Дело № 2-332/2022
25RS0010-01-2019-005623-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2022 город Находка
Находкинский городской суд Приморского края в составе
председательствующего судьи Черновой М.А.,
при секретаре Мичученко Н.А.,
представителя истца Кравченко В.М. по ордеру от 19.09.2022 Давыборец И.Н.,
представителя Министерства труда и социальной политики Приморского края от 13.12.2021 Мацаль О.С.,
представителя ответчика КГУП «Примтеплоэнерго» по доверенности от 30.12.2021 Карика Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кравченко Владимира Макаровича к Министерству труда и социальной политики Приморского края, КГУП «Примтеплоэнерго» в лице Находкинского филиала, ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с иском к Департаменту труда и социального развития Приморского края в Находкинском городском округе о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, указав в обоснование требований, что он проживает в квартире, расположенной <.........>, ему принадлежит ? доля в праве собственности на указанное жилое помещение. При этом истец является ветераном труда и пользуется льготой по оплате коммунальных услуг. С октября 2016 года Находкинским отделом Департамента труда и социального развития Приморского края выплата льготы была приостановлена в связи с наличием у Кравченко В.М. задолженности перед КГУП «Примтеплоэнерго» по оплате тепловой энергии. Истец считает, что выплата льготы была приостановлена незаконно. Департамент не имел права лишать ветерана труда выплаты, гарантированной ему государством, поскольку денежные средства на выплату данной компенсации выделяются из федерального бюджета. Кроме того, действиями ответчика истцу были причинены нравственные страдания, поскольку он лишился льготы, переживал по данному поводу, неоднократно обращался в департамент с просьбой урегулировать вопрос в досудебном порядке, однако ответчик бездействует. На основании изложенного Кравченко В.М. просил возложить на Департамент труда и социального развития Приморского края в Находкинском городском округе обязанность возобновить начисление и выплату истцу льготы ветерана труда по оплате коммунальных услуг с октября 2016 года; обязать департамент произвести истцу начисление и выплату с учетом инфляции; взыскать с департамента компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины – 300 рублей.
В отзыве на иск представитель Департамента труда и социального развития Приморского края в лице отдела по Находкинскому городскому округу Мацаль О.С. не согласилась с заявленными требованиями, указав, что при наличии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в течение более двух месяцев по состоянию на последнее число каждого квартала ежемесячная денежная выплата приостанавливается. В августе 2016 года истцу приостановлена выплата мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в связи с задолженностью по оплате электроэнергии в течение восьми месяцев. В настоящее время за истцом числится задолженность по оплате центрального теплоснабжения в течение пяти месяцев 2019 года. Возобновить истцу льготу не представляется возможным, так как по сведениям поставщиков до настоящего времени у Кравченко В.М. имеется задолженность по отоплению за пять месяцев. Предоставление ежемесячной денежной выплаты возобновляется с месяца ее приостановления на основании заявления о возобновлении, а также документов, подтверждающих фактические объемы потребленных и оплаченных коммунальных услуг. Истец не обращался в отдел с заявлением о возобновлении ежемесячной денежной выплаты. Кроме того, истец не предоставил документы, подтверждающие факт причинения ему морального вреда, а следовательно не доказал факт нарушения ответчиком его личных неимущественных прав.
В пояснениях к иску представитель истца Кравченко В.М. по доверенности Кравченко В.А. указала, что социальную выплату Министерство труда и социальной политики Приморского края перестало предоставлять истцу в 2016 году в связи с тем, что КГУП «Примтеплоэнерго» выставило долг по оплате коммунальной услуги теплоснабжения за период с 2013 года по 2015 год. Поскольку между Кравченко В.М. и КГУП «Примтеплоэнерго» имелся спор о размере начислений по оплате коммунальной услуги, истец не погашал задолженность, выставленную в квитанциях. При этом исковые требования, аналогичные требованиям, заявленным истцом, уже были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ по делу № 56-КГ18-38. В определении от 04.02.2019 Верховный Суд РФ разъяснил нижестоящим судам, а также министерствам, когда и при каких условиях возможно приостанавливать выплату компенсации на оплату коммунальных услуг ветеранам труда. В частности, для приостановления выплаты необходимо установить неуважительность причины образования задолженности по оплате коммунальных услуг. Однако причина образования у истца задолженности по оплате тепловой энергии является уважительной, поскольку КГУП «Примтеплоэнерго» произвел неправомерное начисление, которое истцом оспаривалось.
Протокольным определением от 17.01.2020 произведена замена ответчика Департамента труда и социального развития Приморского края его правопреемником – Министерством труда и социальной политики Приморского края, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены КГУП «Примтеплоэнерго» и ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт».
В отзыве на иск представитель ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» Иванова О.И. не согласилась с заявленными требованиями, указав, что у истца Кравченко В.М. по состоянию на октябрь 2016 года имелась задолженность в сумме 2 136 рублей 43 копейки, которая погашена потребителем с учетом последующих текущих начислений и оплат только в мае 2018 года. Ежемесячно ПАО «ДЭК» направляет в отдел по Находкинскому городскому округу Департамента труда и социального развития Приморского края списки адресов с указанием размера задолженности. При этом начисление и выплату льгот по оплате коммунальных услуг ПАО «ДЭК» населению не производит. В отзыве также отмечено, что предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при неуплате получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и коммунальные услуги в течение двух месяцев.
В возражениях на иск представитель КГУП «Примтеплоэнерго» Карика Д.В. с заявленными требованиями не согласился, указав, что отдел по Находкинскому городскому округу Департамента труда и социального развития Приморского края предоставлял истцу социальную выплату на теплоснабжение по установленным нормативам потребления и пересчитывал ее в следующем месяце на основании поступающих от КГУП «Примтеплоэнерго» сведений о фактическом потреблении тепловой энергии и горячего водоснабжения в соответствии с п. 2.7 Порядка предоставления социальной выплаты на оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжения гражданам, проживающим в Приморском крае, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 20.11.2012 № 337-па. Согласно изменениям, внесенным в указанный нормативный правовой акт, с 01.05.2013 расчет социальной выплаты производился по фактически расходам на оплату услуг отопления и горячего водоснабжения, которые поступают в текущем месяце, поэтому расчет производится сразу по фактически понесенным расходам. Расчет социальной выплаты на оплату коммунальных услуг по отоплению осуществляется по определенной формуле. Представителю истца предоставлялись произведенные отделом расчеты по начислению социальной выплаты, свидетельствующие об их правомерности, а также разъяснялось, что снятие излишне начисленных сумм производилось в связи с тем, что ранее отделом проведены начисления с учетом предоставленных КГУП «Примтеплоэнерго» сведений о площади жилого помещения истца и наличии услуги горячего водоснабжения, тогда как фактически она отсутствовала.
Истец Кравченко В.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил представителя.
Представитель истца по ордеру Давыборец И.Н. на заявленных требованиях настаивала по доводам иска и дополнений к нему, полагала, что действия Министерства труда и социальной политики Приморского края носили незаконный характер. Не разобравшись в причинах образования у истца задолженности перед КГУП «Примтеплоэнерго», министерство приостановило выплату, нарушив закон о социальной поддержке граждан на территории Приморского края и права ветерана труда Кравченко В.М. В настоящее время истец выплату также не получает, при этом задолженности по оплате коммунальных услуг не имеется. Также представитель пояснила, что задолженность по оплате теплоснабжения образовалась у истца вследствие того, что ежемесячно он оплачивал коммунальную услугу, исходя из всей площади дома и площади своего жилого помещения. На момент приостановления выплаты между Кравченко В.М. и КГУП «Примтеплоэнерго» возник спор, о наличии которого истец уведомил департамент, однако предоставление мер социальной поддержки было необоснованно приостановлено.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной политики Приморского края Мацаль О.С. с иском не согласилась, пояснив, что министерство действовало в рамках законодательства. На момент приостановления социальной выплаты действовало Постановление № 63, которым не было предусмотрено приостановление льготы только при наличии уважительных причин. Социальная выплата была приостановлена в августе 2016 года, поскольку на тот момент у истца имелась задолженность перед ПАО «ДЭК» по оплате электроэнергии за восемь месяцев. В то время, когда в 2019 году истец обращался в суд, за пять месяцев образовалась задолженность по оплате центрального теплоснабжения. При погашении задолженности, либо при предоставлении рассрочки платежа, истец должен был обратиться в единое социальное окно для возобновления льготы, однако Кравченко В.М. с таким заявлением не обращался. Изменения о том, что необходимо учитывать при приостановлении компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, вступили в силу 01.01.2022. Эти изменения касаются того, что министерство вправе приостановить выплату при наличии судебной задолженности. Однако в спорный период законодательство не содержало требований, касающихся необходимости выяснения уважительности причин образования задолженности. По состоянию на январь 2022 года у истца имеется задолженность за услуги водоснабжения и водоотведения перед МУП «Находка-Водоканал» за четыре месяца, перед КГУП «Примтеплоэнерго» - за три месяца. При этом задолженность перед КГУП «Примтеплоэнерго» с истца не снята, в связи с чем оснований для удовлетворения требований не имеется. Начисление льготы возобновлено с 01.01.2022 в связи с изменениями законодательства, поскольку судебной задолженности у истца не имеется. Однако это не свидетельствует о том, что требования о возобновлении выплаты с 2016 года являются обоснованными.
Представитель ответчика КГУП «Примтеплоэнерго» Карика Д.В. не согласился с заявленными требованиями, поддержав позицию представителя министерства. Дополнительно пояснил, что до настоящего времени у истца имеется задолженность по оплате теплоснабжения.
Ответчик ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Находкинского отделения ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела ресурсоснабжающая организация извещена надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ПАО «ДЭК».
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании установлено, что Кравченко В.М. является ветераном труда и имеет право на льготы, предусмотренные статьями 22 и 23 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Кравченко В.М. зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной <.........>. Указанное жилое помещение принадлежит истцу на праве общей долевой собственности.
С 2007 года Кравченко В.М., как ветерану труда, предоставляются меры социальной поддержки, установленные статьей 4 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», в том числе компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов в форме ежемесячной денежной выплаты.
С августа 2017 года Департаментом труда и социального развития Приморского края в лице отдела по Находкинскому городскому округу выплата ежемесячной денежной компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг Кравченко В.М. была приостановлена. Основанием для приостановления названной выплаты явилась информация о наличии у истца задолженности по оплате электрической энергии за восемь месяцев по состоянию на август 2016 года и задолженности по оплате центрального теплоснабжения за пять месяцев по состоянию на декабрь 2019 года, предоставленная департаменту ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» и КГУП «Примтеплоэнерго» в рамках информационного обмена данных.
Обращаясь в суд с рассматриваемыми требованиями, истец в лице представителя полагал приостановление ежемесячной денежной компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг незаконным, поскольку наличие задолженности по оплате коммунальных услуг, по мнению стороны истца, само по себе не может явиться основанием для приостановления мер социальной поддержки без оценки уважительности причин образования задолженности. При этом образование задолженности было обусловлено наличием спора с ресурсоснабжающей организацией по поводу законности произведенных начислений.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (пункт 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, реализацию мер социальной поддержки, установленных этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном Федеральном законе (статья 8 Федерального закона «О ветеранах»).
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах»).
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона «О ветеранах»).
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
В Приморском крае предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая ветеранов труда, осуществляется в соответствии с Законом Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края».
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 4 названного закона лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде: компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения; компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.
Форма, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 4 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», устанавливаются Губернатором Приморского края (часть 4 статьи 4 названного закона).
Постановлением Губернатора Приморского края от 16.07.2008 № 63-пг утверждены Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края (далее - Порядок).
В числе граждан, на которых распространяется данный порядок, названы ветераны труда (подпункт «а» пункта 1.1 Порядка).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (кроме оплаты стоимости топлива и транспортных услуг для его доставки, поставки бытового газа в баллонах) предоставляются гражданам в форме ежемесячной денежной выплаты (пункт 1.2).
Согласно пункту 1.5 Порядка Департамент труда и социального развития Приморского края (после внесения изменений КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края») обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, выделяемых на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг заявителям, проживающим на территории Приморского края.
Исходя из положений пунктов 2.1, 2.11 Порядка назначение и приостановление предоставления ежемесячной денежной выплаты производится территориальными отделами департамента (после внесения изменений – структурными подразделениями КГКУ).
Постановлением Губернатора Приморского края от 05.12.2016 № 85-пг Порядок дополнен пунктом 1.4. в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются заявителям при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении заявителями соглашений по ее погашению.
Пунктом 2.11 Порядка определены основания приостановления предоставления уполномоченным органом ежемесячной денежной выплаты, перечень которых является исчерпывающим.
Одним из таких оснований является наличие у гражданина, получающего ежемесячную денежную выплату, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в течение более двух месяцев (подпункт 3 пункта 2.11 Порядка в редакции, действующей до 08.08.2022).
По смыслу положений подпункта 3 пункта 2.11 Порядка, выплата ежемесячной денежной компенсации возобновляется уполномоченным органом в случае полного погашения получателем этой выплаты задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо после заключения и (или) выполнения получателем меры социальной поддержки соглашений по погашению такой задолженности. В таких случаях выплата ежемесячной денежной выплаты возобновляется на основании заявления получателя о возобновлении ежемесячной денежной выплаты и документов, подтверждающих указанные обстоятельства, с месяца, с которого приостанавливалась, но не более чем за три года, предшествующие дню обращения за ее возобновлением. Без подачи заявления ежемесячная денежная выплата возобновляется в случае получения уполномоченным органом в течение следующего за приостановкой предоставления ежемесячной денежной выплаты квартала сведений об отсутствии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в течение более двух месяцев, предоставленных организациями жилищно-коммунального хозяйства, расчетными кассовыми центрами, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами.
Согласно приведенным нормативным положениям право определенных категорий граждан, в том числе ветеранов труда, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение – уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае ветеранов труда, по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.
По общему правилу в спорный период времени меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлялись гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могли явиться основанием для приостановления предоставления гражданину уполномоченным органом компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Как разъяснено в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Судом установлено, что задолженность по оплате электроэнергии, возникшая в январе 2016 года и послужившая основанием для приостановления денежной компенсации, была погашена Кравченко В.М. только в апреле-мае 2018 года, что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью, представленной ПАО «ДЭК».
Кроме того, согласно ответу КГУП «Примтеплоэнерго» от 12.02.2020, представленному по запросу суда, дебиторская задолженность абонента Кравченко В.М. по состоянию на 13.02.2020 составляет 3 370 рублей 93 копейки. Дата начала образования задолженности январь 2015 года.
Решением Находкинского городского суда от 05.04.2021 по делу № 2-1012/2021 исковые требования Кравченко В.М. к КГУП «Примтеплоэнерго» были удовлетворены, сумма доначисленной задолженности за отопление и горячее водоснабжение в размере 7 031 рубль 84 копейки за период с декабря 2013 года по декабрь 2014 года была исключена из лицевого счета истца, на КГУП «Примтеплоэнерго» возложена обязанность выдать Кравченко В.М. справку об отсутствии задолженности. С ресурсоснабжающей организации в пользу истца взыскана компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 19.07.2021, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.12.2021 указанное решение Находкинского городского суда отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований Кравченко В.М. к КГУП «Примтеплоэнерго» о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда.
Учитывая изложенное, оснований полагать, что выплата денежной компенсации была приостановлена уполномоченным органом в отсутствие на то оснований, у суда не имеется. Напротив, из материалов дела достоверно установлено, что на момент приостановления льготы у Кравченко В.М. действительно имелись задолженности, послужившие основанием для принятия департаментом соответствующего решения. Кроме того, наличие задолженности стороной истца по факту не оспаривалось, а основным доводом являлось незаконность начислений КГУП «Примтеплоэнерго», однако доказательств, подтверждающих данный довод, материалы дела не содержат.
Оценивая доводы стороны истца об уважительности причин образования задолженности, представитель ссылалась на разногласия, возникшие между потребителем и КГУП «Примтеплоэнерго», однако первоначально приостановление денежной компенсации было обусловлено наличием задолженности Кравченко В.М. перед ПАО «ДЭК». Между тем, данную задолженность истец не оспаривал, о причинах ее возникновения не сообщил, впоследствии долг погасил в добровольном порядке, в связи с чем у суда не имеется оснований полагать, что задолженность по оплате электроэнергии образовалась при наличии уважительных причин.
При этом разногласия, возникшие между Кравченко В.М. и КГУП «Примтеплоэнерго», не могут быть расценены судом в качестве уважительности причин образования задолженности по оплате за отопления. С учетом того, что законность начислений истцом в установленном порядке не оспорена и необоснованной не признана, а его требования по исключению спорной задолженности оставлены вышестоящими судебными инстанциями без удовлетворения, факт неоплаты коммунальных услуг только вследствие несогласия с размером начислений сам по себе не является уважительной причиной образования долга.
Ссылок на иные причины, послужившие основанием для возникновения задолженности, представителем истца не приведено, сведений о тяжелом материальном положении истца не представлено.
Как следует из п. 2.3 Порядка и условий предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края, утвержденного Постановлением Губернатора Приморского края от 16.07.2008 № 63-пг, назначение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилых помещений и коммунальных услуг осуществляется на основании заявлений в письменной форме.
Учитывая заявительный характер обращений лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, 18.12.2019 отделом по Находкинскому городскому округу Департамента труда и социального Приморского края представителю Кравченко В.М. – Кравченко В.А. было разъяснено, что для возобновления ежемесячной денежной выплаты истцу необходимо обратиться с заявлением в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», предоставив документы, в том числе, документов, подтверждающих отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Между тем, истец с заявлениями о возобновлении денежной компенсации с документами, подтверждающими отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в уполномоченный орган не обращался.
С 01.01.2022 вступили в силу изменения пункта 1.4 Порядка. Согласно действующей редакции, меры социальной поддержки по оплате жилых помещений, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не предоставляются заявителям при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт, которая образовалась за период не более чем три последних года.
С учетом того, что судебной задолженности по состоянию на 01.01.2022 у истца не имелось, решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от 17.02.2022 Кравченко В.М. возобновлено предоставление ежемесячной денежной выплаты на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с 01.01.2022.
Таким образом, суд не усматривает в действиях ответчиков нарушений, которые повлекли нарушение прав истца, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Кравченко Владимира Макаровича к Министерству труда и социальной политики Приморского края, КГУП «Примтеплоэнерго» в лице Находкинского филиала, ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Находкинский городской суд Приморского края.
Судья М.А. Чернова
решение в мотивированном виде
принято 26.09.2022