд Челябинской области

в составе председательствующего Сиражитдиновой Ю.С.,

при секретаре Ижбулдиной А.Э.,

с участием представителя административного истца Жмаева М.Ю., административного ответчика Бадретдинова Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, с. Аргаяш, ул. Комсомольская, д. 4 административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Флагман» к Аргаяшскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области, судебному приставу-исполнителю Аргаяшского РОСП Бадретдинову Р.Р., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области о признании незаконными постановлений судебного пристава – исполнителя, возложении обязанности принять к исполнению исполнительные документы,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Флагман» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Аргаяшскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области, судебному приставу-исполнителю Аргаяшского РОСП Бадретдинову Р.Р., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области о признании незаконными постановлений судебного пристава – исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении исполнительных производств, возложении обязанности принять к исполнению исполнительные документы.

В обоснование заявленных требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ в Аргаяшский РОСП были направлены заявления о принятии к принудительному исполнению: исполнительного листа серии №, выданного Арбитражным судом Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании в пользу ООО «Флагман» с Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная клубная система Худайбердинского сельского поселения» (далее по тексту МУК «Худайбердинская ЦСК») судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей; исполнительного листа серии №, выданного Арбитражным судом Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании в пользу ООО «Флагман» с МУК «Худайбердинская ЦСК» судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей; исполнительного листа серии №, выданного Арбитражным судом Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ года, о взыскании в пользу ООО «Флагман» с МУК «Худайбердинская ЦСК» судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 7 000 рублей; исполнительного листа серии №, выданного Арбитражным судом Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ о взыскании в пользу ООО «Флагман» с МУК «Худайбердинская ЦСК» судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ были получены постановления судебного пристава-исполнителя Аргаяшского РОСП от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении исполнительных производств. Основанием для вынесения постановлений послужил довод о том, что исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов со ссылкой на Бюджетный кодекс РФ. Такая позиция не основана на законе, поскольку должник не является казенным бюджетным учреждением.

В судебном заседании представитель административного истца Жмаев М.Ю. на иске настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что на исполнении в финансовом управлении Аргаяшского муниципального района находится исполнительный лист, выданный Арбитражным судом Челябинской области, о взыскании с МУК «Худайбердинская ЦСК» в пользу ООО «Флагман» денежной задолженности в размере 320 000 рублей. При рассмотрении дела в Арбитражном суде Челябинской области руководитель финансового управления Аргаяшского муниципального района пояснил, что у данного учреждения имеется счет в коммерческой организации. По данному факту они обращались в прокуратуру района. Полагает, что поскольку у МУК «Худайбердинская ЦСК» имеется счет в кредитной организации, то обязанность принять к исполнению исполнительные документы должна быть возложена на Аргаяшский РОСП.

    РђРґРјРёРЅРёСЃС‚ративный ответчик – судебный пристав-исполнитель Аргаяшского Р РћРЎРџ Бадретдинов Р .Р . РІ судебном заседании исковые требования РЅРµ признал, РїРѕСЏСЃРЅРёР», что постановления РѕР± отказе РІ возбуждении исполнительного производства являются законными. Административный истец должен обратиться РІ финансовое управление Аргаяшского муниципального района, которые РІ случае оснований для исполнения, делают отметку РЅР° исполнительном листе Рѕ возврате исполнительного листа. Только после этого РћРћРћ «Флагман» вправе обратиться РІ Р РћРЎРџ СЃ заявлением Рѕ возбуждении исполнительного производства. Р’ данном случае РћРћРћ «Флагман» РІ финансовое управление Аргаяшского муниципального района РЅРµ обращалось.

Представители административных ответчиков – УФССП России по Челябинской области, Аргаяшского РОСП, представители заинтересованных лиц – МУК «Худайбердинская ЦКС», финансового управления Аргаяшского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 360 Кодекса административного судопроизводства РФ постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

    Р’ силу пункта 2 СЃС‚. 227 Кодекса административного судопроизводства Р Р¤ СЃСѓРґ удовлетворяет заявленные требования Рѕ признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или РІ части, если признает РёС… РЅРµ соответствующими нормативным правовым актам Рё нарушающими права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы административного истца, Рё возлагает РЅР° административного ответчика устранить нарушения прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца или препятствия Рє РёС… осуществлению либо препятствия Рє осуществлению прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё реализации законных интересов лиц, РІ интересах которых было подано соответствующее административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

    Р’ судебном заседании установлено, что ДД.РњРњ.ГГГГ РІ Аргаяшский Р РћРЎРџ поступило заявление РћРћРћ «Флагман» Рѕ принятии Рє принудительному исполнению: исполнительного листа серии в„–, выданного Арбитражным СЃСѓРґРѕРј Челябинской области ДД.РњРњ.ГГГГ, Рѕ взыскании РІ пользу РћРћРћ «Флагман» СЃ РњРЈРљ «Худайбердинская ЦСК» судебных расходов РїРѕ оплате услуг представителя РІ размере 15 000 рублей; исполнительного листа серии в„–, выданного Арбитражным СЃСѓРґРѕРј Челябинской области ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР°, Рѕ взыскании РІ пользу РћРћРћ «Флагман» СЃ РњРЈРљ «Худайбердинская ЦСК» судебных расходов РїРѕ оплате услуг представителя РІ размере 15 000 рублей; исполнительного листа серии в„–, выданного Арбитражным СЃСѓРґРѕРј Челябинской области ДД.РњРњ.ГГГГ, Рѕ взыскании РІ пользу РћРћРћ «Флагман» СЃ РњРЈРљ «Худайбердинская ЦСК» судебных расходов РїРѕ оплате услуг представителя РІ размере 7 000 рублей; исполнительного листа серии в„–, выданного Арбитражным СЃСѓРґРѕРј Челябинской области ДД.РњРњ.ГГГГ, Рѕ взыскании РІ пользу РћРћРћ «Флагман» СЃ РњРЈРљ «Худайбердинская ЦСК» судебных расходов РїРѕ оплате услуг представителя РІ размере 10 000 рублей.

    РџРѕСЃС‚ановлениями судебного пристава-исполнителя Аргаяшского Р РћРЎРџ Бадретдинова Р .Р . РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ возбуждении исполнительного производства РїРѕ вышеуказанным исполнительным документам отказано, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что исполнительные документы РІ соответствии СЃ законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅРµ подлежат исполнению Федеральной службой судебных приставов.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

На основании пп. 8 п. 1 ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

В судебном заседании установлено, что предъявленные ООО «Флагман» исполнительные листы касались взыскания с МУК «Худайбердинская ЦКС» судебных расходов по оплате услуг представителя. МУК «Централизованная ЦКС» является бюджетным учреждением, что подтверждается Уставом МУК «Централизованная ЦКС».

Статья 242.2 Бюджетного кодекса РФ, на которую ссылается административный ответчик, определяет порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Пунктом 1 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 названного кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику, как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.

Положения пункта 1 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ об исполнении денежных обязательств казенного учреждения - должника неприменимы к правоотношениям с участием бюджетного учреждения, в данном случае МУК «Худайбердинская ЦКС».

Согласно пункту 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ определено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В силу пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии с пунктом 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Согласно пункту 12 части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в случае, если счета бюджетному учреждению - должнику в соответствии с положениями части 1 названной статьи открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В судебном заседании доказательств того, что МУК «Худайбердинская ЦКС» имеет счета в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, административным истцом не представлено.

Из ответа МУК «Худайбердинская ЦКС» следует, что учреждение имеет счета только в финансовом управлении Аргаяшского муниципального района Челябинской области.

Приказом Федеральной службы судебных приставов № 308 и Федерального казначейства № 218 от 30 сентября 2013 года утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений.

Положениями данного Порядка установлено, что территориальный орган Федерального казначейства при поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетных или автономных учреждений, организовывает его исполнение в соответствии с порядком, предусмотренным частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон № 83-ФЗ).

В случае отсутствия лицевого счета бюджетного или автономного учреждения в органах Федерального казначейства, территориальный орган Федерального казначейства, в который предъявлен исполнительный документ, возвращает его взыскателю с указанием в исполнительном документе причин возврата и на основании пункта 12 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ рекомендует обратиться в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов для исполнения исполнительного документа в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ).

В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного или автономного учреждения в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более трех месяцев территориальный орган Федерального казначейства в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока информирует взыскателя об истечении трехмесячного срока исполнения исполнительного документа, неисполнении бюджетным или автономным учреждением содержащихся в нем требований, возможности отзыва исполнительного документа и предъявления его в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов для организации принудительного исполнения в соответствии с требованиями Закона № 229-ФЗ.

В случае поступления в территориальный орган Федерального казначейства заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа орган Федерального казначейства возвращает ему исполнительный документ с отметкой о полном или частичном неисполнении и сроке нахождения его в органе Федерального казначейства.

При поступлении в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетного или автономного учреждения, судебный пристав-исполнитель в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона № 229-ФЗ выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае отсутствия в исполнительном документе отметки органа Федерального казначейства о возврате исполнительного документа взыскателю, о полном или частичном неисполнении и сроке нахождения его в территориальном органе Федерального казначейства.

Исполнительный документ возвращается взыскателю судебным приставом-исполнителем с разъяснением порядка исполнения, установленного Законом № 83-ФЗ.

При поступлении к судебному приставу-исполнителю исполнительного документа о взыскании денежных средств с бюджетного или автономного учреждения с указанной в п. 4 настоящего Порядка отметкой органа Федерального казначейства судебный пристав-исполнитель в течение трех рабочих дней возбуждает исполнительное производство и организует исполнение исполнительного документа в соответствии с Законом № 229-ФЗ.

Одновременно с возбуждением исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства, по месту обслуживания лицевых счетов бюджетного или автономного учреждения, требование об информировании судебного пристава-исполнителя о поступлении денежных средств на лицевой счет бюджетного или автономного учреждения по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.

Из приведенных правовых положений следует, что по исполнительным документам судебным приставом-исполнителем может быть обращено взыскание на средства, полученные бюджетным учреждением от приносящей доходы деятельности, в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Однако, принимая во внимание отсутствие у МУК «Худайбердинская ЦКС» счетов в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации, а также учитывая, что ООО «Флагман» не обращалось в финансовое управление Аргаяшского муниципального района с заявлением об исполнении исполнительных документов, на исполнительных документах отсутствуют отметки органа Федерального казначейства о возврате исполнительного документа взыскателю, о полном или частичном неисполнении и сроке нахождения его в территориальном органе Федерального казначейства, судебным приставом-исполнителем Аргаяшского РОСП Бадретдиновым Р.Р. правомерно вынесены постановления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении исполнительного производства.

    РџСЂРё указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения административных исковых требований РћРћРћ «Флагман» Рѕ признании незаконными постановлений судебного пристава – исполнителя РѕС‚ 20 августа 2018 РіРѕРґР°, возложении обязанности РЅР° Аргаяшский Р РћРЎРџ принять Рє исполнению исполнительные документы РЅРµ имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Флагман» к Аргаяшскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области, судебному приставу-исполнителю Аргаяшского РОСП Бадретдинову Р.Р., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области о признании незаконными постановлений судебного пристава – исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности принять к исполнению исполнительные документы, отказать.

    Р РµС€РµРЅРёРµ может быть обжаловано РІ апелляционном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ административную коллегию Челябинского областного СЃСѓРґР° РІ течение РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца СЃРѕ РґРЅСЏ принятия решения РІ окончательной форме путем подачи жалобы через Аргаяшский районный СЃСѓРґ.

Председательствующий:    

2а-270/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Флагман"
Ответчики
судебный пристав-исполнитель Аргаяшского РОСП УФССП по Челябинской области Бадретдинов Равиль Радикович
Управление ФСПП по Челябинской области
Аргаяшский районный отдел Судебных приставов УФССП по Челябинской области
Другие
"Централизованная клубная система Худайбердинского сельского поселения"
Суд
Аргаяшский районный суд Челябинской области
Дело на сайте суда
arg.chel.sudrf.ru
08.02.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.02.2019[Адм.] Передача материалов судье
11.02.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.02.2019[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.02.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2019[Адм.] Судебное заседание
11.03.2019[Адм.] Судебное заседание
15.03.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее