Гр. дело № 2-931/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 ноября 2018 года г. Зеленоградск
Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области
Сайбель В.В.,
при секретаре Божинской А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области
гражданское дело по иску администрации МО «Зеленоградский городской округ» к Фролову Сергею Николаевичу, администрации МО «Ковровское сельское поселение» о признании договора аренды земельного участка недействительным
установил:
Администрация МО «Зеленоградский городской округ» обратилась в суд с иском к Фролову С.Н., администрации МО «Ковровское сельское поселение» о признании договора аренды земельного участка недействительным.
В обоснование заявленных требований указали, что 20.10.2015 между администрацией МО «Ковровское сельское поселение» и Фроловым С.Н. был заключен договор № 93/15 аренды земельного участка с КН №, площадью 1000 кв.м, расположенного в <адрес>, с разрешенным использованием - малоэтажная жилая застройка.
Основанием предоставления в аренду вышеуказанного земельного участка послужило постановление администрации МО «Ковровское сельское поселение» № 728 от 20.10.2015, в соответствии с которым земельный участок был предоставлен на основании заявления № 1156-а от 22.09.2015. Так же в постановлении указано, что он предоставлен на основании ст. ст. 39.6 и 39.18 ЗК РФ, а так же отсутствие заявлений иных граждан по истечении 30 дней со дня опубликования извещения в газете «Волна» от 18.07.2015 за № 55 (8909) о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка. Считают, что указанный договор аренды земельного участка заключен незаконно, поскольку администрация поселения при предоставлении земельного участка грубо нарушила процедуру предоставления земельного участка, а именно в нарушении п. 1 ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ не разместила информацию о предоставлении указанного земельного участка на официальном сайте (www.torgi.gov.ru), а так же на официальном сайте уполномоченного органа в сети «Интернет», что повлекло нарушение прав муниципального образования в части получения денежных средств от возможной продажи земельного участка. Поэтому полагает, что данная сделка является недействительной ничтожной, нарушающей требования закона и при этом посягающая на публичные интересы. Просили признать недействительным договор №93/15 аренды земельного участка КН №, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием «малоэтажная жилая застройка», заключенный между администрацией МО «Ковровское сельское поселение» и Фроловым С.Н. и применить последствия недействительной ничтожной сделки, предусмотренные ч.1 ст. 167 ГК РФ.
Представитель истца администрации МО «Зеленоградский городской округ» в судебное заседание не явился, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, требования поддержали.
Ответчик Фролов С.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил.
Ранее в предварительном судебном заседании Фролов С.Н. пояснил, что земельный участок взял под садоводство, указал так же, что в настоящее время он ему не нужен.
Ответчик администрация МО «Ковровское сельское поселение» находится в стадии ликвидации, представителя в суд не направили.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 20.10.2015 на основании заявления Фролова С.Н. от 22.09.2015 постановлением Главы МО «Ковровское сельское поселение» за № 728 было уточнено разрешенное использование земельного участка с КН № постановлено считать его «приусадебный участок личного подсобного хозяйства» код 2.2, и данный земельный участок был предоставлен Фролову С.Н. в аренду сроком на двадцать лет.
В этот же день между администрацией МО «Ковровское сельское поселение» и Фроловым С.Н. был заключен договор № 93\15 аренды земельного участка с КН №, расположенный в <адрес>, с разрешенным использованием – малоэтажная жилая застройка, который был зарегистрирован в установленном законом порядке 18.11.2015.
Сведения о сформированном земельном участке с КН №, с разрешенным использованием -«приусадебный участок личного подсобного хозяйства» - были внесены в государственный кадастр недвижимости 14.09.2015 года, что подтверждается сведениями об основных характеристиках объекта недвижимости.
Согласно ч. 2 ст. 11 ЗК Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, и вступивший в силу с 01.03.2015 (ст.35), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Согласно части 3 той же статьи, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Правила землепользования и застройки в МО «Ковровское сельское поселение» были утверждены Решением Поселкового Совета депутатов МО «Ковровское сельское поселение» № 49 от 24.12.2012 г.
В соответствии с п.15 ч.2 ст. 39.6 ЗК Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст. 39.18 ЗК Российской Федерации, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 (ред. от 30.11.2015) "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.
В соответствии с п.2 Регламента официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru, утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 03.06.2015 N 195, к информации, размещаемой на официальном сайте торгов, относится информация, предусмотренная статьями 39.11 - 39.13 и 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что соответствующее извещение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения – в газете «Волна» и на официальном сайте уполномоченного органа – администрации МО «Ковровское сельское поселение» было размещено.
При этом в нарушение ч.1 ст. 39.18 ЗК Российской Федерации администрация МО «Ковровское сельское поселение» не разместила извещение о предоставлении земельного участка на официальном сайте www.torgi.gov.ru.
По смыслу ч.5 ст. 39.18, ч.6 ст. 39.18 ЗК Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, что в то же время является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов.
На основании закона Калининградской области от 27.04.2015 N 420 (ред. от 04.09.2015) "Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования "Зеленоградский район", и организации местного самоуправления на объединенной территории", территория МО "Ковровское сельское поселение" была объединена с территориями других муниципальных образований без изменения границ общей территории муниципального образования "Зеленоградский район". В результате чего с 1 января 2016 года полномочия органов местного самоуправления прекращены, МО "Ковровское сельское поселение" утратило статус муниципального образования, вошло в состав МО "Зеленоградский район", который наделен статусом городского округа («Зеленоградский городской округ») (ст. 1).
Таким образом, полномочия по управлению и распоряжению, в том числе, спорным земельным участком перешли к администрации МО «Зеленоградский городской округ» с 01.01.2016 г.
В соответствии п. 1 ст. 166 Гражданского Кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со ст. 168 ГК Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Применительно к статьям 166 и 168 ГК Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, окружающей природной среды (п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского Кодекса РФ»).
Норма закона, обязывающая администрацию муниципального
образования публиковать сведения о предоставлении земельного участка на
официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обусловлена публичными интересами, преследующими цель обеспечения доступа к соответствующей информации неограниченного круга лиц. Такое законодательное регулирование указанных отношений предполагает обязательность их исполнения. В этой связи, использование для публикации сведений о предоставлении земельного участка только местного информационного источника общественно-политической газеты Зеленоградского района Калининградской области «Волна», имеющего ограниченный режим распространения, и официального сайта администрации МО «Ковровское сельское поселение» является ограничением доступа к данной информации неограниченного круга лиц, что в свою очередь ведет к нарушению публичности гражданско-правового оборота в сфере земельных правоотношений.
Нарушение требования публичности, связанного с не доведением информации о предоставлении земельного участка до всех потенциально заинтересованных в этом лиц является прямым невыполнением требований закона.
Учитывая, что оспариваемая истцом сделка была совершена в нарушение закона и публичных интересов, она считается ничтожной.
В силу требований ч.3 ст. 166 ГК Российской Федерации, требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. По смыслу приведенной нормы права с такими требованиями могут обратиться лица, имеющие к спорным отношениям материально-правовой интерес, чьи имущественные права и (или) охраняемые законом интересы будут непосредственно восстановлены в результате приведения сторон ничтожной сделки в первоначальное фактическое положение.
Ссылка администрации МО «Зеленоградский городской округ» в исковом заявлении на наличие материально-правового интереса, связанного с получением в бюджет МО денежных средств от возможного выставления земельного участка на торги, представляется суду обоснованной.
Таким образом, исходя из обстоятельств дела и приведенных положений закона, учитывая, что извещение о предоставлении спорного земельного участка надлежащим образом опубликовано не было, а так же с учетом признания иска ответчиком, суд полагает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 144 ГПК Российской Федерации суд считает необходимым, после вступления решения суда в законную силу, в целях исполнения решения суда, отменить принятые определением суда от 28 сентября 2018 года меры по обеспечению иска.
Кроме того, в силу ст. 103 ГПК Российской Федерации с ответчика Фролова С.Н. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 93/15 ░░ 20 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ №, ░░░░░░░░ 1000 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ № ░░░░░░░░ 1000 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░».
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 93/15 ░░ 20.10.2015 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ № ░░░░░░░░ 1000 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░