Решение по делу № 12-291/2019 от 24.09.2019

дело № 12-291/2019

РЕШЕНИЕ

17 октября 2019 года г. Омск 25 января 2018 года

Судья Советского районного суда г.Омска Ефремова И.В., при секретаре Летучевой В.В., с участием помощника Ивановой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по жалобе представителя АО «ТГК-11» Храмых П.П. на постановление заместителя руководителя Сибирского управления Ростехнадзора Демидович О.А. за №….. от ….. года, которым АО « ТГК№11», ИНН …., юридический адрес: г. Омск, ул. … д. …, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 750 000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Сибирского управления Ростехнадзора Демидович О.А. за №… от …. года, АО «ТГК№11» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 750 000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей.

В жалобе представитель АО «ТГК-11» Храмых П.П. просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указав, что …. года и …. года на опасном производственном объекте «Площадка хранения мазутного топлива СП «ТЭЦ-4» АО «ТГК-11» произошел разлив мазута в результате разгерметизации мазутных баков МБ №3 и МБ № 4. Согласно протоколу по результатам технического расследования причин аварии на мазутных баках МБ №3 и № 4 на СП «ТЭЦ-4» АО «ТГК-11» выявлены грубые нарушения обязательных норм и правил в области соблюдения требований промышленной безопасности, установленные Федеральным законом от …. года № …ФЗ « О промышленной безопасности производственных объектов» иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности. Впоследствии на основании протокола и акта ТР Сибирским управлением Ростехнадзора вынесено обжалуемое постановления от …. года. При этом, при составлении протокола и вынесения оспариваемого постановления вопрос о наличии в действиях общества события административного правонарушения, связанного с возникновением непосредственной угрозы жизни и здоровью людей Сибирским управлением Ростехнадзора не исследовался, надлежащих доказательств в обоснование своей правовой позиции Управлением не представлено. Из хронологии событий по устранению течи в мазутных баках МБ № 3 и МБ № 4 следует, что персонал СП «ТЭЦ-4» АО «ТГК-11» действовал оперативно и слаженно, а также в соответствии с Планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекта «Площадка хранения мазутного топлива СП «ТЭЦ-4» АО «ТГК-11», утвержденным техническим директором СП «ТЭЦ-4». Разлив мазута в момент разгерметизации мазутных баков МБ № 3 и МБ № 4 на СП « ТЭЦ-4» не вышел за границы защитной зоны обвалования, имеющей открытую компоновку и оборудованную системой пожаротушения. Мазут представляет жидкое нефтяное топливо для использования в топочных агрегатах или устройствах. Является малоопасным продуктом по степени воздействия на организм человека, относится к 4-му классу опасности, не обладает способностью образовывать токсичные соединения в воздушной среде и сточных водах в присутствии других веществ или фактором при температуре окружающей среды. Указывают, что учитывая характер разлива (контролируемый) и действия сотрудников по локализации и ликвидации розлива мазута, непосредственная угроза жизни и здоровью людей отсутствовала. Актом расследования установлено, что причиной возникновения аварии резервуара явилось некачественное производство подготовительных и сварочных работ в процессе ремонтных работ на резервуаре при установке по месту ремонтной латки. При этом организация, осуществившая сварочные работы не установлена, участие в расследовании не принимала, в связи с чем утверждение о допущении АО « ТГК-11» разгерметизации мазутного бака МБ № 3 не допустимо. Обоснования выявленных нарушений в качестве грубого, приведшего к непосредственной угрозе жизни и здоровью людей отсутствуют.

Представители АО «ТГК-11» Видякин В.В., Цуканов С.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Представители Сибирского управления Ростехнадзора Кириллов В.В., Скакун И.Н., Грицаенко Е.П. довода жалобы не признали, просили в удовлетворении отказать, указав на законность и обоснованность вынесенного постановления, представив письменные возражения.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

По смыслу примечания к статье 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признание нарушения грубым не требует установления причинно-следственной связи между невыполнением организацией обязательных требований при эксплуатации опасного производственного объекта и причинением вреда жизни и здоровью людей. Невыполнение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта само по себе создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей и наступление необратимых последствий в результате невыполнения этих требований необязательно для квалификации данного нарушения в качестве грубого

Деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

В ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) определено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий; требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В ч. 1 ст. 9 Закон о промышленной безопасности изложены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Материалами дела установлено, что опасный производственный объект «Площадка хранения мазутного топлива структурного подразделения « ТЭЦ4» АО «ТГК-11» расположен в северно-западном промышленном районе г. Омска. Структурное подразделение «ТЭЦ-4» АО «ТГК-11» обеспечивает теплоснабжение промышленных предприятий района, а также теплоснабжение с открытым горячем водозабором жилого сектора Советского административного округа г. Омска.

Опасный производственный объект « Площадка хранения мазутного топлива структурного подразделения «ТЭЦ-4» АО «ТГК-11» зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, рег. …. ….. года 3 класс опасности.

В соответствии с приказом Сибирского управления Ростехнадзора от …. № …. (приказ от …. № …; от …. № ….) была создана комиссия по техническому расследованию причин аварии, на опасном производственном объекте «Площадка хранения мазутного топлива структурного подразделения «ТЭЦ-4» АО «ТГК-11», происшедшей … в СП «ТЭЦ-4» АО «ТГК-11», по адресу г. Омск, ул. …., д. …..

В рамках технического расследования причин аварии, произошедшей …. на мазутном баке (МБ № 3) …., ст. № 3 в СП «ТЭЦ-4» АО «ТГК-11», комиссия выявила аварийную ситуацию, произошедшую …. в 04:00 (МСК) на мазутном баке (МБ № 4) РВС-2000 ст. № 4, также входящем в состав опасного производственного объекта «Площадка хранения мазутного топлива СП «ТЭЦ-4» АО «ТГК-11».

По результатам расследования комиссией составлен акт технического расследования причин аварии от …., определены технические, организационные и прочие причины аварии, дано заключение о лицах ответственных за допущенные нарушения требований промышленной безопасности.

Судом установлено, что на опасном производственном объекте «Площадка хранения мазутного топлива структурного подразделения «ТЭЦ-4» АО “ТГК-11”», осуществляется деятельность в области промышленной безопасности с грубыми нарушениями обязательных требований промышленной безопасности, а именно:

-Допущена разгерметизация мазутного бака МБ № 3, РВС-2000 ст. № 3 в результате потери герметичности (трещины) сварочного шва «латки» размером 900 ? 570, вследствие некачественно проведенного ремонта (нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 3.16, 4.7.15, 5.1.10 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от … № 96, зарег. в Минюсте России …. № ….).

-Отсутствует (не определен) порядок организации и проведения работ по ремонту оборудования и сооружений мазутных хозяйств АО «ТГК-11» в нормативно-технических документах, эксплуатирующей организации (нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 11.11, 11.9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96, зарег. в Минюсте России 16.04.2013 № 28138).

-Отсутствует (не определен) порядок организации и проведения работ по техническому обслуживанию оборудования и сооружений мазутных хозяйств АО «ТГК-11» в технических документах эксплуатирующей организации с учетом обязательных требований промышленной безопасности (нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 4.2, 4.3. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.11.2016 № 461, зарег. в Минюсте России 30.11.2016 № 44503).

-Отсутствуют технические документы, разработанные и утвержденные эксплуатирующей организацией определяющие порядок организации и проведения работ по техническому диагностированию оборудования и сооружений мазутных хозяйств АО «ТГК-11» (нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от … № ….; п. 2.5.38 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от …. № …, зарег. в Минюсте России …. № ….; п. 11.9, 11.10 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от … № …., зарег. в Минюсте России …. № ….).

-Неудовлетворительная организация работ по аттестации работников АО «ТГК-11», выразившаяся в отсутствии аттестации руководителя - генерального директора АО «ТГК-11» В.И. Полочанского по общим требованиям промышленной безопасности, установленными федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации (нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ.).

-Неудовлетворительная организация работ по аттестации работников АО «ТГК-11», выразившаяся в отсутствии аттестации специалистов АО «ТГК-11»: заместителя технического директора (ремонт) Серикова А.Г., начальника отдела производственного контроля и охраны труда Цуканова С.В., по общим требованиям промышленной безопасности, установленными федеральными законами и иными нормативно - правовыми актами Российской Федерации и в объеме их должностных обязанностей (нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ).

-Допущена разгерметизация мазутного бака МБ № 4, РВС-2000 ст. № 4 в результате разрушения основного металла и металла уторного шва вследствие их 100 % коррозионного повреждения общей площадью 0,9м. ( нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 3.16, 5.1.10 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96, зарег. в Минюсте России 16.04.2013 № 28138).

-Эксплуатация мазутных баков МБ № 3, МБ № 4 РВС-2000 ст.№ 3, 4 не в полной мере соответствует обязательным требованиям промышленной безопасности, а именно не оснащены системой удаления подтоварной воды, с отведением в производственную канализацию, мазутные баки МБ № 3, МБ № 4 РВС-2000 ст.№ 3, 4.(нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 2.5.7, 3.6.9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.11.2016 № 461, зарег. в Минюсте России 30.11.2016 № 44503).

-Эксплуатация мазутных баков МБ № 3, МБ № 4 РВС-2000 ст.№ 3, 4 не в полной мере соответствует обязательным требованиям промышленной безопасности, а именно не предусмотрена система размыва для предотвращения накопления осадков в мазутных баках МБ № 3, МБ № 4 РВС-2000 ст.№ 3, 4, предназначенных для хранения мазута (нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 2.5.32 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.11.2016 № 461, зарег. в Минюсте России 30.11.2016 № 44503).

-Отсутствуют дублирующие запорные устройства на технологических трубопроводах вне обвалования обеспечивающие надежное отключение мазутных баков МБ №3, МБ № 4 РВС-2000 ст.№ 3, 4.(нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 2.5.34 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.11.2016 № 461, зарег. в Минюсте России 30.11.2016 № 44503).

-Отсутствует оценка энергетического уровня каждого технологического блока опасного производственного объекта «Площадка хранения мазутного топлива СП «ТЭЦ-4» АО «ТГК-11»» и не определена расчетом категория его взрывоопасности в проектной документации (нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 2.2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96, зарег. в Минюсте России 16.04.2013 № 28138).

Факт совершения АО «ТГК-11» и его виновность в совершении административного правонарушении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении; актом технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, объяснениями сотрудников АО «ТГК-11»; иными материалами дела.

Доказательства, имеющиеся в материалах дела с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях АО «ТГК-11» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ.

Допустимость и достоверность должностным лицом во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу должностным лицом дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением процессуальных норм КоАП РФ. Должностным лицом, были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности предусмотренных частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из диспозиции ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ объективная сторона указанного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности может быть совершено как путем действия, так и бездействия, наступление последствий не требуется, но по данной части нормы имеется непосредственная угроза жизни или здоровью людей. Субъектом правонарушений являются в т.ч. юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, является формальным, ответственность наступает независимо от причинения какого-либо вреда.

Существо выявленных нарушений в ходе внеплановой проверки АО «ТГК-11» очевидно свидетельствует о том, что указанные нарушения требований промышленной безопасности влекут возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что АО «ТГК-11» приняли все меры к устранению аварии, в материалах дела отсутствуют доказательства наступления последствий в виде возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде не влияют на квалификацию административного правонарушения.

Довод заявителя о том, что актом расследования установлено, что причиной возникновения аварии резервуара явилось некачественное производство подготовительных и сварочных работ в процессе ремонтных работ на резервуаре при установке по месту ремонтной латки. При этом организация, осуществившая сварочные работы не установлена, в связи с чем утверждение о допущении АО « ТГК-11» разгерметизации мазутного бака МБ № 3 не допустимо, не влияют на наличие состава административного правонарушения, поскольку актом технического расследования причин аварии, на опасном производственном объеме « Площадка хранения мазутного топлива структурного подразделения «ТЭЦ4» АО «ТГК-11», произошедшей …. года установлены факторы приведшие к аварийной ситуации на мазутной баке, которые находились в зоне ответственности АО « ТГК-11».

Каких-либо оснований для реализации должностным лицом права на снижение размера административного штрафа ниже низшего предела не установлено.

Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий и направлено на предупреждение совершения новых правонарушений в области обеспечения промышленной безопасности и не влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Сибирского управления Ростехнадзора Демидович О.А. за №…. от …. года, которым АО « ТГК№11», ИНН …., юридический адрес: г. Омск, ул. …., д. …., признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 750 000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей, оставить без изменения, жалобу представителя АО «ТГК-11» Храмых П.П. –без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба, принесен протест в Омский областной суд через Советский районный суд г.Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.В. Ефремова

12-291/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
АО "Территориальная генерирующая компания № 11"
Суд
Советский районный суд г. Омск
Судья
Ефремова Ирина Валерьевна
Статьи

9.1

Дело на сайте суда
sovetsky.oms.sudrf.ru
17.06.2020Материалы переданы в производство судье
17.06.2020Истребованы материалы
17.06.2020Поступили истребованные материалы
17.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
17.06.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
17.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2019Вступило в законную силу
17.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее