Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июня 2018 года пос. Володарский
Володарский районный суд Астраханской области в составе:
Председательствующего судьи Насыровой Т.А.
При секретаре Федотовой О.А.
С участием: представителя административного истца Ковалева Д.О.
представителя административного ответчика Лисянского А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-№ по административному исковому заявлению Прокурора Володарского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Володарский район" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать подачу питьевой воды,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Володарского района Астраханской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Володарский район" (далее МО "Володарский район") о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать подачу питьевой воды.
В обосновании требований административный истец указал, что прокуратурой района в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведены проверки по обращениям жителей населенных пунктов Володарского района Астраханской области по вопросу непринятия органами местного самоуправления мер по обеспечению жителей населенных пунктов: <адрес> Володарского района Астраханской области питьевой водой. В ходе проверки установлено, что на территории с населенных пунктов: <адрес> <адрес> <адрес> Володарского района Астраханской области с неустановленного проверкой времени для использования в качестве питьевой воды производится подача технической воды из водопроводов, не имеющих водоочистных устройств, и, которая согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ. и.о. начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Володарском и Красноярском районах предназначена только для технических нужд и не может использоваться для питьевых целей. Также, согласно указанной справке от ДД.ММ.ГГГГ. качество воды в <адрес> и с.<адрес> Володарского района условно-доброкачественное, а именно не отвечает по одному из показателей санитарным требованиям. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии технической возможности поставки питьевой воды населению села <адрес> и села <адрес> Володарского района. Однако документально, в указанные населенные пункты согласно утвержденному службой по тарифам Астраханской области тарифу подается техническая вода. Тариф на подачу питьевой воды в указанные населенные пункты района не утвержден. Проверкой также установлено, что подвоз питьевой воды жителям сел администрацией МО "Володарский район" не организован, что также подтверждается справкой руководителя территориального отдела управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Володарском и Красноярском районах, объяснениями старшего инженера МКУ "Управления ЖКХ" ответственного за организацию водоснабжения на территории района. В данной связи, прокуратурой района (ДД.ММ.ГГГГ) в адрес главы администрации МО "Володарский район" внесены представления об устранении нарушений законодательства, которые рассмотрены с участием прокурора, удовлетворены, виновные лица привлечены к ответственности. В ответах администрацией района указано, что подвоз питьевой воды будет организован после получения соответствующего тарифа, документы в Службу по тарифам Астраханской области поданы только ДД.ММ.ГГГГ., что также говорит о длительном бездействии администрации района по устранению нарушений выявленных прокуратурой еще в ДД.ММ.ГГГГ года. Таким образом, фактически до настоящего времени нарушения не устранены, население вышеуказанных населенных пунктов не обеспечено питьевой водой. Административный истец просит признать бездействие администрации МО "Володарский район" по организации подачи жителям населенных пунктов: <адрес> <адрес>, <адрес> и с<адрес> Володарского района Астраханской области питьевой воды, соответствующей СанПин 2.1.4.1074-01 2.1.4 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» незаконным; обязать администрацию МО "Володарский район" организовать подачу жителям населенных пунктов: <адрес> <адрес>, <адрес> и с<адрес> Володарского района Астраханской области питьевой воды, соответствующей СанПин 2.1.4.1074-01 2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы" в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца – помощник прокурора Володарского района Астраханской области Ковалев Д.О. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика – администрации МО "Володарский район" Лисянский А.В. возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку законодательство РФ не возлагает на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению питьевой водой населения, а наделяет полномочиями по организации водоснабжения. В целях обеспечения водоснабжения населения администрацией МО "Володарский район" заключено концессионное соглашение с ООО "Цифровой водоканал".
Заинтересованное лицо ООО "Цифровой водоканал" извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представлен отзыв на административное исковое заявление.
Выслушав доводы явившихся сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Согласно пункту 4 части 1, части 4 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года организация водоснабжения населения сельских поселений относится к вопросами местного значения муниципальных районов.
Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона).
Пунктом 1 части 1, частью 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу части 9 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.4.1074-01,2.1.4 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Так, в соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно пункту 3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01, качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Судом установлено, что прокуратурой Володарского района Астраханской области проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами по делу, жители <адрес> <адрес>, <адрес> и с.<адрес> Володарского района Астраханской области питьевой водой не обеспечены, с использованием централизованной системы водоснабжения жителям указанных сел подается техническая вода.
Указанные обстоятельства подтверждаются также сообщением Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Володарском и Красноярском районах от ДД.ММ.ГГГГ. согласно которому населению <адрес> <адрес> <адрес> Володарского района Астраханской области подается водопроводная вода без водоподготовки, то есть для бытовых и технических нужд и не может использоваться для питьевых целей, качество воды <адрес> и с.<адрес> условно-доброкачественное, а именно не отвечает одному из показателей санитарных требований, населению вышеуказанных населенных пунктов администрацией МО "Володарский район" не организован подвоз питьевой воды.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, проанализировав приведенные нормы, суд приходит к выводу о том, что обязанность по организации надлежащего водоснабжения питьевой водой жителей вышеуказанных населенных пунктов Володарского района Астраханской области должна осуществляться администрацией МО "Володарский район".
В судебном заседании установлено, что администрацией МО "Володарский район" Астраханской области не организовано водоснабжение населения <адрес> <адрес>, <адрес> и с.<адрес> Володарского района Астраханской области в соответствии с нормативами, установленными действующим законодательством РФ, не обеспечено право граждан на удовлетворение их жизненных потребностей и сохранение здоровья.
Таким образом, неисполнение администрацией МО "Володарский район" возложенной на нее обязанности по надлежащему обеспечению населения питьевой водой свидетельствует о допущенном бездействии, при этом ссылка представителя административного ответчика на совершение администрацией МО "Володарский район" всех возможных действий, направленных на исполнение переданных ему полномочий, в том числе, для обеспечения снабжения населения питьевой водой является несостоятельной.
Довод ответчика о заключении администрацией МО "Володарский район" концессионного соглашения с ООО «Цифровой водоканал» не может быть принят во внимание судом по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Цифровой водоканал» (Концессионер), администрацией МО "Володарский район" (Концедент) и Правительством <адрес> области было заключено концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры «Централизованная система холодного водоснабжения» на территории муниципального образования «Володарский район» (далее - Концессионное соглашение).
В соответствии с п. 7.11 Концессионного соглашения обязанность по поставки потребителям питьевой воды, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 2.1.4 возникает у Концессионера после реализации мероприятий, предусмотренных Приложением № 5 к настоящему соглашению.
Согласно Приложению № 5 к Концессионному соглашению «Основные мероприятия по созданию и реконструкции Объекта Соглашения» очередность и сроки ввода в эксплуатацию оборудования по водоподготовке и подачи питьевой воды, соответствующей нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 в распределительные сети локальных централизованных систем холодного водоснабжения определяются инвестиционной программой, согласованной с Концедентом и утвержденной уполномоченным органом Правительства Астраханской области.
Пункт 32 Постановления Правительства РФ № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» гласит, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа) утверждает инвестиционную программу в срок не позднее 30 октября года, предшествующего началу реализации инвестиционной программы.
Судом установлено, что до настоящего времени инвестиционная программа с Концедентом не согласована и не утверждена уполномоченным органом Правительства <адрес> области, в связи с чем обязанность по подачи питьевой воды, соответствующей нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 у ООО «Цифровой водоканал» не возникло.
Кроме того, вопреки доводам ответчика заключение соглашения о передаче полномочий по организации в границах поселений водоснабжения не освобождает их от исполнения обязанностей по обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 175, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░ ░░░░░" ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░ ░░░░░" ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░>, <░░░░░> ░ ░. <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.4.1074-01 2.1.4 «░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░ ░░░░░" ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░> <░░░░░> ░ ░<░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.4.1074-01 2.1.4 «░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░ ░░░░░" ░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ - ░.░.░░░░░░░░