№33a-4655/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 02 августа 2018 г.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Морозовой С.Г.,
судей Астапенко С.А., Осоцкого А.И.,
при секретаре Епифанцевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 03 апреля 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, филиалу Федерального государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области об оспаривании действий должностного лица,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., объяснения представителя административного истца по доверенности ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителей Росреестра ФИО3, ФИО4, поддержавших доводы возражений по апелляционной жалобе и полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
ФИО1 B.C. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра по Ленинградской области), указав, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к административному ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете изменений данного объекта недвижимости, представив все необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФЕБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области принято решение N 47/17-109790 об отказе в учете изменений земельного участка истца на том основании, что граница уточняемого земельного участка с кадастровым номером № пересекает границу земельного участка с кадастровым №, относящегося к землям лесного фонда (л.д.5-6,т.1).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 03 апреля 2018 в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано (л.д.90-102,т.1).
Определением от 17 мая 2018 года в указанном решении исправлены описки по инициативе суда, в части изложения наименования закона в мотивировочной части решения (л.д.233, т.1).
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также не соглашаясь с оценкой доказательств, данных в решении суда (л.д.240,т.1).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо ЛОГКУ «Управление лесами Ленинградской области», будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщали, ходатайств об отложении не заявляли.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что на основании Решения исполкома Селезневского сельского Совета народных депутатов Выборгского района Ленинградской области от 16.04.1991 N95 ФИО1 B.C. является собственником земельного участка площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель – не установлена, вид разрешенного использования - под возводимое строение, расположенного по адресу: <адрес>. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Право собственности административного истца на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ В феврале 2017 года с целью уточнения границ собственного участка административный истец обратился к кадастровому инженеру ФИО8 (договор на выполнение кадастровых работ N17/16/2 от ДД.ММ.ГГГГ) за составлением межевого плана и последующей постановкой участка на кадастровый учет, в соответствии с уточненным местоположением границ.
После подачи, подготовленных материалов межевания в кадастровую палату административным истцом было получено решение Управление Росреестра по Ленинградской области от 11.08.2017 № о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта№, в связи с тем, что границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером № пересекают границы земельного участка с кадастровым номером №, относящиеся к категории земель – земли лесного фонда, а затем оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ N № об отказе в учете изменений объекта недвижимости на основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" в связи с истечением срока приостановлении государственной регистрации и не поступлением документов, необходимых дня государственной регистрации. В качестве причины такого отказа значилось следующее - «границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером №, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка с кадастровым номером №».
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером № относится к землям лесного фонда.
Земельные участки, относящиеся к категории земель лесного фонда, в силу прямого указания закона является собственностью Российской Федерации.
Из Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736, следует, что Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Таких образом, Федеральное агентство лесного хозяйства является органом, осуществляющим от лица органов государственной власти РФ полномочия по установлению границ лесничеств.
Названный орган к участию в деле судом первой инстанции не привлечен.
В соответствии со ст. 23, ст. 101 ЗК РФ, ст. 82 Лесного кодекса РФ отчуждение земельных участков лесного фонда и его регистрация производится только по согласованию с органом государственной власти субъекта РФ в области лесных отношений, каковым является Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, о лесных участках.
Пунктом 9 статьи 91 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, в настоящее время действующим законодательством установлены процедура (административный порядок) и основания внесения изменений в документированную информацию государственного лесного реестра, в том числе в случае наличия разночтений в данных государственного лесного реестра и натурных (фактических) характеристиках лесных участков.
Согласно Постановления Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 N 341 (ред. от 20.11.2017) "Об утверждении Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Ленинградской области отнесено к полномочию Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, который является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области.
Однако из материалов дела следует, что вышеуказанные компетентные органы судом к участию в деле также привлечены не были.
Разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, в том числе о вступлении в административное дело заинтересованных лиц, входит в состав действий сторон и суда, совершаемых при подготовке административного дела к судебному разбирательству (пункт 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При этом пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает в качестве одного из принципов административного судопроизводства состязательность и равноправие сторон при активной роли суда.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в том числе в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение и суд апелляционной инстанции не вправе предрешить существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции, доводы апелляционной жалобы не подлежат оценке.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, разрешить вопрос о вступлении в дело надлежащих административных ответчиков (заинтересованных лиц) и по результатам судебного разбирательства вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 03 апреля 2018 года отменить.
Материалы административного дела по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, филиалу Федерального государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области об оспаривании действий должностного лица направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий:
Судьи:
Судья ФИО9