Председательствующий: Захарова А.А.
Дело № 33 – 3410/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
Председательствующего Капустиной Т.М.,
судей Карповой В.Н., Прониной А.В.,
при секретаре Немкове С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 26 ноября 2015 года
апелляционную жалобу истцов Четкина П.А., Четкиной О.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Четкиной Д.П., на решение Бейского районного суда от 11 сентября 2015 года, которым отказано в удовлетворении их иска к администрации Бейского района Республики Хакасия, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия об установлении факта владения на праве собственности жилым помещением, об обязании включить в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, предоставить меры социальной поддержки в виде предоставления в собственность жилого помещения взамен утраченного.
Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Четкин П.А., Четкина О.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Четкиной Д.П., обратились в суд с иском к администрации Бейского района Республики Хакасия (далее - администрация Бейского района) об обязании включить в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, обязании предоставить меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения на праве собственности взамен утраченного. Требования мотивировали тем, что в результате произошедшей 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия чрезвычайной ситуации – пожара сгорел дом по адресу: <адрес>, в котором они проживали. Сгоревшее жилое помещение было построено за счет средств семьи Четкиных на земельном участке, который в связи регистрацией брака был подарен им матерью Четкина П.А., ФИО6 25 ноября 2011 года, однако документы в установленном порядке оформлены не были, другого жилья они не имеют, а факт их проживания в названном домовладении установлен решением Бейского районного суда от 16 мая 2015 года.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее – Минстрой Хакасии) - третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Хакасия, Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Управление федеральной миграционной службы по Республике Хакасия, администрация Новоенисейского сельсовета, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, ГУП РХ «УТИ».
В судебном заседании представитель истца Четкиной О.А. – Стасюк М.О. заявленные требования уточнила, просила установить факт владения на праве собственности жилым помещением за истцами, обязать включить их в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования Бейский район Республики Хакасия, обязать предоставить на праве собственности жилое помещение, общей площадью 33 кв.м, взамен утраченного.
Дело рассмотрено в отсутствие истцов Четкина П.А., Четкиной О.А., представителей ответчиков Минстроя Хакасии и администрации Бейского района, а также третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Республики Хакасия, Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, Управления федеральной миграционной службы России по Республике Хакасия, администрации Новоенисейского сельсовета, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, ГУП РХ «УТИ», ГКУ РХ «УСПН Бейского района».
Суд постановил вышеприведенное решение, с которым не согласны истцы Четкин П.А., Четкина О.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Четкиной Д.П.
В апелляционной жалобе они просят решение суда отменить и принять новое, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Приводя обстоятельства дела и анализируя ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пп. «а» п. 4 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года № 429, п. 3 и п. 19 Порядка реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2015 года № 241, ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, настаивают на том, что имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, поскольку они постоянно проживали в утраченном жилом помещении. Данный факт установлен решением Бейского районного суда от 16 мая 2015 года, в связи с чем, по их мнению, вывод суда о том, что истцы не являются членами семьи собственника утраченного жилого помещения, является ошибочным. Отмечают, что проживают в настоящий момент в жилом помещении, общая площадь которого на каждого проживающего менее учетной нормы. При этом наличие жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>1, не является основанием для отказа в предоставлении названных мер социальной поддержки, так как они проживают в нем вынужденно и на каждого проживающего приходится менее учетной нормы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с абз. 7 п. 1 и п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу абз. 7 ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Закона Республики Хакасия от 17 ноября 1998 года № 43 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Хакасия» граждане Российской Федерации на территории Республики Хакасия имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации на территории Республики Хакасия в соответствии с частью первой статьи 17 указанного Закона Республики Хакасия от 17 ноября 1998 года № 43, устанавливаются Правительством Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года № 429 (ред. от 16 июля 2015 года) утвержден объем трансфертов бюджету Республики Хакасия на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территории Республики Хакасия, а также утверждены Правила предоставления указанных трансфертов (далее – Правила).
Согласно пп. «а» п. 4 Правил, трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, чьи права собственности на такие помещения зарегистрированы в установленном порядке, а также гражданам, имеющим документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие жилые помещения, постоянно проживавшим (имеющим постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, либо имеющим другое жилое помещение (долю в жилом помещении), если его площадь менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений или жилых домов в их собственность.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что размер трансфертов в целях осуществления мер поддержки граждан рассчитывается исходя из предоставления гражданам жилья общей площадью по социальной норме в размере 33 кв. метра для одиноких граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи из 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилья, за исключением случаев, когда:
для семьи (вне зависимости от состава членов семьи), занимавшей жилое помещение общей площадью до 33 кв. метров, строится жилой дом общей площадью 33 кв. метра;
для семьи, состоящей из 3 и более человек, занимавшей жилое помещение общей площадью от 42 кв. метров до 54 кв. метров, строится жилой дом общей площадью 54 кв. метра.
К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, находящиеся под опекой (попечительством), находящиеся на воспитании в приемных семьях), родители и усыновители этого гражданина и его внуки, а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина, если они вселены в утраченное жилье гражданином в качестве членов его семьи.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2015 года № 241 утвержден Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия (далее – Порядок).
Согласно п. 3 Порядка предоставление мер поддержки в виде строительства жилых домов взамен утраченных, капитального ремонта поврежденных жилых помещений осуществляется в пределах ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на 2015 год на указанные цели.
В соответствии с пп. «а» п. 4 Порядка меры поддержки предоставляются той же категории граждан, которая указана в пп. «а» п. 4 Правил, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории Республики Хакасия и приобретенного Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории Республики Хакасия и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений или жилых домов в их собственность.
В силу пп. «а» п. 19 Порядка основанием для отказа во включении в списки является несоответствие заявителя (членов семьи) требованиям пунктов 4 - 6 настоящего Порядка.
Как следует из материалов дела, ФИО6 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 9). На данном земельном участке находился жилой дом, права на который в установленном законом порядке оформлены не были (л.д. 41, 67).
Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12 апреля 2015 года № 24-ПП «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Республики Хакасия» с 13.00 часов 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия введен режим чрезвычайной ситуации и установлен региональный уровень реагирования.
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, находилось в границах зоны чрезвычайной ситуации, что следует из распоряжения главы Бейского района от 12 апреля 2015 года № 109-р, и пострадало в результате стихии (л.д. 34, 35, 67).
Сторонами не оспаривалось, что ФИО6 не проживала в указанном домовладении. В жилом помещении, проживали истцы Четкин П.А., Четкина О.А., Четкина Д.П., что подтверждается решением Бейского районного суда от 16 мая 2015 года, (л.д. 70-71).
Как видно из материалов дела, ФИО6 является собственником жилого дома общей площадью 103,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и в котором помимо нее зарегистрированы: ФИО7, ФИО8, Четкин П.А. (л.д. 11-12, 24).
Учитывая, что собственник земельного участка ФИО6 в сгоревшем жилом помещении не проживала, истцы не относятся к членам ее семьи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Четкин П.А. и Четкина О.А. не вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки, и обоснованно отказал в удовлетворении иска.
С учетом установленных обстоятельств по делу не имеет правового значения то, что истцы в настоящее время проживают в жилом помещении, общая площадь которого на каждого проживающего менее учетной нормы.
Доводы жалобы о том, что истцы являются членами семьи собственника утраченного жилого помещения, отклоняются судебной коллегией, поскольку таких доказательств представлено не было. При этом судебная коллегия отмечает, что решение Бейского районного суда Республики Хакасия от 16 мая 2015 года не содержит выводов относительно проживания истцов и ФИО7 как членов одной семьи. Из названного решения усматривается только то, что истцы проживали в сгоревшем доме. Это обстоятельство ни кем не оспаривается.
Иные доводы апелляционной жалобы на законность и обоснованность решения суда не влияют и не могут повлечь его отмену, поскольку направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статьями 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и сводятся, по сути, к несогласию автора жалобы с выводом суда об их достаточности, к иной, нежели у суда, оценке доказательств, фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего оснований судебная коллегия не находит. Само по себе несогласие авторов жалобы с данной оценкой и сделанными на ее основании выводами суда, не свидетельствует о неправильности решения суда.
Таким образом, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Бейского районного суда от 11 сентября 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу истцов Четкина П.А., Четкиной О.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Четкиной Д.П., - без удовлетворения.
Председательствующий Т.М. Капустина
Судьи В.Н. Карпова
А.В. Пронина