Решение по делу № 2-14/2024 (2-604/2023;) от 10.11.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Куйтун 12 апреля 2024 г.

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Журовой А.А.,

с участием помощника прокурора Куйтунского района Зыкова К.А., истцов Молчановой Л.М., Иванькина Д.А., Соловьевой О.В., Серяковой А.Г.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-14/2024 по искам и.о. прокурора Куйтунского района в интересах Молчановой Л. М., Иванькина Д. А., Соловьевой О. В., Серяковой А. Г. к ООО «РТ-НЭО Иркутск» об обязании произвести перерасчет платы за обращение с твердыми коммунальными отходами,

у с т а н о в и л:

В обоснование иска указано, что в прокуратуру Куйтунского района поступили обращения Молчановой Л.М., Иванькина Д.А., Соловьевой О.В., Серяковой А.Г. о нарушении их прав при предоставлении региональным оператором ООО «РТ-НЭО Иркутск» коммунальных услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (далее –ТКО).

По результатам проведенной проверки установлено, что период начисления платы за вывоз ТКО Молчановой Л.М., проживающей по адресу: <адрес>, р.<адрес>, по лицевому счету исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой ООО «РТ-НЭО Иркутск» № БПСТ5575/23и от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, согласно информации администрации Куйтунского городского поселения от 26.10.2023 № 1678, место накопления ТКО за жилым помещением, расположенным по адресу: р.<адрес>, закреплено в соответствии с постановлением администрации Куйтунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ . Также согласно информации администрации Куйтунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , контейнерная площадка для твердых коммунальных отходов по ул. Фрунзе была установлена ДД.ММ.ГГГГ, до этого времени место (площадка) накопления ТКО по указанному адресу отсутствовала, что также свидетельствует об отсутствии возможности оказывать услугу по вывозу ТКО. Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ место накопления ТКО для жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес> определено не было.

Период начисления платы за вывоз ТКО Иванькину Д.А., проживающему по адресу: <адрес>, р.<адрес>, по лицевому счету исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой о состоянии расчетов (задолженности) лицевого счета ООО «РТ-НЭО Иркутск» № БПСТ от ДД.ММ.ГГГГ, а также информацией ООО «РТ-НЭО Иркутск» № БПСТ31706/23 от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, согласно информации администрации Куйтунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , место накопления ТКО за жилым помещением, расположенным по адресу: р.<адрес>, закреплено в соответствии с постановлением администрации Куйтунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ -<адрес> образом, до ДД.ММ.ГГГГ место накопления ТКО для жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, определено не было.

Период начисления платы за вывоз ТКО Соловьевой О.В., проживающей по адресу: <адрес>, р.<адрес>А, <адрес>, по лицевому счету исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой ООО «РТ-НЭО Иркутск» № БПСТ от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, согласно информации администрации Куйтунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ место накопления ТКО за жилым помещением, расположенным по адресу: р.<адрес>А, закреплено в соответствии с постановлением администрации Куйтунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , что свидетельствует об отсутствии возможности оказывать услугу по вывозу ТКО. Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ место накопления ТКО для жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>А, <адрес>, определено не было.

Период начисления платы за вывоз ТКО Серяковой А.Г., проживающей по адресу: <адрес>, р.<адрес>, по лицевому счету исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается информацией ООО «РТ-НЭО Иркутск» № БПСТ2136/23и от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, согласно информации администрации Куйтунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , место накопления ТКО за жилым помещением, расположенным по адресу: р.<адрес>, закреплено в соответствии с постановлением администрации Куйтунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , что свидетельствует об отсутствии возможности оказывать услугу по вывозу ТКО. Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ место накопления ТКО для жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, определено не было.

Между тем, место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО. При названных обстоятельствах, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в установленном порядке не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.

Исходя из этого, начисление платы за оказание услуг по вывозу ТКО:

в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ потребителю, проживающему по адресу: <адрес>, р.<адрес>,

в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ потребителю, проживающему по адресу: <адрес>, р.<адрес>,

в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ потребителю, проживающему по адресу: <адрес>, р.<адрес>А, <адрес>,

в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ потребителю, проживающему по адресу: <адрес>, р.<адрес>, неправомерно ввиду отсутствия договорных отношений между региональным оператором и потребителем.

Исходя из отсутствия указанных жилых помещений в реестре мест (площадок) накопления ТКО, ООО «РТ-НЭО Иркутск» не могло оказывать услуги по вывозу ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, поскольку утверждаемые органом местного самоуправления схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и соответствующие реестры являются непосредственными источниками информации для формирования территориальной схемы обращения с ТКО. В связи с этим, услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством. Доказательства оказания услуг в спорный период ответчиком также не представлены.

Просил обязать общество с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» произвести перерасчет платы за обращение с ТКО:

по лицевому счету в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, исключив из расчета задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом фактического оказания услуг;

по лицевому счету в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, исключив из расчета задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом фактического оказания услуг;

по лицевому счету в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>А, <адрес>, исключив из расчета задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом фактического оказания услуг;

по лицевому счету в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, исключив из расчета задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом фактического оказания услуг.

Протокольными определениями от 27 декабря 2023 года и определением судьи от 23 января 2024 года дела по искам и.о. прокурора Куйтунского района в интересах Молчановой Л.М., Иванькина Д.А., Соловьевой О.В., Серяковой А.Г. к ООО «РТ-НЭО Иркутск» об обязании произвести перерасчет платы за обращение с твердыми коммунальными отходами были соединены в одно производство.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области.

Представитель истца помощник прокурора <адрес> Зыков К.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Истцы Молчанова Л.М., Иванькин Д.А., Соловьева О.В., Серякова А.Г. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика ООО "РТ-НЭО Иркутск" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом уведомлен надлежащим образом. В письменных возражениях представитель ответчика по доверенности Стерликова Н.В. по доверенности указала, что с ДД.ММ.ГГГГ Региональный оператор организовал вывоз ТКО с контейнерных площадок, оборудованных па территории р.<адрес>. Вывоз ТКО с территории муниципального образования р.<адрес> осуществляется в соответствии с нормами СанПиН 42-128-4690-88, ДД.ММ.ГГГГ-21. Таким образом, ООО "РТ-НЭО Иркутск" услуги по обращению с ТКО оказывает всем жителям р.п. Куйтуп Куйтупского района в полном объеме.

Абсолютно все физические и юридические лица являются источниками образования отходов. Согласно действующему законодательству РФ, все потребители обязаны осуществлять складирование ТКО только на специально оборудованных площадках (п.1 ст. 13.4 Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"), а также п.9 постановления Правительства № 1156).Таким образом, все потребители обеспечивают складирование ТКО в мусоросборники, имеющиеся в населенном пункте.

В обязанности регионального оператора не входит обустройство контейнерных площадок и определения мест (площадок) накопления ТКО. Данная обязанность в силу ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 и 13 Закона № 89-ФЗ возложена на администрацию муниципального образования. В обязанность регионального оператора входит погрузка и вывоз ТКО с мест (площадок) накопления ТКО, включенных в реестр мест (площадок) накопления ТКО.

При отсутствии в реестре контейнерных площадок мест накоплении ТКО информации об источниках образования ТКО потребители вправе пользоваться любой контейнерной площадкой, находящейся в собственности муниципального образования. Сам по себе факт расположения контейнеров на расстоянии более 100 м от жилого дома не может служить основанием для освобождения собственника индивидуального жилого дома от оплаты коммунальной услуги.

Таким образом, при наличии фактической возможности осуществлять складирование ТКО на указанных контейнерных площадках, а также на любых других в пределах муниципального образования расстояние до места накопления ТКО правового значения не имеет.

Истцами не представлены доказательства, свидетельствующие о самостоятельной утилизации ТКО, в том числе данных о заключении договоров утилизации ТКО с иной специализированной организацией, отказа от исполнении договора па оказание услуг, обращения с заявлением к ответчику о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю.

Вместе с тем, ответчик доказал факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всем без исключения жителям территории, куда входит территория домовладений истцов.

В силу закона собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. Оснований для освобождения истцов от обязанности оплаты услуг ответчика по вывозу ТКО при отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации ТКО истцом способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, а также неиспользования установленных контейнеров па территории р.п. Куйтуп, по делу не предоставлено, при этом отсутствие заключенного между истцом и ответчиком договора в письменной форме договора не исключает обязанность потребителя оплатить услугу, которой он пользуется. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, Татуев Е.А. в письменном отзыве указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время между Молчановой Л.М., проживающей по адресу: <адрес>, р.<адрес>; Иванькиным Д.А., проживающим по адресу: <адрес>, р.<адрес>; Соловьевой О.В., проживающей по адресу: <адрес>, р.<адрес>А, <адрес>; Серяковой А.Г., проживающей по адресу: <адрес>, р.<адрес>, и ООО «РТ-НЭО Иркутск» договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях Типового договора не заключался.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО, размещенный на сайте ООО «РТ-НЭО Иркутск» и опубликованный в газете «Областная» от ДД.ММ.ГГГГ (1902), не соответствуют Форме типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, которая утверждена пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . В договорах на оказание услуг по обращению с ТКО, размещенном на сайте ООО «РТ-НЭО Иркутск» и опубликованном в газете «Областная» от ДД.ММ.ГГГГ (1902), отсутствует (не содержит) всех сведений о способах складирования ТКО.

Вместе с тем, ООО «РТ-НЭО Иркутск», являясь региональным оператором в Иркутской области (Зона 2 -Юг), размещая договоры на оказание услуг по обращению с ТКО на своем сайте и публикуя их в газете «Областная», не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами № 1156 (статья 5, пункт 2 статьи 24.6 Закона об отходах).

В пункте 10 указанных правил определены возможные способы складирования ТКО потребителями, в частности, в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Следовательно, ООО «РТ-НЭО Иркутск» произвольно исключило право потребителей коммунальной услуги на складирование ТКО в пакеты или другие емкости (с указанием какие), предоставляемых региональным оператором.

Произвольное изменение ООО «РТ-НЭО Иркутск» условий пункта 3 Формы типового договора привело к тому, услуга по обращению с ТКО на условиях типового договора гражданам не оказывалась до 10.11.2021 и 08.08.2022, так и до настоящего времени не оказывается, что повлекло ухудшение их положения в части взымания с них стоимости услуг по обращению с ТКО при отсутствии доказательств предоставления такой услуги, в том числе из-за отсутствия до 10.11.2021 и 08.08.2022 мест накопления ТКО и отсутствия факта оказания коммунальной услуги гражданам посредством альтернативного сбора ТКО - в пакеты, предоставляемых региональным оператором.

Согласно статье 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).

Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 (далее - Правила № 1130).

В соответствии с пунктом 5 Правил №1130 территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

При этом раздел «Места накопления отходов» содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестрами мест (площадок) накопления ТКО, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 названных правил).

Согласно подпункту «а» пункта 12 Правил № 1130 раздел «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.

По пункту 10 статьи 24.6 Федерального закона №89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Из приведенных положений следует, что услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.

Кроме того, сведения, отраженные в территориальной схеме обращения с отходами, учитываются при установлении предельных тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО (пункт 2 статьи 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ).

Осуществляя сбор, транспортирование, переработку, захоронение, утилизацию и размещение ТКО в соответствии с территориальной схемой, региональный оператор обеспечивает надлежащее оказание услуги по обращению с такими отходами и получает за это соразмерную плату, возмещающую ему расходы, сопряженные с оказанием услуги, и приносящую нормативную прибыль.

По информации, предоставленной администрацией Куйтунского городского поселения от 26.10.2023 № 1678, место накопления ТКО за жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, р.<адрес>, закреплено в соответствии с постановлением администрации Куйтунского городского поселения от 10.11.2021 № 532.

Место накопления ТКО за жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, р.<адрес>, закреплено в соответствии с постановлением администрации Куйтунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ -п.

Место накопления ТКО за жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, р.<адрес> А, закреплено в соответствии с постановлением администрации Куйтунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ .

Место накопления ТКО за жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, р.<адрес>, закреплено в соответствии с постановлением администрации Куйтунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ .

Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО. При названных обстоятельствах, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Правил № 1156, не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным, а услуга оказанной.

В случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказать факт реального оказания услуг собственнику ТКО. При отсутствии договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанного сторонами в виде единого документа, место накопления ТКО, предназначенное для конкретного источника образования отходов, определяется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Таким образом, исковые требования прокурора, заявленные в интересах граждан, основаны на законе и направлены на восстановление их прав, и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Молчанова Л.М. является владельцем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>.

Согласно ответу администрации Куйтунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, места накопления ТКО, в том числе за жилым домом по адресу р.<адрес>, закреплены в соответствии с постановлением администрации Куйтунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за площадкой ТКО по адресу: <адрес>, р.<адрес> «А». С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением администрации Куйтунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ -п за жилым домом по адресу р.<адрес> закреплены площадки ТКО по адресу: <адрес>, р.<адрес> «а» и <адрес> «а» в связи со строительством новых контейнерных площадок для ТКО.

Исходя из справки ООО «РТ-НЭО Иркутск» № БПСТ5575/23и от ДД.ММ.ГГГГ, задолженность Молчановой Л.М. на ДД.ММ.ГГГГ за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами составляет 5559 рубля 07 копеек, в том числе пеня.

Установлено, что Иванькин Д.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес> владельцем жилого дома по данному адресу.

Согласно ответу администрации Куйтунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, место накопления ТКО за жилым домом, расположенным по адресу: р.<адрес> закреплено в соответствии с Постановлением администрации Куйтунского городского поселения от 08.08.2022 №418-п за площадкой ТКО по адресу: <адрес>, р.<адрес> «а».

Исходя из финансового лицевого счета на ДД.ММ.ГГГГ задолженность Иванькина Д.А. за обращение с твердыми коммунальными отходами, слагаемая из ежемесячных начислений, составляет 10473 рубля 30 копеек, в том числе пеня в размере 4395 рублей 93 копеек.

Установлено, что Соловьева О.В. является владельцем жилого помещения по адресу: <адрес>, р.<адрес>А, <адрес>.

Согласно информации администрации Куйтунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , место накопления ТКО за жилым помещением, расположенным по адресу: р.<адрес>А, закреплено в соответствии с постановлением администрации Куйтунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ .

Установлено, что Серякова А.Г. является владельцем жилого помещения по адресу: <адрес>, р.<адрес>.

Согласно информации администрации Куйтунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , место накопления ТКО за жилым помещением, расположенным по адресу: р.<адрес>, закреплено в соответствии с постановлением администрации Куйтунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ .

Из материалов дела следует, что период начисления платы за вывоз ТКО Молчановой Л.М., Иванькина Д.А., Соловьевой О.В., Серяковой А.Г. исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ.

Спорными периодами являются: с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (Молчанова Л.М.), с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (Иванькин Д.А.), с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (Соловьева О.В.), с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (Серякова А.Г.).

В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из действий участников жилищных отношений, которые, хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон) закреплено, что граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В силу ст.ст. 2, 11 Закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению и транспортированию, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг по обращению с ТКО может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Общество с ограниченной ответственностью «РТ - НЭО Иркутск» (далее - ООО «РТ - НЭО Иркутск») является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2 – Юг).

ООО «РТ - НЭО Иркутск» оказывается услуга по обращению с ТКО на территории Куйтунского района Иркутской области.

Частью 1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами), утвержден порядок осуществлении сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В ходе рассмотрения дела установлено, что между истцами и ответчиком не заключен договор на обращение с ТКО в письменном виде.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Требования искового заявления основаны на том, что места накопления ТКО за жилыми помещениями истцов закреплены не с даты установки контейнерных площадок на территории р.п.Куйтун (01.01.2020), что подтверждается соответствующей информацией администрации Куйтунского городского поселения, а также постановлением администрации Куйтунского городского поселения от 10.11.2021 № 532 и постановлением администрации Куйтунского городского поселения от 08.08.2022 № 418-п.

В соответствии с п.14 "Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023), в случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.    

Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ место накопления ТКО является одним из существенных условий договора оказания услуг по обращению с ТКО.

Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. При этом региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, договор оказания услуг по обращению с ТКО в виде единого документа между региональным оператором и истцами не подписан.

В силу пункта 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Согласно пункту 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами должна включать в том числе:

- данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);

- данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 Правил N 1130 раздел "Места накопления отходов" территориальной схемы обращения с отходами содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестрами мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно пункту 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункту 15 Правил N 1039 реестр мест накопления ТКО включает данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, а также данные о собственниках таких площадок и источниках образования ТКО.

Из приведенных положений следует, что при отсутствии договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанного сторонами в виде единого документа, место накопления ТКО, предназначенное для конкретного источника образования отходов, определяется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.

В случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказывать факт реального оказания услуг собственнику ТКО. Поскольку доказательств оказания услуг потребителю региональным оператором представлено не было, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования и.о. прокурора Куйтунского района в интересах Молчановой Л. М., Иванькина Д. А., Соловьевой О. В., Серяковой А. Г. к ООО «РТ-НЭО Иркутск» об обязании произвести перерасчет платы за обращение с твердыми коммунальными отходами удовлетворить.

Обязать ООО «РТ-НЭО Иркутск» произвести перерасчет платы за обращение с ТКО по лицевому счету в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, исключив из расчета задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом фактического оказания услуг.

Обязать ООО «РТ-НЭО Иркутск» произвести перерасчет платы за обращение с ТКО по лицевому счету в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, исключив из расчета задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом фактического оказания услуг.

Обязать ООО «РТ-НЭО Иркутск» произвести перерасчет платы за обращение с ТКО по лицевому счету в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>А, <адрес>, исключив из расчета задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом фактического оказания услуг.

Обязать ООО «РТ-НЭО Иркутск» произвести перерасчет платы за обращение с ТКО по лицевому счету в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, исключив из расчета задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом фактического оказания услуг.

Взыскать с ООО «РТ-НЭО Иркутск» государственную пошлину в бюджет в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.

Судья Степаненко В.П.

2-14/2024 (2-604/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соловьева Ольга Васильевна
Серякова Анна Георгиевна
Иванькин Дмитрий Андреевич
Молчанова Людмила Михайловна
и.о. прокурора Куйтунского района в защиту интересов Молчановой Людмилы Ивановны
Ответчики
ООО "РТ-НЭО Иркутск"
Другие
Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области
Суд
Куйтунский районный суд Иркутской области
Судья
Степаненко Владимир Павлович
Дело на сайте суда
kuytunsky.irk.sudrf.ru
10.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2023Передача материалов судье
13.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2023Судебное заседание
06.12.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
16.01.2024Судебное заседание
13.02.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
12.04.2024Судебное заседание
22.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее