Решение по делу № 2-2147/2018 от 24.07.2018

Дело № 2-2147/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 декабря 2018 года                                     г. Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе:

председательствующего судьи Райской И.Ю.,

при секретаре Ивановой В.А.,

с участием: представителя истца помощника прокурора Центрального района г. Твери Мафенбеер О.В.,

представителя ответчика Григорьева Е.И.,

представителя третьего лиц Правительства Тверской области Травкиной О.Н.,

представителя третьего лица Министерства финансов Тверской области Носкова Д.А.,

представителя третьего лица ООО «ЕРКЦ» Самодуровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калязинского района Тверской области к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о возложении обязанности обеспечить условия для внесения собственниками помещений в многоквартирных домах взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах без уплаты комиссионных сборов,

у с т а н о в и л:

Прокурор Калязинского района Тверской области обратилась в суд с иском, в котором просит обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить условия для внесения собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Калязинского района Тверской области, взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах без уплаты комиссионных сборов.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района на основании анализа состояния законности при реализации программ капитального ремонта проведена проверка в части соблюдения прав граждан при оплате взносов на капитальный ремонт. В ходе проверки установлено следующее. Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно п.2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт. Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установлена и Законом Тверской области 28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области». В соответствии с п. 15 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представители вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственника жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банк и банковской деятельности. В силу п. 8.1 ст. 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым акт субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительство Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из перечисленных в названной норме права критериев. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные соответствии со ст. 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственника обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. В соответствии с положением п. 6, 4.1 ст. 180 ЖК РФ функция регионального оператора являются иные предусмотренные ЖК РФ, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документам регионального оператора функции. Распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013 года № 306-рп создана некоммерческая организация - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области. Как следует из Устава ответчика – Фонд создан в целях осуществлен деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (п. 1.1 Устава). Согласно п. 1.7, 1.10 и 1.12 Устава, Фонд является юридическим лицом и считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс и может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права, нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Основной целью деятельности Фонда является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тверской области за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования (п.2.1 Устава). В силу положений п. 2.3. Устава в функции Фонда входит, в том числе, аккумулирование взносов на капитальный ремонт. Статьей 4 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» определены положения расчета размера минимального размера взноса на капремонт. При этом указано, что устанавливаемый минимальный размер взноса на капитальный ремонт должен быть доступным для граждан с учетом с учетом доступности для граждан необходимого размера взноса на капитальный ремонт. Постановлением Правительства Тверской области от 12 октября 2017 года № 321- пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2018 год» установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт. Ранее минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тверской области также устанавливался постановлениями Правительства Тверской области. Таким образом, на граждан законом возложена обязанность по оплате средств на капитальный ремонт исходя из минимального установленного размера взноса, однако, законом не возложена обязанность по оплате комиссии за перечисление денежных средств при внесении взноса на капитальный ремонт. Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 17 февраля 2015 года № 362-О норма Жилищного кодекса РФ, закрепляющая право получателей платы за жилое помещение и коммунальные услуги осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений при участии платежных агентов и банковских платежных агентов, не может расцениваться как нарушающая конституционные права, так как она не препятствует внесению плательщиками платы за жилое помещение и коммунальные услуги непосредственно их получателям. Анализ приведенной правовой позиции и положений п. 15 ст. 155 ЖК РФ свидетельствует о том, что осуществление расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений при участии платежных агентов и банковских платежных агентов является правом, а не обязанностью получателей платы за жилое помещение. Закрепление в законе нормы о праве осуществления расчетов с участием платежных агентов, не исключает обязанности Фонда организовать сбор взносов на капитальный ремонт в порядке, обеспечивающем собственникам помещений многоквартирных домов возможность выборе способа оплаты: как с участием платежных агентов, так и без их участия, либо с участием платежного агента, но без взимания комиссионного сбора. Поскольку именно Фонд обязан организовать сбор взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, а законом запрещено навязывание заключения договора, то при совершении оспариваемых действий ответчиком нарушаются положения ст. 1, ч. 1 ст. 9. ст. 421 ГК РФ, ответчик фактически понуждает граждан к заключению договоров с платежными агентами и оплате их услуг в виде комиссионных сборов. Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03 июня 2009 года № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № ЮЗ-ФЗ оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком (юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации) договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя. На территории Калязинского района порядок оплаты гражданами взносов на капитальный ремонт установлен следующим образом. Расчет начислений, а также формирование и доставка платежных документов собственникам помещений осуществляется Единым расчетным кассовым центром Тверской области. По полученным платежным документам возможно произвести оплату онлайн (через систему Сбербанк-Онлайн), в отделениях ПАО «Сбербанк России» и ФГУП «Почта России». При этом при оплате взносов у данных платежных агентов взимается комиссия. Указанная информация размещена на сайте Фонда. Таким образом, возможность внесения взносов на капитальный ремонт без оплаты комиссии сторонней организации (платежного агента) отсутствует, т.е. граждане – собственники помещений имеют возможность перечислить взносы, только оплатив комиссионный сбор. Согласно ответу на запрос получена информация о том, что в ряде районов Тверской области созданы территориальные участки ЕРКЦ, проводится работа по открытию участков ЕРКЦ в других районах. Однако по состоянию на 19 июля 2018 года возможность бескомиссионной оплаты взноса на капитальный ремонт для собственников помещений многоквартирных домов Калязинского района Фондом не обеспечена. Жилищное законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданами прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ). Однако граждане, обремененные обязанностью ежемесячно вносить средства на капитальный ремонт многоквартирных домов, вынуждены для ее исполнения под угрозой штрафных санкций соглашаться на условия, диктуемые платежными агентами, уплачивая им проценты по приему денежных средств, не имея возможности выбора иного способа оплаты без несения дополнительных расходов. Следствием данной ситуации становится нарушение прав граждан на территории Калязинского района, выражающееся в невозможности действовать свободно в соответствии со своим волеизъявлением при внесении взносов в Фонд. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в связи с чем, истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.

Определениями Центрального районного суда г. Твери от 20 августа 2018 года, 11 октября 2018 года, 30 октября 2018 года, 14 ноября 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Тверской области, Правительство Тверской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, Администрацию Калязинского района Тверской области, Администрация городского поселения города Калязин.

В судебном заседании представитель истца прокурора Калязинского района Тверской области – помощник прокурора Центрального района г. Твери Мафенбеер О.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области – Григорьев Е.И., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований в полном объёме по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Согласно представленного отзыва, с 26 декабря 2012 года вступили в действие изменения в Жилищный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». В Жилищный кодекс РФ внесен раздел IX. «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», а также введено понятие региональный оператор». В соответствии с изменениями федерального законодательства, Законодательным Собранием Тверской области 27 июня 2013 года принят Закон Тверской области № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области». Таким образом, в связи с нововведениями в федеральное и областное законодательство, в Тверской области был создан региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области. Учредителем Фонда является субъект РФ – Тверская область в лице Министерства имущественных и земельных отношений. В соответствии с ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ и ч. 1 ст. 5 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-30 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 169 Жилищного кодекса РФ, а именно: - признание МКД в установленном Правительством РФ порядке аварийным и подлежащим сносу; - принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен МКД. При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ и ч. 2 ст. 5 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД по истечении шести календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа по проведению капитального ремонта, в которую включен МКД. В соответствии с ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в МКД, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, образуют фонд капитального ремонта. Постановлениями Правительства Тверской области от 15 октября 2013 года № 490-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 год», от 29 июля 2014 года № 374-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2015 год» (в ред. постановления Правительства Тверской области от 23 сентября 2014 года № 479-пп), от 17 ноября 2015 года № 541-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2016 год», от 19 августа 2016 года № 273-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2017 год», 12 октября 2017 года №321-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2018 год»» установлены следующие минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД: - МКД, оснащенные лифтовым оборудованием - 7,70 руб. на 1 м2 общей площади помещения; - МКД, не оснащенные лифтовым оборудованием и имеющие два и более видов благоустройства - 5,60 руб. на 1 м2 общей площади помещения; - МКД неблагоустроенные, МКД с одним видом благоустройства либо двумя видами устройства, одним из которых является газоснабжение - 4,40 руб. на 1 м2 общей площади помещения. Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области заключены соглашения о приеме взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах от населения с ОАО «Сбербанк России» и договор с ФГУП «Почта России», при этом комиссия, взимаемая данными учреждениями при приеме учреждениями при приеме взносов на капитальный ремонт, оплачивается собственниками помещений самостоятельно. Денежные средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих домах. Согласно ч. 3 ст. 179 Жилищного кодекса РФ использование указанных средств на иные цели, в том числе оплату комиссии по приему платежей, административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается. В субсидии, предоставляемой учредителем Фонду в виде имущественного взноса для достижения целей деятельности, предусмотренных Уставом так же не предусмотрены затраты на возмещение комиссии банков и почты. Таким образом, согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации в величину минимального взноса на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, установленного постановлением Правительства Тверской области, не входят расходы на возмещение услуг кредитных организаций и платежных агентов за осуществление приема платежей от граждан, услуги по приему платежей оплачиваются плательщиком дополнительно. Необходимо отметить, что при оплате других квитанций, например, за содержание помещений, холодную воду и другие услуги, собственники помещений в многоквартирных домах оплачивают и комиссию за прием платежа, которая уже включена в тариф. Одновременно сообщили, что с целью снятия социальной напряженности населения по осуществлению оплаты взносов на капитальный ремонт без взимания комиссии с плательщиков между Фондом и ООО «ЕРКЦ» заключен договор № 05-У/18 от 26 января 2018 года об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. В рамках заключенного договора ООО ЕРКЦ» проводит активную работу по интеграции в единую платежную сервисную систему территорий муниципальных образований Тверской области и открытию участков ООО «ЕРКЦ» путем взаимодействия с администрациями муниципальных образований и расчётными центрами. В связи с чем, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица Правительства Тверской области Травкина О.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Так, согласно представленного отзыва, в соответствии с ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений. В плату за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, для собственника помещения в многоквартирном доме входит, в том числе, плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (пункт 2 части 1, пункт 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации). С 26 декабря 2012 года вступили в действие изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 25 декабря 2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Названным законом, помимо прочего, в Жилищный кодекс внесен раздел IX. «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», а также введено понятие «Региональный оператор» (статья 170 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью 3 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Пунктом 8.3 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: 1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; 2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; 3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; 4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; 5 Останавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам. Перечень услуг и(или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации). Аналогичные положения организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки содержаться в законе Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области». В целях реализации на территории Тверской области части 2 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Тверской области № 43-30 от 28 июня 2013 года Тверской областью создается региональный оператор в организационно-правовой форме фонда. Имущество регионального оператора формируется за счет взносов учредителя, платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, и других не запрещенных законом источников (статья 8 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО). Целью деятельности регионального оператора является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования (часть 1 статьи 9 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО) Региональный оператор ведет отдельно в отношении каждого собственника помещений в многоквартирном доме учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, выступает техническим заказчиком работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора. Во исполнение вышеназванных норм права распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013 года № 306-рп «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области» была создана некоммерческая организация в форме фонда «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области», основной целью деятельности которой была определено осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования, то есть были возложены полномочия регионального оператора, предусмотренные Законом Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО. В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Законом о некоммерческих организациях предусмотрены следующие формы некоммерческих организаций: общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, ассоциации (союз), фонды, казачье общество, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации и другие. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом о некоммерческих организациях, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тверской области и Уставом. Согласно пункту 1.1 Устава Фонд создан в целях осуществления деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тверской области. В силу пунктов 1.7, 1.10 Устава, Фонд с момента регистрации приобретает права юридического лица, имеет самостоятельный баланс и может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, в интересах достижения уставных целей совершать сделки. Пунктом 2.1 Устава предусмотрено, что основной целью деятельности Фонда является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования. В соответствии с пунктом 2.2 Устава в функции Фонда входит, в том числе аккумулирование взносов на капитальный ремонт. Согласно пункту 7.1 Устава имущество Фонда формируется на основе взносов Учредителя, платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда и других, не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. При этом, в силу пункта 7.10 Устава, средства, полученные Фондом от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, не допускается. Следовательно, Фонд не вправе использовать денежные средства, полученные от собственников жилых помещений в многоквартирных домов в качестве взносов на капитальный ремонт, на оплату услуг платежных агентов. Вместе с тем, в соответствии с п. 15 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. В силу п. 1 ч. 2 ст. 181 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со ст. 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право регионального оператора взимать взносы на капитальный ремонт самостоятельно либо осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений при участии платежных агентов. Учитывая вышеизложенное, правовые основания для удовлетворения исковых требований прокурора отсутствуют.

Представитель третьего лица Министерство финансов Тверской области Носков Д.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку удовлетворение заявленные требований может привести к увеличению расходов бюджета.

Представитель третьего лица ООО «Единый расчетный кассовый центр» Самодурова А.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Согласно представленного отзыва, с 26 декабря 2012 года Федеральным законом от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ внесены изменения в Жилищный Кодекс РФ, в частности введен раздел IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», а также введено понятие «Региональный оператор». 27 июня 2013 года Законодательным собранием Тверской области принят Закон № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области». Согласно ст. 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. ООО «ЕРКЦ» производит начисление взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах населению Тверской области на основании агентского договора, заключенного в июне 2017 года с Фондом. В соответствии со статьей 155 ЖК РФ, наймодатель жилого помещение, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов. ООО «ЕРКЦ» совместно с Фондом заключены договоры о приеме (переводе) взносов на капитальный ремонт от собственников помещений с Тверским отделением ПАО Сбербанк и Тверским Филиалом ФГУП «Почта России». При этом комиссия, взимаемая данными учреждениями при приеме (переводе) взносов на капитальный ремонт, оплачивается собственниками помещений самостоятельно. В соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика. ПАО Сбербанк или иной Банк осуществляет перевод денежных средств в пользу третьих лиц (поставщика или исполнителя услуг), оказывает плательщику самостоятельную услугу по переводу платежа, поэтому с плательщика взимается комиссия, размер которой определяется самим Банком. Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение. Таким образом, ФГУП «Почта России» (платежный агент) при приеме платежей физических лиц оказывают самостоятельную услугу за перевод денежных средств, за что также вправе взимать свою комиссию. Согласно п. 3 ст. 179 ЖК РФ средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается. По поручению Губернатора Тверской области И.М. Рудени ООО «ЕРКЦ» реализует выполнение утвержденной программы по организации единой платежной системы на территории Тверской области на базе программного обеспечения ООО «ЕРКЦ». Единственным участником ООО «ЕРКЦ» является Тверская область в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области. Координацию деятельности ООО «ЕРКЦ» осуществляет Министерство по обеспечению контрольных функций Тверской области в соответствии с Постановлением Правительства Тверской области от 21 ноября 2013 года № 583-пп. Во многих населенных пунктах Тверской области уже открыты и осуществляют свою деятельность обособленные подразделения ООО «ЕРКЦ», на базе которых открыты собственные пункты приема платежей населения, без взимания с них дополнительной комиссии, в том числе принимаются без комиссии платежи собственников помещений по оплате взносов на капитальный ремонт. С Администрацией г. Калязин и Калязинского района ведутся достаточно длительные переговоры по открытию обособленного подразделения на территории г. Калязин. Условие для открытия обособленного подразделения - сто-процентное участие всех поставщиков жилищно-коммунального хозяйства, которые на сегодняшний момент пока еще не готовы к сотрудничеству с ООО «ЕРКЦ». Вместе с тем ориентировочное открытие обособленного подразделения ООО «ЕРКЦ» в г. Калязин запланировано на февраль-март 2019 года, которое позволит принимать платежи собственников помещений, проживающих в многоквартирных домах г. Калязин и Калязинского района без взимании с них комиссии, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении требований.

Представитель третьего лица Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал в связи с участием представителя Министерства в другом судебном заседании, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, однако, представил суду отзыв на исковое заявление. Так, согласно представленного отзыва, распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013 года № 306-рп «О создании некоммерческой организации - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области» - создан Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области. С целью формирования фондов капитального ремонта заключены договоры информативного обмена и приема взносов за капитальный ремонт между Фондом и кредитными организациями, а также Почтой России, согласно которым комиссия за оказание услуг по приему платежей взимается с плательщика по тарифам, установленным локальными нормативными актами указанных организаций. Вместе с тем, согласно статье 179 Жилищного кодекса Российской Федерации денежные средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату комиссии по приему платежей, административно-хозяйственных расходов регионального оператора не допускается. Фонд является некоммерческой организацией и финансируется из бюджета Тверской области. В субсидии, предоставляемой учредителем Фонду в виде имущественного взноса для достижения уставных целей деятельности, не предусмотрены затраты на возмещение комиссии банков и почты, а также расходы на содержание пунктов приема платежей. Следовательно, Фонд осуществляет деятельность по аккумулированию денежных средств и их распределению на уставные цели и не является «продавцом» предоставляемых услуг. Одновременно отметил, что Фонд, в соответствии со ст. 178 ЖК РФ не вправе создавать филиалы и открывать представительства, а также создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций. Таким образом, законодательством установлен прямой запрет на создание фондами филиалов и открытие представительств, в том числе для обеспечения граждан правом внесения наличных денежных средств в кассы фонда. Вместе с тем, в настоящее время Фондом проводится работа по созданию Единого расчетно-кассового центра в г. Калягине и Калязинском районе, в структуре которого возможно открытие пункта приема платежей от населения, без взимания дополнительной комиссии. На основании изложенного, Министерство полагает, что требования истца не подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении деда в его отсутствии, однако, представил суду отзыв на исковое заявление. Согласно представленного отзыва, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области не осуществляет коммерческую деятельность, и финансирование деятельности Фонда осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области, в связи с чем, организация Фондом сбора денежных средств собственными силами повлечет за собой дополнительное расходование средств областного бюджета Тверской области.

Представитель Администрации Калязинского района Тверской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, однако, представил суду отзыв на исковое заявление. Согласно представленного отзыва, положениями ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос за капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Согласно частям 2, 7 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса. В соответствии с п. 63 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов» плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Согласно пункту 65 Постановления Правительства РФ № 354 потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами; осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов. Таким образом, гражданам (потребителям коммунальных услуг) предоставлено право выбора способа оплаты оказанных услуг. В силу положений статьи 3 Федерального закона от 03 июня 2009 года № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком; платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком. Частью 1 ст. 861 ГК РФ установлено, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке. Таким образом, вопреки названных норм закона, ответчиком допущены нарушения прав граждан в части необеспечения возможности оплаты по исполнению денежных обязательств в понимании вышеуказанных норм. В связи с чем, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель Администрации городского поселения города Калязин в лице председателя ликвидационной комиссии Кохан Г.Е., извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, отзыв на исковое заявление суду не представил.

В связи с изложенным, учитывая мнение участников процесса, а так же положения статьи 167 ГПК РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из положений ст. 3 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте части 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Взнос на капитальный ремонт в силу п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В силу ч. 1 ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

С 26 декабря 2012 года вступили в действие изменения в Жилищный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

В Жилищный кодекс РФ внесен раздел IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», а также введено понятие региональный оператор».

В соответствии с изменениями федерального законодательства, Законодательным Собранием Тверской области 27 июня 2013 года принят Закон Тверской области № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» (далее - Закон Тверской области №43-30).

Таким образом, в связи с нововведениями в федеральное и областное законодательство, в Тверской области был создан региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (далее-Фонд). Учредителем Фонда является субъект РФ – Тверская область в лице Министерства имущественных и земельных отношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ и ч. 1 ст. 5 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 169 Жилищного кодекса РФ, а именно:

- признание МКД в установленном Правительством РФ порядке аварийным и подлежащим сносу;

- принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен МКД.

При этом в соответствии с ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ и ч. 2 ст. 5 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД по истечении шести календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа по проведению капитального ремонта, в которую включен МКД.

В соответствии с ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в МКД, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, образуют фонд капитального ремонта.

Постановлениями Правительства Тверской области от 15 октября 2013 года № 490-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 год», от 29 июля 2014 года № 374-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 15 год» (в ред. постановления Правительства Тверской области от 23 сентября 2014 года № 479- пп), от 17 ноября 2015 года № 541-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2016 год», от 19 августа 2016 года № 273-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2017 год», 12 октября 2017 года №321-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2018 год»» установлены следующие минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД:

- МКД, оснащенные лифтовым оборудованием - 7,70 руб. на 1 м2 общей площади помещения;

- МКД, не оснащенные лифтовым оборудованием и имеющие два и более видов благоустройства - 5,60 руб. на 1 м2 общей площади помещения;

- МКД неблагоустроенные, МКД с одним видом благоустройства либо двумя видами устройства, одним из которых является газоснабжение - 4,40 руб. на 1 м2 общей площади помещения.

В целях обеспечения поступления средств граждан в счет уплаты взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов Фондом заключен ряд договоров с платежными агентами, в частности заключен договор с ФГУП «Почта России», ОАО «Сбербанк России».

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ).

Таким образом, на граждан законом возложена обязанность по оплате средств на капитальный ремонт исходя из минимального установленного размера взноса, однако, действующее законодательство не обязывает их оплачивать комиссию за перечисление денежных средств.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 362-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Болгова Игоря Петровича на нарушение его конституционных прав частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 4 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», норма Жилищного кодекса РФ закрепляющая право получателей платы за жилое помещение и коммунальные услуги осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений при участии платежных агентов и банковских платежных агентов, не может расцениваться как нарушающая конституционные права, так как она не препятствует внесению плательщиками платы за жилое помещение и коммунальные услуги непосредственно их получателям.

Таким образом, осуществление расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений при участии платежных агентов и банковских платежных агентов является правом, а не обязанностью получателей платы за жилое помещение. Данное право предусмотрено законодателем в целях удобства повышения удобства процедуры совершения платежей как для получателей платы за жилое помещение так и для плательщиков.

Поскольку закон не обязывает плательщиков оплачивать комиссию за перечисление денежных средств, у них должна существовать возможность внесения платы за жилое помещение без уплаты комиссии.

В судебном заседании установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что в г. Калязине и Калязинском районе Тверской области возможность внесения взноса в фонд капитального ремонта без уплаты комиссии в настоящее время отсутствует, что понуждает граждан соглашаться на заключение договора с платежным агентом и оплачивать его услуги.

Статья 1 Гражданского кодекса РФ раскрывая основные начала гражданского законодательства, закрепляет основополагающие принципы, заключающиеся в признании равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности, свободе договора.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Жилищное законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданами прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ).

Однако граждане, обремененные обязанностью ежемесячно вносить средства на капитальный ремонт многоквартирных домов, вынуждены для ее исполнения под угрозой штрафных санкций соглашаться на условия, диктуемые платежными агентами, уплачивая им проценты за услуги по приему денежных средств, не имея возможности выбора иного способа оплаты без несения дополнительных расходов. Следствием данной ситуации становится массовое нарушение прав граждан на всей территории г. Калязина и Калязинского района Тверской области, выражающееся в невозможности действовать свободно и в соответствии со своим волеизъявлением при внесении взносов в Фонд.

Указанное свидетельствует о том, что Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, на которое возложены функции и полномочия учредителя фонда капитального ремонта многоквартирных домов, Правительством Тверской области, которое разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и экологии, Министерство строительства и жилищно – коммунального хозяйства Тверской области, являющегося исполнительным органом государственной власти Тверской области, определяющим перспективные направления развития в области жилищных отношений и содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющим методическое обеспечение реализации Закона Тверской области от 27 июня 2013 года № 843-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области», не созданы условия для беспрепятственного исполнения гражданами обязанностей по внесению взносов на капитальный ремонт.

В судебном заседании также установлено и подтверждено материалами дела, что несмотря на длительное время, прошедшее с момента создания Фонда (30 сентября 2013 года) и возникновения у граждан обязанности по внесению взносов, мер к устранению нарушений прав граждан не принято, что свидетельствует о незаконном бездействии уполномоченных органов.

С учетом возможности различных вариантов обеспечения условий для внесения собственниками жилых помещений, расположенных на территории Тверской области, взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов без уплаты комиссионных сборов, прокурор в вправе требовать от ответчика определенного действия, что не исключает возможность исполнения решения суда, так как исполнение решения определяется фактом достижения результата, а именно возможностью для граждан вносить данные платежи без комиссии.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Калязинского района Тверской области к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о возложении обязанности обеспечить условия для внесения собственниками помещений в многоквартирных домах взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах без уплаты комиссионных сборов – удовлетворить.

Возложить на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанность обеспечить условия для внесения собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Калязинского района Тверской области, взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах без уплаты комиссионных сборов.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери.

Решение составлено в окончательной форме 24 декабря 2018 года.

Председательствующий                                                            И.Ю. Райская

2-2147/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Калязинского района
Ответчики
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области
Другие
Министерство финансов Тверской области
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
Правительство Тверской области
Общество с ограниченной ответственностью "Единый расчетный кассовый центр"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ Г.КАЛЯЗИН Председатель ликвидационной комиссии
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области
Администрация Калязинского района
Суд
Центральный районный суд г. Тверь
Судья
Райская Ирина Юрьевна
Дело на сайте суда
centralny.twr.sudrf.ru
24.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2018Передача материалов судье
27.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2018Судебное заседание
11.10.2018Судебное заседание
30.10.2018Судебное заседание
14.11.2018Судебное заседание
29.11.2018Судебное заседание
17.12.2018Судебное заседание
24.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее