Дело № 2-2329/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2018 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Савченко Е.А.
при секретаре Шадрине Б.В.
ст.пом.прокурора Центрального района г. Хабаровска Ненашевой И.А.
представителя истца (ответчика) Министерство обороны России
по доверенности Пак А.М.
ответчиков (истцов) Партной О.И.
Партного Р.В.
Представителя ответчика (3-его лица) ФГКУ «Востокрегионжилье»
по доверенности Дулениной Е.М.
представителя 3-его лица ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны
России по доверенности Баштовой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны РФ к Партному Роману Владимировичу, Партной Ольге Игоревне, Партной Елизавете Романовне об обязании освободить служебное жилое помещение, снятии с регистрационного учета, по иску Партного Романа Владимировича, Партной Ольги Игоревны, Партной Елизаветы Романовны к ФГКУ «Востокрегионжилье», Министерству обороны России о признании соглашения о сдаче жилого помещения недействительным, признании права пользования служебным жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Парткому Роману Владимировичу, Партной Ольге Игоревне, Партной Елизавете Романовне об обязании освободить служебное жилое помещение, снятии с регистрационного учета, сдаче жилого помещения. В обоснование иска указано, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> находится в федеральной собственности, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, предоставлено Партному Р.В. по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № по месту прохождения военной службы на состав семьи из 3-х человек. Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Партному Р.В. и членам его семьи предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 7 060 218,00 рублей. ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ и Партным Р.В. подписано соглашение, согласно которому ответчик обязуется не позднее четырех месяцев с момента перечисления денежных средств, освободить и сдать вместе со всеми совместно проживающими с ним членами семьи жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Партному Р.В. ДД.ММ.ГГГГ предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 7 060 218 рублей. ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ в адрес Партного Р.В. было направлено предупреждение об освобождении служебного жилого помещения до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени квартира не освобождена, обязательства о сдаче жилья, не исполнены.
В связи с изложенным, просили суд обязать Партного Р.В., Партную О.И., Партную Е.Р. исполнить соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, освободить занимаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> и сняться с регистрационного учета, сдать жилое помещение в установленном законом порядке.
Не согласившись с заявленными требованиями, Партной Р.В., Партная Е.Р., Партная О.И. обратились с самостоятельными требованиями к ФГКУ «Востокрегионжилье» о признании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о сдаче жилого помещения не позднее четырех месяцев с момента перечисления денежных средств жилищной субсидии недействительным, признании за Партными права пользование жилым помещением по адресу: <адрес> на период прохождения службы по контракту. В обоснование указанных требований указали, что Партной Р.В. проходит военную службу по контракту в ВС РФ, контракт заключен до ДД.ММ.ГГГГ. С целью предоставления Партному Р.В. жилищной субсидии, как военнослужащему, имеющему выслугу в календарном исчислении более 20 лет, ответчик обязал Партных заключить соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о сдаче занимаемого жилого помещения в течении 4-х месяцев после перечисления средств жилищной субсидии. Партному Р.В. ДД.ММ.ГГГГ перечислена жилищная субсидия для приобретения или строительства жилого помещения. Полагают, что данное соглашение нарушает права военнослужащего, поскольку служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы гражданам, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам их семей. На основании решения ФГКУ «Востокрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № и 1.1 договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № занимаемое служебное жилое помещение предоставлено на время прохождения военной службы (не более срока контракта о прохождении военной службу в ВС РФ), до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно условий указанного договора основанием его прекращения (расторжении) является окончание военной службы (п. 5.3 договора). Партные иных жилых помещений в пользовании и на праве собственности не имеют. Полагают, что поскольку наниматель служебного жилого помещения Партной Р.В. продолжает проходить военную службу, занимаемое жилье предоставлено ему и членам его семьи на законных основаниях, решение о предоставлении жилья ни кем не оспорено и не отменено, Партные имеют право пользования занимаем жилым помещением до окончания Партным Р.В. военной службы по контракту. Предоставление жилищной субсидии и возможность ее реализации в любом населенном пункте, не может лишать военнослужащего гарантированного государством права на обеспечение служебным жильем по месту прохождения военной службы на весь период службы. Вместе с тем договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключен между Партным Р.В. и Минобороны России. ФГКУ «Востокрегионжилье» не является стороной договора найма, следовательно, не уполномочено на принятие каких либо соглашений о прекращении правоотношений, участником которых оно не является. Кроме того, заключение такого соглашения не предусмотрено никакими нормативными актами, в том числе и ведомственными, регулирующими жилищное обеспечение военнослужащих. Жилищное законодательство также не предусматривает такое соглашение в качестве основания расторжения или прекращения договора найма служебного помещения. Просят суд признать соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между ФГКУ «Востокрегионжилье» и Партным Р.В., Партной О.И., Партной Е.Р. о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> течение 4-х месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет, недействительным. Признать за Партным Р.В., Партной О.И., Партной Е.Р. право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на весь период прохождения Партным Р.В. военной службы по контракту. Ходатайствовали о предоставлении отсрочки исполнения решения суд по иску Минобороны России до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску МО РФ к Партному Р.В., Партной О.И., Партной Е.Р. об обязании освободить занимаемое жилое помещение и гражданское дело по иску Партного Р.В., Партной О.И., Партной Е.Р. к ФГКУ «Востокрегионжилье» о признании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, признании за Партными права пользование жилым помещением по адресу: <адрес> на период прохождения службы по контракту – объединены в одно производство.
Судом к участию в деле в качестве 3-его лица не заявляющего самостоятельные требования привлечено ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России.
Ответчик (истец) Партная Е.Р. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в том числе нарочно, о чем имеется расписка, а также публично путем размещения информации на сайте суда. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла. Суд, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
В судебном заседании представитель Минороны России требования Минобороны России об обязании Партного Р.В., Партную О.И., Партную Е.Р. исполнить соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, освободить занимаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> и сняться с регистрационного учета, сдать жилое помещение в установленном законом порядке просил удовлетворить по основаниям указанным в иске, в удовлетворении требований Партного Р.В., Партной О.И., Партной Е.Р. просил отказать в полном объеме, указав, что соглашение от ДД.ММ.ГГГГ подписано Партным Р.В. и членами его семьи. Денежные средства перечислены на счет военнослужащего Партного Р.В. Таким образом, Партной Р.В. обеспечен жилым помещением в форме предоставления ему денежных средств на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, что предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Соглашение не противоречит действующему законодательству.
В судебном заседании Партной Р.В., Партная О.И. исковые требования МО РФ не признали указав, что субсидию на приобретение жилья получили. Квартиру до настоящего времени не приобрели. Освобождать жилое помещение не намерены, поскольку квартиру приобретать в ближайшем будущем в <адрес> не намерены, поскольку проживать в <адрес> не желают. Просят суд в иске МО РФ отказать, исковые требования Партного Р.В., Партной О.И., Партной Е.Р. о признании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным просили удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
В судебном заседание представитель ФГКУ «Востокрегионжилье» Дуленина Е.М. требования Министерства обороны РФ поддержала, просила удовлетворить, дав пояснения аналогичные пояснениям представителя министерства. В удовлетворении требований Партного Р.В., Партной О.И., Партной Е.Р. просила отказать. Указала, что оснований для признания соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФГКУ «Востокрегионжилье» и Партным Р.В. и членами его семьи недействительным не имеется. Соглашение подписано уполномоченным лицом, Партной Р.В. и члены его семьи добровольно подписали указанное соглашение, по своему усмотрению реализовали свои жилищные права и самостоятельно определили свои права и обязанности в отношении спорной квартиры, обязавшись ее освободить не позднее 4-х месяцев со дня поступления жилищной субсидии.
Представитель третье лицо ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России по доверенности Баштова Ю.А. требования Министерства обороны РФ поддержала, просила удовлетворить, поддержав позицию Минобороны России и ФГКУ «Востокрегионжилье», дав пояснения аналогичные пояснениям представителя министерства и ФГКУ. В удовлетворении требований Партного Р.В., Партной О.И., Партной Е.Р. просила отказать в полном объеме.
Суд, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым заявленные требования Министерства обороны РФ удовлетворить, требования Партной О.И., Партного Р.В., Партной Е.Р. оставить без удовлетворения, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся и служебные жилые помещения.
Согласно ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 99, п. 2 ст. 100 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В силу ч. 1 ст. 101 ЖК РФ, договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
В соответствии со ст. 102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; пенсионеры по старости; члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
По смыслу приведенной нормы обязательным условием невозможности выселения из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения является нахождение на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма (ст. 52 ЖК РФ), по основаниям, предусмотренным законом (ст. 51 ЖК РФ).
В силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ст. 290 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государством гарантировано право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов семей на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно договору найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Партным Р.В. и Министерством обороны РФ, в лице начальника ФГКУ «Восточное региональное жилищное обеспечение» МО РФ, на период службы до ДД.ММ.ГГГГ Партному Р.В. составом семьи из трех человек, в том числе Партной О.И., Партной Е.Р. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Спорная квартира является собственностью РФ, относится к специализированному жилищному фонду МО РФ.
Согласно поквартирной карточке в спорном жилом помещении зарегистрированы Партной Р.В., его супруга Партная О.И., а также дочь Партная Е.Р.
ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ и Партным Р.В. заключено соглашение о сдаче жилого помещения - <адрес> в течение четырех месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет, открытый Партным Р.В. для этих целей.
Согласно п. 3 указанного соглашения стороны приняли решение о расторжении договора найма специализированного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ с момента подписания настоящего соглашения.
Пунктом 4 соглашения установлено, что гражданин и члены семьи обязуются не позднее четырех месяцев с момента перечисления жилищной субсидии на банковский счет освободить занимаемое ими на основании договора найма служебного помещения жилое помещение, указанное в п. 2, сняться с регистрационного учета указанного жилого помещения, предоставить в уполномоченный орган: договор (ордер), на основании которого гражданин и члены его семьи занимают жилое помещение, выписки из домовой книги с отметками о снятии с регистрационного учета, копии финансово-лицевого счета с отметками о его закрытии и отсутствии задолженности, копию акта приема-передачи жилого помещения управляющей компании с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию.
Указанное соглашение подписано Партным Р.В., Партной О.И. и законным представителем Партной Е.Р.
На основании решения ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Партного Р.В. принято решение о выплате ему субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения, для жилищного обеспечения в размере 7060218 руб., перечисление денежных средств сторонами не оспаривается, на основании заявления Партной О.И., Партного Р.В. и Партной Е.Р. перечислены на расчетный счет, указанный заявителями.
Из материалов дела установлено, что Партная О.И., Партной Р.В. и Партная Е.Р. в настоящее время проживают в спорном жилом помещении, не освободив его, что не оспаривалось ответчиками в ходе рассмотрения дела.
Судом установлено, что Минобороны России ДД.ММ.ГГГГ принято решение № о снятии Партного Р.В. и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с предоставлением субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
Министерством Обороны РФ в лице ФГКУ «Востокрегионжилье» в адрес Партного Р.В. направлено предупреждение об освобождении спорного жилого помещения, которое до настоящего времени не исполнено.
В силу положений ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со ст.11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ст. 3 ГПК РФ).
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац первый пункта 1); при этом обеспечение жилыми помещениями граждан, которые, прослужив 10 лет и более, были уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и не имеют жилища либо нуждаются в улучшении жилищных условий, осуществляется, по общему правилу, федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими организацию и несение военной службы, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов (пункт 14).
Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
ФЗ №76-ФЗ от 27.05.1998 предусмотрен перечень лиц, которые обеспечиваются служебными жилыми помещения на весь срок военной службы.
Приведенная норма закона предусматривает возможность реализации права на жилищную субсидию для определенной категории военнослужащих - заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года.
Такое право может быть реализовано как во время прохождения военной службы, так и при увольнении с военной службы.
Из материалов дела следует, что контракт о прохождении военной службы Партным р.В. заключен до 01.01.1998.
Получение названными военнослужащими жилищной субсидии во время прохождения военной службы является формой реализации права на жилое помещение по месту прохождения военной службы.
Реализация права на жилищную субсидию является основанием для снятия военнослужащего с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, для освобождения занимаемого служебного жилого помещения, подлежащего передаче Министерству обороны Российской Федерации (пункт 10 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510, пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 24.11.2016 N 2530-О, от 28.02.2017 года N 243-О, от 25.05.2017 N 1051-О, от 20.04.2017 N 892-О), требования абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" об однократном обеспечении жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, в том числе на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья.
Предоставленная в соответствии с вышеуказанным ФЗ военнослужащему-гражданину жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещения.
Согласно ст. ст. 309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона и иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законами или иными правовыми актами.
Согласно ч.1 ст.35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Партной Р.В., Партная О.И., Партная Е.Р. по своему усмотрению реализовали свои жилищные права и обязанности в отношении спорной квартиры в соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ, приняв обязательства освободить спорную квартиру и поскольку соглашением от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена обязанность ответчиков сняться с регистрационного учета, предоставить в уполномоченный орган договор (ордер), выписки из домовой книги с отметками о снятии с регистрационного учета, копии финансового лицевого счета с отметкой о его закрытии и отсутствии задолженности, копию акта приема-передачи жилого помещения управляющей компании с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию, тогда как материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих об исполнении данного обязательства.
Как следует из материалов дела, Партной Р.В., Партная О.И.. Партная Е.Р. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоят, Партной Р.В., Партная О.И., Партная Е.Р. проживают в спорной квартире, следовательно, нарушают права собственника жилого помещения, поскольку незаконно удерживая вышеуказанную квартиру, препятствуют тем самым обеспечению служебным жилым помещением других военнослужащих. Доказательств обратному не представлено.
Партным Р.В., Партной О.И.. Партной Е.Р. не оспаривалось, что квартира, в которой они проживают, принадлежит в качестве служебной Министерству обороны РФ.
Руководствуясь приведенными положениями нормативных правовых актов, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Партной Р.В. и члены его семьи утратили право пользования служебным жилым помещением, реализовав право на жилищную субсидию по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.
Учитывая, вышеуказанное, суд полагает, что истец вправе обратиться с требованием об освобождении жилого помещения, незаконно занимаемого военнослужащим и членами его семьи, с целью предоставления данного помещения другим военнослужащим, не обеспеченным жильем. В связи с чем, истец по первоначальному иску вправе требовать исполнения ответчиками обязательств возникших в силу закона и в связи с заключением указанного соглашения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что законные правовые основания для проживания в спорном жилом помещении у ответчиков отсутствуют, соглашение от ДД.ММ.ГГГГ со стороны государства перед ответчиками исполнено, поскольку Партной Р.В., Партная О.И.. Партная Е.Р. не освободили служебное жилое помещение, в связи с чем, находит исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, доводы Партного Р.В., Партной О.И., Партной Е.Р. о том, что заключенное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ является недействительным, поскольку заключено с ФГКУ «Востокрегионжилье», не являющимся стороной договора найма служебного жилого помещения, судом не учитываются в силу следующего.
В соответствии со ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п.п. 1, 2 п/п «б, к» Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации: контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российское Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организации и сделок с ним.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно п. 5 названного Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
К центральному органу военного управления, в силу Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Министром обороны Российской Федерации, отнесен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который предназначен для обеспечения реализации прав на жилище военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей.
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что Департамент осуществляет, в том числе и функции; в части организации обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; контроля за заселением и освобождением жилых помещений.
Из изложенного следует, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации наделен Министром обороны Российской Федерации организационно-распорядительными полномочиями в сфере жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, то есть полномочиями, которыми наделено Министерство обороны Российской Федерации как орган государственной власти.
В свою очередь, в соответствии с п. п. 1 и 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", ФГКУ "Востокрегионжилье" является специализированной организацией Министерства обороны Российской Федерации, через которую Департамент жилищного обеспечения осуществляет свои функции по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований нормативных правовых актов по жилищному обеспечению военнослужащих.
В силу п. п. 4 и 6 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.07.2014 N 510, решение вопроса о предоставлении жилищной субсидии отнесено к непосредственной компетенции специализированной организации.
ФГКУ "Востокрегионжилье" находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и непосредственно подчиняется Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Следовательно, предоставление субсидий для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, находится в компетенции ФГКУ "Востокрегионжилье", в связи с чем заключение последним соглашение с ответчиками о сдаче жилья суд считает правомерным, соответствующим полномочиям учреждения и требованиям нормативных правовых актов в сфере предоставления субсидий для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим.
Доводы Партного Р.В., Партной О.И.. Партной Е.Р. о том, что их проживание в спорном жилом помещении может быть продлено, суд находит несостоятельными. Нежелание ответчиков приобрести квартиру в <адрес> не является препятствием для исполнения ответчиками своих обязательств по освобождению жилого помещения. Ответчики имели возможность, получив жилищную субсидию, достаточно времени для решения вопроса о выборе иного жилого помещения. Оснований для предоставления отсрочки по проживанию до ДД.ММ.ГГГГ в спорном жилом помещении не имеется, поскольку каких-либо действий направленных на приобретение или строительство квартиры в <адрес> по месту прохождения службы Партным Р.В. не представлено, намерений на приобретение или строительство квартиры в <адрес> по месту прохождения службы Партной Р.В. и члены его семьи не имеют, не желают. Планируемый срок окончания военной службы не является окончательным, тогда как с момента заключения соглашения и получения денежных средств прошло более 1 года.
В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ, государственная пошлина, от уплаты который истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с федеральным законом №127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, с 01.01.2005г. порядок исчисления государственной пошлины регулируется нормами Налогового кодекса РФ.
Судом размер государственной пошлины исчисляется на основании положений, установленных статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом требований неимущественного характера.
Пунктом 2 статьи 62.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины - в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 настоящего Кодекса (по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции).
На основании пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в бюджет городского округа «Город Хабаровск» с ответчиков Партного Р.В., Партной О.И., Партной Е.Р. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб. по требованиям, не подлежащим оценке.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства обороны РФ к Партному Роману Владимировичу, Партной Ольге Игоревне, Партной Елизавете Романовне об обязании освободить служебное жилое помещение, снятии с регистрационного учета удовлетворить.
Обязать Партного Романа Владимировича, Партную Ольгу Игоревну, Партную Елизавету Романовну освободить жилое помещение по адресу: <адрес>, сняться с регистрационного учета, сдать жилое помещение в установленном законодательством порядке.
Взыскать с Партного Романа Владимировича, Партной Ольги Игоревны, Партной Елизаветы Романовны в доход бюджета городского округа «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере 6000 руб. солидарно.
В удовлетворении исковых требований Партного Романа Владимировича, Партной Ольги Игоревны, Партной Елизаветы Романовны к ФГКУ «Востокрегионжилье», Министерству обороны России о признании соглашения о сдаче жилого помещения недействительным, признании права пользования служебным жилым помещением отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом 18 июня 2018 года решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Копия верна:
Председательствующий Е.А. Савченко