Судья Макарова И.С. |
№ 33а-227/2021 № 2а-3372/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Мурманск |
20 января 2021 г. |
Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Тихоновой Ж.В. |
судей |
Науменко Н.А. |
Камерзана А.Н. |
|
при секретаре |
Мурашовой Н.Ю. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вурт В. М. об оспаривании действий (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Мурманской области
по апелляционной жалобе Вурт В. М. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 9 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Науменко Н.А., возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области и Управления ФНС России по Мурманской области Тишининой Н.М., представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Мурманской области Скиба А.И., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда
установила:
Вурт В.М. обратился в суд с административным иском об оспаривании действий (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области (далее - МИФНС России № 9 по Мурманской области), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Мурманской области (далее - МИФНС России № 7 по Мурманской области)
В обоснование заявленных требований указал, что в период с 10 сентября 2018 г. по 24 апреля 2020 г. состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В период с января 2019 г. по март 2020 г. истец предпринимательскую деятельность не вел, поскольку осуществлял уход за матерью, инвалидом I группы.
Поданное им 17 декабря 2019 г. в налоговый орган заявление об освобождении от уплаты страховых взносов оставлено без удовлетворения.
МИФНС России № 7 по Мурманской области в адрес Вурт В.М. направлено требование от 16 января 2020 г. № * о необходимости уплаты страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование.
Решением МИФНС России № 9 по Мурманской области от 22 февраля 2020 г. № 588 с истца взыскана задолженность по страховым взносам.
Кроме того, требованием МИФНС России № 9 по Мурманской области от 22 мая 2020 г. истец был уведомлен о наличии задолженности по уплате страховых взносов за 2020 год.
Жалоба, поданная истцом в порядке подчиненности на действия Инспекции по выставлению и направлению в его адрес требований о наличии задолженности по уплате страховых взносов оставлена без удовлетворения.
Вурт В.М. полагает действия административных ответчиков нарушающими его законные права и интересы, просит суд:
- признать незаконными действия МИФНС России № 7 по Мурманской области по направлению в его адрес требований от 16 января 2020 г. № *, от 22 мая 2020 г. № *, действия МИФНС России № 9 по Мурманской области по направлению в его адрес требования от 16.01.2020 № * и принятия решения от 22.02.2020 № 588 о взыскании задолженности по страховым взносам;
- признать недействительными направленные в его адрес указанные выше требования и решение;
- обязать МИФНС России № 9 по Мурманской области устранить нарушение прав истца путем исключения сведений о наличии задолженности по уплате страховых взносов и пени за 2019 год, за период с 1 января 2020 г. по 8 марта 2020 г.
Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 9 октября 2020 г. административное исковое заявление Вурт В.М. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Вурт В.М. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы настаивает на наличии правовых оснований для освобождения от уплаты страховых взносов за период с января 2019 г. по 8 марта 2020 г. в связи с осуществлением ухода за больной матерью, являющейся инвалидом I группы, представлением в налоговый орган доказательств, свидетельствующих об отсутствие деятельности в указанный период, а именно налоговых деклараций за 2019 г. и 2020 г., не содержащих показатели полученного дохода.
Указывает, что факт совместного проживания и осуществления им ухода за матерью в спорный период могут подтвердить свидетели Е.В.., Н.И.., В.М.
Обращает внимание, что судом не дана правовая оценка доводам о невозможности получения решения органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о периоде ухода за инвалидом I группы в связи с принятием решения об отказе в предоставлении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, от 24 января 2020 г. в связи с наличием у Вурт В.М. статуса индивидуального предпринимателя.
Относительно апелляционной жалобы представителями административных ответчиков МИФНС России № 9 по Мурманской области, МИФНС России № 7 по Мурманской области, УФНС России по Мурманской области представлены возражения, содержащие просьбу об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился административный истец Вурт В.М., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Руководствуясь положениями статей 150, 152, части 6 статьи 226, статей 306-307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела в порядке статьи 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Абзацем 1 статьи 137 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном положениями Налогового кодекса Российской Федерации и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 и абзаца 1 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС).
Абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Кодекса предусмотрено, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 432 кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным (налоговым) периодом признается календарный год.
На основании абзаца 3 пункта 2 статьи 432 Кодекса в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.
В соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Вурт В.М. в период с 10 сентября 2018 г. по 24 апреля 2020 г. был поставлен на налоговой учет в качестве индивидуального предпринимателя, что влечет обязанность в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419, статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
19 декабря 2019 г. административный истец обратился в МИФНС России № 7 по Мурманской области с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов за период с 4 декабря 2018 г. по 31 декабря 2020 г. в связи с осуществлением ухода за матерью Н.И. являющейся инвалидом I группы, с приложением следующих документов: свидетельство о рождении Вурта В.М., свидетельство о перемени имени, справка о заключении брака матери Н.И., копия паспорта Н.И.., свидетельство о перемене фамилии матери, декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с нулевыми показателями за 2019 и 2020 г.г., выписной эпикриз Н.И. от 16 августа 2019 г., свидетельство о смерти Н.И.., справка ФКУ « ГБ МСЭ по Мурманской области» Минтруда России об установлении Н.И. I группы инвалидности.
Письмом от 4 февраля 2020 г. налоговый орган уведомил истца об оставлении заявления об освобождении от уплаты страховых взносов без рассмотрения ввиду отсутствия документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты страховых взносов, в частности, заявителем не представлено решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, подтверждающее период ухода.
Из материалов дела также следует, что МИФНС России № 7 по Мурманской области в адрес истца направлено требование от 16 января 2020 г. № * об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в размере 36 238 рублей и пени в размере 113 рублей 24 копейки в срок до 14 февраля 2020 г.
Решением МИФНС России № 9 по Мурманской области от 22 февраля 2020 г. № * постановлено произвести взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств Вурта В.М. в пределах сумм, указанных в требовании от 16 января 2020 г. № *.
Кроме того, МИФНС России № 7 по Мурманской области в адрес истца направило требование № * о наличии задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование по состоянию 22 мая 2020 г. в размере 12 943 рубля 43 копейки, а также пени в размере 21 рубль 35 копеек.
8 июля 2020 г. Вурт В.М., не согласившись с действиями Инспекции по выставлению и направлению требований о наличии задолженности по уплате страховых взносов, обратился в порядке подчиненности в УФНС России по Мурманской области с жалобой, которая решением от 3 августа 2020 г. оставлена без удовлетворения.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, поскольку оспариваемые действия административных ответчиков по выставлению и направлению в его адрес требований об уплате задолженности по страховых взносам от 16 января 2020 г. № *, от 22 мая 2020 г. № *, принятию решения от 22 февраля 2020 г. № * о взыскании задолженности по страховым взносам, являются законными, принятыми в пределах предоставленных полномочий.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он постановлен при правильном применении норм материального права и соответствует установленным фактическим обстоятельства дела.
Выраженное в жалобе несогласие с данной судом оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, не дает оснований суду апелляционной инстанции считать решение неправильным и не ставит под сомнение законность выводов суда.
В соответствии с пунктом 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 5 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» к таким периодам отнесены, в частности, периоды ухода осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы.
Документами, свидетельствующими об отсутствии деятельности у плательщиков страховых взносов в период, предусмотренный положениями пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ, могут являться налоговые декларации, не содержащие показатели полученного дохода в эти периоды, представляемые в налоговые органы налогоплательщиками в зависимости от применяемой системы налогообложения, а также справки о доходах по форме 2-НДФЛ, представляемые налоговыми агентами в налоговые органы о доходах.
Документы, являющиеся основанием для подтверждения периодов ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, поименованы в разделе IV Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 34 Правил период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению N 3, и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов 1 группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.
При раздельном проживании трудоспособного лица, осуществляющего уход, и лица, за которым осуществляется уход, помимо указанных документов, представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя о том, что за ним в действительности осуществлялся уход, указываются фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего уход, и период ухода.
Учитывая установленные судом обстоятельства, положения действующего законодательства, принимая во внимание, что Вурт В.М. в рамках досудебного урегулирования спора, а также в ходе судебного разбирательства по делу не представлены документы, являющиеся основанием для подтверждения периода ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, а именно решение органа, осуществляющее пенсионное обеспечение, судебная коллегия на основании положений статей 23, 46, 69, 419, 432 Налогового кодекса Российской Федерации приходит к выводу о законности действий административных ответчиков по выставлению и направлению в его адрес требований об уплате задолженности по страховых взносам, принятию решения о взыскании задолженности по страховым взносам, учитывая отсутствие оснований для освобождения административного истца от уплаты страховых взносов при наличии у него в спорный период статуса индивидуального предпринимателя.
В силу вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при совершении оспариваемых действий, принятии решений административными ответчиками нарушений требований законодательства, а также нарушения прав и законных интересов Вурт В.М. не допущено, в связи с чем в силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ оснований для удовлетворения заявленных требований, восстановлении нарушенных прав у суда не имелось.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, наличие решения пенсионного органа об отказе в предоставлении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, от 24 января 2020 г. не свидетельствует о незаконности действий административных ответчиков, поскольку в силу вышеприведенных требований налогового законодательства на заявителя возложена обязанность предоставить документы, являющиеся основанием для подтверждения периодов ухода.
Довод жалобы о том, что судом первой инстанции не были вызваны и допрошены свидетели Е.В.., Н.И.., В.М.., также не является поводом для отмены решения, поскольку, как следует из материалов дела, Вурт В.М. в суде первой инстанции соответствующее ходатайство не заявлял.
При этом данное обстоятельство не свидетельствует о неполном и необъективном рассмотрении дела, поскольку факт осуществления заявителем ухода за инвалидом I группы в спорный период применительно к положениям статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации подлежал документальному подтверждению, в том числе и принимая во внимание факт совместного проживания с указанными лицами другого члена семьи (сестра Е.В..), о чем свидетельствует справка формы № 9.
Таким образом, доводы жалобы о нарушении прав и законных интересов административного истца, сводятся к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу решения, судом первой инстанции не допущено.
При таком положении судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 9 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Вурт В. М. – без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 января 2021 г.
Председательствующий: |
Судьи: |