Дело № 12 – 98/2018 <данные изъяты>
(№12-1864/2017)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 14 марта 2018 года
Судья Ленинского районного суда г. Перми Оплетина Е.С.,
при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» Терехин В.А. и его защитника Т., действующей на основании устного ходатайства,
должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении – заместителя руководителя Пермского Х. Н.А.,
представителя заместителя руководителя Пермского Х. Н.А. - Р., действующей на основании доверенности,
рассмотрев жалобу главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» (далее – ГБУЗ ПК «ПГССМП») Терехин В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <Адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <Адрес>, на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Х. Н.А. №-адм от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <Адрес> Х. Н.А. №-адм от ДД.ММ.ГГГГ на главного врача ГБУЗ ПК «ПГССМП» Терехин В.А. за административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в принятии решения о закупке услуг для обеспечения государственных нужд у единственного поставщика в случае, если в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, наложен административный штраф в сумме 25 000 рублей.
В жалобе Терехин В.А. просит постановление по делу об административном правонарушении отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в случае установления факта совершения административного правонарушения применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, производство по делу прекратить и ограничиться устным замечанием. В обосновании своей жалобы заявитель указывает, что ДД.ММ.ГГГГ на сайте www.zakupki.gov.ru Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края по заявке ГБУЗ ПК «ПГССМП» были размещены документации об открытых конкурсах на оказание комплекса услуг по предоставлению автомобилей скорой медицинской помощи и их обеспечению в целях оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи для Центральной, Мотовилихинской, Свердловской, Кировской, Орджоникидзевской, Дзержинской, Индустриальной, Гайвинской подстанций скорой медицинской помощи ГБУЗ ПК «ПГССМП», подстанций скорой медицинской помощи ГБУЗ ПК «ПГССМП» Вышка II на срок оказания услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проведения закупочных процедур все 9 открытых конкурсов признаны несостоявшимися по различным основаниям. Согласно протоколам вскрытия конвертом Единой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ открытые конкурсы на оказание комплекса услуг по предоставлению автомобилей скорой медицинской помощи и их обеспечению в целях оказания скорой, в том числе сокрой специализированной, медицинской помощи для Центральной, Мотовилихинской, Свердловской, Кировской, Орджоникидзевской, Индустриальной, Гайвинской подстанций скорой медицинской помощи ГБУЗ ПК «ПГССМП», подстанций скорой медицинской помощи ГБУЗ ПК «ПГССМП» Вышка II признаны несостоявшимися по основанию, предусмотренному ч. 13 ст. 51 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки. ДД.ММ.ГГГГ при подведении итогов открытого конкурса на оказание комплекса услуг по предоставлению автомобилей скорой медицинской помощи и их обеспечению в целях оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи для Дзержинской подстанции скорой медицинской помощи ГБУЗ ПК «ПГССМП» Единая комиссия отклонила все поступившие заявки участников по причине не соответствия требованиям, указным в п. 3 раздела 7 конкурсной документации (ч. 3 ст. 53 Закона о закупках) и п.п. 2.1 п. 3 раздела 12 конкурсной документации), что подтверждается протоколом №.1-8/2 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе. В соответствии с ч. 6 ст. 53 Закона о закупках открытый конкурс признан несостоявшимся. Вследствие указанных объективных обстоятельств сложилась ситуация, влекущая за собой реальную угрозу срыва оказания скорой медицинской помощи населению г. Перми в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В целях бесперебойного оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи населению г. Перми заказчиком принято решение осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необходимый для проведения повторных закупочных процедур на оказание комплекса услуг по предоставлению автомобилей скорой медицинской помощи и их обеспечению в целях оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи для подстанций скорой медицинской помощи ГБУЗ ПК «ПГССМП». По мнению Министерства экономического развития РФ, изложенному в письме от ДД.ММ.ГГГГ № <Адрес>, заказчики вправе заключать контракты на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении медицинской эвакуации при оказании скорой медицинской помощи. В соответствии с буквальным толкованием п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках, с учетом правил русского языка, необходимость в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме явялется самостоятельным основанием для заключения договоров с единственным поставщиком (исполнителем). При осуществлении закупок транспортных услуг в целях оказания скорой, в том числе сокрой специализированной, медицинской помощи в г. Перми НМЦК превышает 1 миллион рублей, «дробление» закупки заказчиком не допускались в целях соблюдения требований законодательства о закупках. Осуществление закупочных процедур иными способами являлось нецелесообразным. ГБУЗ ПК «ПГССМП» не имело возможности контролировать и влиять на поведение участников закупки. Размещение и проведение повторных закупочных процедур, определения результатов закупок, с учетом необходимости согласования ГБУЗ ПК «ПГССМП» крупной сделки с Министерством здравоохранения Пермского края, необходимости внесения изменений в документацию в связи с изменением требований ГОСТа с ДД.ММ.ГГГГ, необходимости корректировки тарифа за 1 машино-час в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представлялось возможным. Считает, что в его действиях отсутствует вина, поскольку были предприняты все возможные меры для проведения закупочных процедур в более ранние сроки, и как следствие, отсутствует состав административного правонарушения. Все подтверждающие документы, в том числе переписка с административными органами, запросы коммерческих предложений были представлены в материалы дела, однако остались без внимания и данные доводы не были оценены должностным лицом при вынесении постановления.
В судебном заседании Терехин В.А. доводы жалобы поддержал.
Защитник Т. в судебном заседании также поддержала доводы жалобы, дополнительно пояснила, что действия по заключению гражданско-правовых договоров с единственным поставщиком на предоставление транспортных услуг для оказания медицинской помощи были совершены в связи с необходимостью оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, поскольку ГБУЗ ПК «ПГССМП» на территории г. Перми является единственной медицинской организацией по оказанию данной помощи. Скорая медицинская помощь оказывается вне условий лечебных учреждений, при этом действия были направлены на защиту прав граждан на получение медицинской помощи. При этом в период с июля 2016 года вплоть до окончания действия предыдущих контрактов (ДД.ММ.ГГГГ) ГБУЗ ПК «ПГССМП» были совершены все необходимые и предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» действия для проведения закупки данных услуг в установленном законом порядке, однако, по независящим от учреждения обстоятельствам, проведенные в январе 2017 года открытые конкурсы не состоялись. Кроме того, заключенные гражданско-правовые договоры предусматривали срок оказания услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в этот период ГБУЗ ПК «ПГССМП» вновь были совершены все необходимые и предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ действия с целью заключения контрактов на предоставление транспортных услуг для оказания скорой медицинской помощи, в связи с чем контракты были заключены с ДД.ММ.ГГГГ.
Х. Н.А. в судебном заседании просил постановление оставить без изменения, указав, что вмененное правонарушение носит формальный характер, оснований для заключения гражданско-правовых договор на оказание транспортных услуг для оказания скорой помощи не имелось, поскольку поставщиками услуг не оказывалась экстренная или неотложная медицинская помощь, ими предоставлялись только транспортные слуги, несмотря на то, что водитель автомобиля также входит в состав медицинской бригады. Полагает, что заключение подобных договоров в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ возможно было только при оказании каждого конкретного случая оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, в частности при эвакуации больного, заключение же договоров без относительно конкретного такого случая является нарушением требований указанного федерального законодательства.
Представитель Р. поддержала доводы Х. Н.А.
Судья, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, оценив доводы жалобы, исследовав дело об административном правонарушении, административный материал по жалобе, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства и включает в себя медицинскую эвакуацию, представляющую собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
Медицинская эвакуация включает в себя:
1) санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую воздушными судами;
2) санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.
Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
Согласно пп. «а» п. 4 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздрава Х. от ДД.ММ.ГГГГ №н (далее – Порядок оказания скорой медицинской помощи) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается вне медицинской организации - по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в следующих формах:
а) экстренной - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
б) неотложной - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь вне медицинской организации оказывается медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи (п.п. 5, 6 Порядка оказания скорой медицинской помощи).
В силу п. 13 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
Пунктом 8 Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи установлено, что общепрофильная врачебная выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо врача скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи и водителя, либо врача скорой медицинской помощи, медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя, либо врача скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи или медицинскую сестру (медицинского брата) и водителя. Для организации деятельности общепрофильной врачебной выездной бригады скорой медицинской помощи используется автомобиль скорой медицинской помощи класса «B».
Водитель автомобиля скорой медицинской помощи обязан: а) подчиняться врачу или фельдшеру скорой медицинской помощи выездной бригады скорой медицинской помощи и выполнять его распоряжения; б) знать топографию населенного пункта, в котором расположена станция (отделение) скорой медицинской помощи и местоположение медицинских организаций; в) обеспечивать немедленный выезд автомобиля скорой медицинской помощи на вызов и движение автомобиля скорой медицинской помощи по кратчайшему маршруту; г) выполнять правила внутреннего распорядка станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи; д) отслеживать техническое состояние автомобиля скорой медицинской помощи, осуществлять своевременную заправку его горюче-смазочными материалами, выполнять влажную уборку салона автомобиля скорой медицинской помощи по мере необходимости, поддерживать в нем порядок и чистоту; е) содержать в функциональном состоянии приборы специальной сигнализации (сирену, проблесковый фонарь), прожектор поисковый, фонарь-прожектор переносной, аварийное освещение салона, шанцевый инструмент, выполнять мелкий ремонт оснащения (замки, ручки, ремни, лямки, носилки и иное); ж) обеспечивать сохранность имущества, отслеживать правильность размещения и закрепления бортовых медицинских приборов (п. 16 Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи).
В соответствии с ч. 1 ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании Приказа о проведении внеплановой проверки №-п от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившим обращением директора ООО «Новоскор» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю проведена внеплановая проверка соблюдения ГБУЗ ПК «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении договоров №№ № на оказание услуг транспорта в целях оказания скорой медицинской помощи.
По результатам проверки составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано на наличие в действиях ГБУЗ ПК «ПГССМП» выявленных нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ ПК «ПГССМП» с ООО «МедАвтотранс» заключен договор № ГПД 45-02.2017 на оказание услуг транспорта в целях оказания скорой медицинской помощи для Центральной подстанции скорой медицинской помощи, срок оказания услуг ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичные нарушения выявлены при заключении договоров №№
Общие сведения о порядке оказания услуг обозначены в Техническом задании. В договорах также указаны обязанности исполнителя, в частности, исполнитель обязан предоставлять транспортное средство в технически исправном состоянии, обеспечивать контроль за техническим состоянием автотранспортного средства перед выездом на линию, его техническое обслуживание и ремонт, осуществлять предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей и т.п.
Согласно п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ договора при выезде бригады водитель обязан незамедлительно занять водительское место в машине, завести ее и следовать по указанию ответственных лиц Заказчика, выбрав кратчайший маршрут. Во время вызова водитель обязан находится в транспортном средстве либо оказывать помощь бригаде скорой медицинской помощи в переносе больных на носилках.
Таким образом, водитель автомобиля скорой медицинской помощи входит в состав бригады сокрой медицинской помощи, однако медицинскую деятельность не осуществляет. Указание на необходимость наличия у исполнителя лицензии на осуществление медицинской деятельности в договоре отсутствует. В соответствии с Уставом медицинскую деятельность осуществляет заказчик.
На основании изложенного должностное лицо Пермского Х. пришло к выводу, что указанными действиями заказчика нарушены требования ч.ч. 2 и 5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Объективную сторону правонарушения составляют действия должностного лица, выразившиеся в принятии решения о способе закупки услуг для обеспечения государственных нужд у единственного исполнителя в случае, если в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.
Должностным лицом заказчика, нарушившим требования закона о закупках, является главный врач ГБУЗ ПК «ПГССМП» Терехин В.А., назначенный на должность главного врача на основании приказа № СЭД-34-09-21-93 от ДД.ММ.ГГГГ.
При наличии таких обстоятельств действия Терехин В.А., как должностного лица – главного врача ГБУЗ ПК «ПГССМП», выразившиеся в принятии решения о закупке услуг для обеспечения государственных нужд у единственного поставщика в случае, если в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, были квалифицированы по части 2 статьи 7.29 КоАП РФ.
Вместе с тем, оснований согласиться с выводами должностного лица судья не находит в силу следующего.
Как указано в положениях п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
При буквальном толковании указанной нормы следует, что закупка услуг возможна по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме и заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
То есть, закупка в данном случае может производиться не только вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, но и в случае возникновения необходимости оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной формах, что является самостоятельным основанием для заключения контракта.
Судья не соглашается с доводами должностного лица, вынесшего постановление, что заключение контракта по данному основанию возможно только по каждому конкретному случаю оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, поскольку с учётом цели и вида деятельности ГБУЗ ПК «ПГССМП» данным лечебным учреждением оказывается только скорая медицинская помощь в экстренной или неотложной форме согласно пп. «а» п. 4 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздрава России от 20.06.2013 № 388н, указанная медицинская помощь оказывается только выездными бригадами, для осуществления деятельности которых по оказанию медицинской помощи необходимо предоставление специализированного транспортного средства с водителем.
Кроме того, в материалы дела было представлено достаточно доказательств, что до истечения срока действия контрактов по оказанию транспортных услуг (ДД.ММ.ГГГГ) с момента признания конкурсов не состоявшимися ДД.ММ.ГГГГ применение иных способов определения исполнителя было нецелесообразно, поскольку требовало затрат времени от 55 до 65 дней с целью формирования документов для проведения новой закупки.
Также подлежит учету то обстоятельство, что гражданско-правовые договоры на период до проведения повторной закупки в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ были заключены в отношении каждой из 9 подстанций скорой медицинской помощи с различными поставщиками. Обстоятельств намеренного нарушения требований законодательства о контрактной системе со стороны главного врача ГБУЗ ПК «ПГССМП» и поставщиков услуг материалами проверки и должностным лицом Пермского УФАС России не установлено, в судебном заседании не исследовалось.
При этом судья также принимает во внимание конкретные обстоятельства, установленные по делу, которые не оспаривались в судебном заседании, в том числе, что срок контрактов на оказание транспортных услуг в целях оказания медицинской помощи истекал в марте 2017 года, проведенные конкурсы были признаны несостоявшимися ДД.ММ.ГГГГ, и необходимостью проведения повторной процедуры для заключения новых контрактов, требующей затрат времени, а также действий должностного лица как в период до истечения срока контрактов, так и после признания конкурсов не состоявшимися. Поэтому заключение гражданско-правовых договоров в данном случае в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ было необходимым и не свидетельствует в данном случае о нарушении должностным лицом – главным врачом Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» Терехин В.А. требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что в действиях Терехин В.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, в связи с чем постановление по делу подлежит отмене, производство – прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Х. №-адм от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» Терехин В.А. отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми со дня получения или вручения копии решения.
Председательствующий подпись Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>