Решение по делу № 3а-77/2017 от 21.07.2017

                                        

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Улан-Удэ 14 сентября 2017 года

Верховный Суд Республики Бурятия в составе:

судьи Назимовой П.С.,

при секретаре Васильевой А.В.,

с участием прокурора Астраханцевой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования городское поселение «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия о признании недействующим в части решения от 20 декабря 2012 года № 271 «Об утверждении генерального плана поселения п. Селенгинск, МО ГП «Селенгинское»,

установил:

20 декабря 2012 года Совет депутатов муниципального образования городское поселение «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия (далее – МО ГП «Селенгинское») принял решение № 271 «Об утверждении генерального плана поселения п. Селенгинск, МО ГП «Селенгинское». Указанный нормативный правовой акт и графический материал генерального плана поселения размещены на официальном интернет-портале муниципального образования городское поселение «Селенгинское» по адресу: http:// гпселенгинское.рф.

Решением Совета депутатов МО ГП «Селенгинское» от 25 декабря 2015 года № 116 в генеральный план городского поселения «Селенгинское» внесены изменения в границы поселка Селенгинск, имеющие отношение к селу Брянск.

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим с момента принятия решение Совета депутатов МО ГП «Селенгинское» от 20 декабря 2012 года № 271 (в редакции решения указанного представительного органа от 25 декабря 2015 года № 116) в части включения в границы населенного пункта поселка Селенгинск городского поселения «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: <...> (далее – земельные участки).

Требования основаны на том, что приведенные лесные участки находятся в собственности Российской Федерации, являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами, определенными материалами лесоустройства.

По результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта, определенных основным чертежом генерального плана, установлено включение в границы поселка Селенгинск МО ГП «Селенгинское» земель лесного фонда Кабанского и Селенгинского участкового лесничеств.

Проект генерального плана поселка Селенгинск МО ГП «Селенгинское» на рассмотрение (согласование) в Рослесхоз представлен не был, при принятии оспариваемого решения не соблюдена процедура согласования с собственником земель лесного фонда (Российской Федерацией в лице Рослесхоза) перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов.

По мнению заявителя, оспариваемое решение в части включения лесных участков в границы населенного пункта поселка Селенгинск городского поселения «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации» и приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований».

В судебном заседании представитель административного истца Рослесхоза Бесперстов В.П. административный иск поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Совета депутатов МО ГП «Селенгинское» Толчиначина Г.С. с заявленными требованиями согласилась, просила признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель заинтересованного лица Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаев И.М. просил удовлетворить заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Республике Бурятия Бурдуковская Е.И. не возражала против удовлетворения административного иска.

Заинтересованные лица ФГБУ «Рослесинфорг», МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия в суд не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены.

Прокурор Астраханцева Е.П. полагала, что административный иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, суд приходит выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ).

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Представительным органом МО ГП «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия является Совет депутатов МО ГП «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия.

Таким образом, оспариваемое решение является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности и опубликованным на официальном сайте МО ГП «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия.

Подготовка и утверждение проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статей 9, 24, 25 Градостроительного кодекса РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае включения в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе, образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Такой порядок на момент возникновения спорных отношений был утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее – Порядок).

Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития РФ в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ.

Министерство в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе.

Министерство осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.

Срок согласования федеральными органами проекта документа территориального планирования не может превышать одного месяца со дня поступления уведомления Министерства о размещении такого проекта в информационной системе.

В случае непоступления от федеральных органов по истечении 15 дней после окончания установленного срока в Министерство заключений на проект документа территориального планирования такой проект считается согласованным с указанными органами.

Правомочным органом по согласованию включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 736, является Рослесхоз - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

К полномочиям Рослесхоза относится рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовка заключений в пределах своей компетенции (пункт 5.4.3 Положения).

Также Рослесхоз до 1 января 2015 года согласовывал включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).

Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Рослесхозом. Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться представительным органом местного самоуправления.

Судом установлено, что при издании в 2012 году оспариваемого решения Совета депутатов МО ГП «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия согласование проекта соответствующего документа территориального планирования МО ГП «Селенгинское» в части включения в границы населенного пункта поселка Селенгинск указанных выше лесных участков из состава лесного фонда с Россельхозом не было обеспечено.

Из ответа ФГБУ «Рослесинфорг» в адрес Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от 15 ноября 2016 года № 01/04-2961 следует, что при совмещении материалов лесоустройства со схемой генерального плана МО ГП «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия установлено, что земли лесного фонда Селенгинского участкового лесничества Кабанского лесничества частично включены в границы населенного пункта.

Из представленных в дело графических материалов видно, что в границах поселка Селенгинск, указанных на генеральном плане, утвержденном оспариваемым решением Совета депутатов МО ГП «Селенгинское», находятся участки из земель лесного фонда. Указанное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается, равно как и иными участниками процесса.

Судом установлено, что 2 сентября 2009 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок, категория земель - земли лесного фонда, площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер ..., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ).

Таким образом, доводы Россельхоза о том, что в границы населенного пункта поселения п. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, подтверждаются перечисленными выше доказательствами, а также исследованными судом материалами лесоустройства 1991 года, схемой расположения границ населенного пункта п. Селенгинск относительно земель лесного фонда Кабанского лесничества, Селенгинского участкового лесничества.

Доказательств того, что лесные участки согласно установленному законом порядку были переведены из категории земель лесного фонда в иную категорию земель, не представлено, как и не представлено сведений о том, что лесные участки передавались из государственной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность.

Таким образом, оценивая представленные в дело доказательства в их совокупности, суд находит установленным факт включения земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы населенного пункта поселка Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия.

Следовательно, решение об утверждении генерального плана поселения п. Селенгинск МО ГП «Селенгинское», принятое административным ответчиком с нарушением установленного порядка согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенных пунктов лесных участков, является недействующим в оспариваемой части, как противоречащее приведенным нормам федерального законодательства, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в абзаце третьем пункта 28 Постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», исходит из наличия в деле доказательств о том, что до вынесения настоящего судебного решения оспариваемый нормативный правовой акт применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан.

При таком положении суд приходит к выводу о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Совета депутатов МО ГП «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия от 20 декабря 2012 года № 271 (в редакции решения указанного представительного органа от 25 декабря 2015 года № 116) в части включения в границы населенного пункта поселка Селенгинск городского поселения «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: <...>.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия от 20 декабря 2012 года № 271 «Об утверждении генерального плана поселения п. Селенгинск, МО ГП «Селенгинское» (в редакции решения указанного представительного органа от 25 декабря 2015 года № 116) в части включения в границы населенного пункта поселка Селенгинск городского поселения «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика <...>.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 19 сентября 2017 года.

Судья: П.С. Назимова

3а-77/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчики
Совет депутатов муниципального образования городское поселение "Селенгинское" Кабанского района Республики Бурятия
Другие
ТУ "Росимущество"
ФГБУ ФКП Росреестра по РБ
Управление Росреестра по РБ
Республиканское агентство лесного хозяйства
ФГБУ "Рослесинфорг"
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
21.07.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.07.2017[Адм.] Передача материалов судье
21.07.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.07.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
10.08.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2017[Адм.] Судебное заседание
14.09.2017[Адм.] Судебное заседание
19.09.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее