Дело № 2-981/2022
56RS0040-01-2022-001117-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Ташла 20 октября 2022 года
Ташлинский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Поротько Е.Г.
при секретаре Масленниковой Р.З.
с участием представителя истца помощника прокурора Ташлинского района
Обезьяновой Г.А.
представителя ответчика МБОУ «Степная СОШ» Алкамян А.Р.
представителя третьего лица начальника МУ УО администрации МО Ташлинский район Щетинина А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ташлинского района Оренбургской области в защите Российской Федерации, прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Степная средняя общеобразовательная школа, муниципальному учреждению Управление образования администрации муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в не проведении комплексного обследования с привлечением лицензированной организации технического состояния здания и обязании провести комплексное обследование технического состояния здания с привлечением лицензированной организации
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ташлинского района Оренбургской области обратился в Ташлинский районный суд Оренбургской области с вышеуказанным заявлением, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей в период обучения в деятельности образовательных организаций района, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной организации с использованием современных средств технической диагностики.
Проверкой установлено, что эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и сооружений Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Степная средняя общеобразовательная школа (далее по тексту – МБОУ Степная СОШ), расположенного по <адрес>, их элементов, со стороны ответственных лиц, должным образом не осуществляется - обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций не проведено.
<дата>, в представлении прокуратурой района указывалось на необходимость проведения обследования технического состояния здания образовательного учреждения с привлечением специализированных организаций.
В полученном ответе МБОУ Степная СОШ от <дата> № б/н указывается, что в связи с дефицитом финансовых средств обследование технического состояния здания образовательного учреждения с привлечением специализированных организаций не проводилось.
Таким образом, в связи с не проведением надлежащего технического состояния здания образовательного учреждения с привлечением специализированных организаций невозможно установить их физический износ и внесение их в отчет ОО-2 для проведения капитального ремонта.
Бездействие Муниципального учреждения управление образования Администрации муниципального образования «Ташлинский район» Оренбургской области (далее по тексту – МУ УО Администрации МО «Ташлинский район» Оренбургской области; управление образования) и МБОУ Степная СОШ, выразившееся в не проведении комплексного обследования технического состояния здания МБОУ Степная СОШ создает препятствие для реализации установленных законодательством задач по охране жизни и здоровья детей, работников образовательного учреждения, а также неопределенного круга лиц посещающих образовательные учреждения, защите их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства по обеспечению надлежащих условий образовательного процесса.
Просят суд признать незаконным бездействие МБОУ Степная СОШ и МУ Управление образования Администрации МО «Ташлинский район» Оренбургской области, выразившееся в не проведении комплексного обследования с привлечением лицензированной организации технического состояния здания МБОУ Степная СОШ, расположенного по <адрес>
Обязать МУ Управление образования администрации МО Ташлинский район Оренбургской области профинансировать мероприятия, выполняемые муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением Степная средняя общеобразовательная школа Ташлинского района Оренбургской области по проведению комплексного обследования с привлечением лицензированной организации технического состояния здания МБОУ Степная СОШ.
Обязать МБОУ Степная СОШ выполнить мероприятия по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной организации с использованием современных средств технической диагностики в срок до <дата>.
В судебном заседании помощник прокурора Ташлинского района Оренбургской области Обезьянова Г.А. поддержала заявленные требования, просили удовлетворить.
Представитель МБОУ Степная СОШ Алкамян А.Р. в судебном заседании требования прокурора Ташлинского района признала в полном объеме.
Представитель МУ УО администрации МО Ташлинский район Щетинин А.П. в судебном заседании требования прокурора Ташлинского района признал в полном объеме.
Представитель третьего лица – администрации МО Ташлинский район Оренбургской области участия в судебном заседании не принимал, в представленном отзыве просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Заслушав явившихся лиц, изучив представленные документы, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч.2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе путем создания безопасных и благоприятных условий воспитания и обучения граждан.
Согласно п. 6 ст. 28 Федерального закона № 273 образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из п.п. 8, 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации, а также проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Согласно ч. 5 ст. 55.24. Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ) эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В соответствии с ч. 6 указанной выше нормы в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (ч.ч. 7, 8 ст. 55.24. ГрК РФ).
В соответствии с требованиями ч. 9 ст. 55.24. ГрК РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Пунктом 3 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 (вместе с «ВСН 58-88 (р)), установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов.
Так, техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики. Плановые осмотры должны подразделяться на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах - техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью. Общие осмотры объектов коммунального и социально-культурного назначения должны производиться комиссией в составе главного инженера (инженера по эксплуатации) учреждения или предприятия, ведающего эксплуатацией здания, техника-смотрителя (коменданта). В необходимых случаях в комиссии могут включаться специалисты-эксперты и представители ремонтно-строительных организаций. Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.
Как установлено ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384 – ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384 – ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Статьей 36 Федерального закона № 384 – ФЗ установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Согласно п.п. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.12.2012 №1984-ст, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет.
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии с п. 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.).
В соответствии с п.п. 5.1.3 и 5.1.19 ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: фундаменты, стены, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны), связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжение конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок. По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее.
Как следует из представления прокуратуры Ташлинского района от <дата> ... проведенной проверкой установлено, что здание МБОУ Степная СОШ построена в ... году. Обследование технического состояния здания МБОУ Степная СОШ с момента постройки специализированной организацией не проводилось. Выявленные нарушения законодательства об образовании влекут существенное нарушение прав несовершеннолетних обучающихся, а также учителей и работников школы, могут способствовать возникновению угрозы их жизни и здоровью.
Согласно ответу МБОУ Степная СОШ от <дата> № б/н в связи с дефицитом финансовых средств обследование технического состояния здания образовательного учреждения с привлечением специализированных организаций не проводилось.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в связи с не проведением надлежащего технического состояния здания образовательного учреждения с привлечением специализированных организаций невозможно установить их физический износ и внесение их в отчет ОО-2 для проведения капитального ремонта.
В соответствии с п. 2.1.1., 2.1.2 Положения об МУУО Администрации МО «Ташлинский район» Оренбургской области одной из основных целей управления образования является создание в подведомственных образовательных организациях условий, обеспечивающих реализацию муниципальной системы образования, гарантированной Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании, а так же разработка политики в сфере образования, содержания и развития подведомственных образовательных организаций в муниципальном образовании Ташлинский район Оренбургской области и осуществление контроля по ее реализации.
Согласно п. 2.1.5. указанного положения управление образования организует регулирование и контроль финансово-экономической деятельности в сфере образования муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области.
Управление образования, с учетом положений п. 3.2., 3.2.5 Положения об МУ УО Администрации МО «Ташлинский район» Оренбургской области является главным распорядителем бюджетных средств, распределяющим бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
В соответствии с уставом МБОУ Степная СОШ функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования «Ташлинский район» Оренбургской области осуществляет администрация Ташлинского района Оренбургской области в лице МУ УО Администрации МО «Ташлинский район» Оренбургской области.
Неисполнение требований действующего законодательства в части осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния, путем привлечения специализированной организации, может повлечь существенное нарушение прав учащихся, причинить вред их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами, права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
С учетом изложенных обстоятельств исковое заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ташлинского района Оренбургской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МБОУ Степная СОШ и МУ Управление образования Администрации МО «Ташлинский район» Оренбургской области, выразившееся в не проведении комплексного обследования с привлечением лицензированной организации технического состояния здания МБОУ Степная СОШ, расположенного по <адрес>
Обязать МУ Управление образования администрации МО Ташлинский район Оренбургской области профинансировать мероприятия, выполняемые муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением Степная средняя общеобразовательная школа Ташлинского района Оренбургской области по проведению комплексного обследования с привлечением лицензированной организации технического состояния здания МБОУ Степная СОШ.
Обязать МБОУ Степная СОШ провести комплексное обследование технического состояния здания МБОУ Степная СОШ, расположенного по <адрес> с привлечением лицензированной организации в срок до 01 сентября 2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ташлинский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 24 октября 2022 года.
Судья подпись Е.Г. Поротько