Судья Колбаева Ф.А. № 2а-1620/2020
№33а-1201/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 28 апреля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Хаировой Д.Р.,
судей областного суда Сорокиной О.А., Берстневой Н.Н.,
при помощнике Тутариновой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р. дело по апелляционной жалобе управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» на решение Советского районного суда г. Астрахани от 23 октября 2020 года по административному исковому заявлению Шабаняна Р.К. к Управлению по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании распоряжения от 25 ноября 2019 года № 04-01-2994 об отказе в выдаче акта приемочной комиссии о переводе жилого помещения в нежилое незаконным и обязании перевести жилое помещение в нежилое,
УСТАНОВИЛА:
Шабанян Р.К. обратился в суд с административным исковым заявлением к управлению по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании распоряжения от 25 ноября 2019 года № 04-01-2994 об отказе в выдаче акта приемочной комиссии о переводе жилого помещения в нежилое незаконным и обязании перевести жилое помещение в нежилое помещение.
В обоснование своих требований указал, что ему на праве собственности принадлежит жилое помещение, общей площадью 529,5 кв.м., и земельный участок, площадью 503 кв.м., расположенные по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. Трофимова, 147. Административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о переводе данного жилого помещения в нежилое, приложив необходимый перечень документов. Распоряжением управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» было разрешено перевести указанное жилое помещение в нежилое с последующим проведением работ по переустройству и перепланировке, согласована проектная документация, в соответствии с которой были выполнены работы по переустройству и перепланировке. По окончании работ административный истец 29 октября 2019 года обратился в Управление с заявлением о выдаче акта приемочной комиссии, однако распоряжением от 25 ноября 2019 года в выдаче акта было отказано по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно, несоблюдение предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Считает данный отказ незаконным, так как выполненные работы проведены в соответствии с утвержденной в установленном законом порядке проектной документацией, технические решения, принятые в проекте, соответствуют требованиям строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта.
В судебное заседание административный истец Шабанян Р.К. не явился, извещен надлежащим образом, его представитель Алмаев А.И. исковые требования поддержал и просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» Антонова О.А. иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 23 октября 2020 года исковые требования Шабаняна Р.К. удовлетворены. Суд признал распоряжение управлению по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 25 ноября 2019 года № 04-01-2994 об отказе в выдаче акта приемочной комиссии о переводе жилого помещения в нежилое незаконным, на управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» возложена обязанность перевести жилое помещение, расположенное по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. Трофимова д.147 в нежилое.
В апелляционной жалобе управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что в соответствии с оспариваемым распоряжением административному истцу необходимо произвести работы в соответствии с проектом перепланировки и переустройства жилого помещения для перевода в нежилое – гараж для обслуживания и уборочной и аварийное техники, магазин по адресу: г. Астрахань, ул. Трофимова, 147, разработанным МБУ г.Астрахани «Архитектура». Однако работы были выполнены с отклонением от проектной документации, что является предусмотренным законом основанием для отказа в выдаче акта о переводе жилого помещения в нежилое.
Административный истец Шабанян Р.К. на заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом.
С учетом положений статей 10, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, объяснения представителя административного ответчика Нуруллаева Р.Р., поддержавшего доводы жалобы, представителя административного истца по доверенности Алмаева А.И., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя административные исковые требования, районный суд указал, что в соответствии с заключением строительно-технической экспертизой, проведенной в рамках рассмотрения дела в районном суде, выполненные работы по перепланировке и переустройству жилого здания по ул. Трофимова, 147 для перевода в нежилое, соответствует проектной документации, согласованной с Управлением. Учитывая данное заключение, суд пришел к убеждению, что перевод жилого помещения в нежилое возможен, а доводы административного ответчика о несоответствии проведенных работ проектной документации, являются несостоятельными.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения незаконным необходимо установление одновременно двух условий: противоправности этого решения и факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.
Между тем, в данном случае таких обстоятельств не установлено.
Частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что перевод жилого помещения в нежилое допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса.
Порядок производства перепланировки и (или) переустройства жилого помещения, получения разрешения на производство указанного вида работ установлен статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (часть 1). Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки заявитель представляет в указанный орган наряду с иными документами подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (часть 2). Завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ при переводе жилого помещения в нежилое помещение подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений; такой акт подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения (часть 9).
Основания для отказа в переводе жилого помещения в нежилое указаны в статье 24 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 данного Кодекса условий перевода помещения (пункт 3); несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (пункт 4).
Согласно административному регламенту администрации муниципального образования «Город Астрахань» по предоставлению муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 10 августа 2015 года № 5174, муниципальная услуга предоставляется управлением по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Астрахань" (пункт 2.2.1). Результатом предоставления муниципальной услуги является: выдача (направление) уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение (далее - уведомление о переводе (отказе в переводе) помещения; выдача (направление) акта приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки переведенного помещения и (или) иных работ (далее - акт) либо отказа в выдаче акта приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки помещения и (или) иных работ (далее - отказ в выдаче акта в виде распоряжения Управления) (в случае если для использования помещения в качестве жилого или нежилого требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ) (пункт 2.3). Срок осуществления административной процедуры при выдаче акта либо отказа в выдаче акта составляет 30 календарных дней (пункт 2.4.2).
В соответствии с пунктом 2.8.3 административного регламента основаниями для отказа в выдаче акта являются:
- несоответствие выполненных переустройства и (или) перепланировки переведенного помещения проекту переустройства и (или) перепланировки помещения (в том числе архитектурному решению фасада, согласованному Управлением), на основании которого, в числе прочего, принято решение о переводе помещения;
- непредставление сведений о внесении изменений в учетно-техническую документацию на переведенный объект;
- отсутствие сведений о присвоении адреса переведенному объекту;
- представление документов в ненадлежащий орган;
- не организован доступ заявителем в переведенное помещение.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Шабаняну Р.К. на праве собственности принадлежит жилое помещение, общей площадью 529,5 кв.м., и земельный участок, площадью 503 кв.м., расположенные по адресу<адрес>
19 ноября 2018 года Шабанян Р.К. обратился с заявлением о переводе вышеуказанного жилого помещения в нежилое помещение.
Распоряжением управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 12 декабря 2018 года №04-01-2442 заявителю выдано разрешение на перевод жилого помещения №147, кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>, с проведением работ в соответствии с проектом «Проект перепланировки и переустройства жилого здания для перевода и нежилое-гараж для обслуживания уборочной и аварийной техники, магазин по адресу: <адрес>», разработанным МБУ г.Астрахани «Архитектура».
Согласно пункту 2.2 вышеуказанного распоряжения после завершения работ по перепланировке и переустройству необходимо предъявить законченный объект приемочной комиссии, сформированной управлением по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань».
29 октября 2019 года административный истец обратился в управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Астрахань" с заявлением о выдаче акта приемочной комиссии о завершении переустройства и перепланировки жилого помещения.
Распоряжением управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 25 ноября 2019 года №0401-2994 отказано в выдаче акта приемочной комиссии о завершении переустройства и перепланировки переведенного в нежилое жилого помещения № по <адрес>, в связи с несоответствием выполненных работ проектной документации «Проект перепланировки и переустройства жилого здания для перевода и нежилое», согласованной с управлением по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Астрахань".
При обследовании объекта специалистами управления архитектуры установлено, что не осуществлены мероприятия по доступу в помещение второго этажа маломобильных групп населения, что предусмотрено пунктом 5 Проекта перепланировки; расстановка санитарно-технического оборудования в комнатах 5 и 7 выполнены не по проекту; между комнатами 4 и 2 в перегородке установлена дверь что не предусмотрено проектом; фактическое использование переведенного помещения не соответствует разрешенному виду использования земельного участка. Кроме того, к заявленному на перевод помещению примыкает кирпичная постройка, е предусмотренная проектом и технической документацией.
Разрешая заявленные административные исковые требования и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судебная коллегия исходит из того, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством, при этом отсутствуют документы, подтверждающие соответствие на период обследования приемочной комиссией переводимого помещения требованиям, предъявляемым к нежилым помещениям, что является препятствием для перевода спорного жилого помещения в нежилое помещение, установленных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2.8.3 административного регламента администрации муниципального образования «Город Астрахань» по предоставлению муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 10 августа 2015 № 5174.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ в выдаче акта приемочной комиссии является законным.
Заключение строительно-технической экспертизы № 12 от 01 октября 2020 года не является основанием для признания оспариваемого распоряжения незаконным, поскольку данная экспертиза проведена после обращения административного истца в суд. Однако в ходе предоставления муниципальной услуги по выдаче акта приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки переведенного помещения и (или) иных работ, Управлением установлено, что административным истцом осуществлены строительные работы с целью перевода жилого помещения в нежилое, которые не соответствуют проекту переустройства и (или) перепланировки помещения.
Таким образом, материалами административного дела не подтверждено наличие одновременно двух условий: незаконности принятого административным органом решения и реального нарушения при этом прав заявителя, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемого распоряжения незаконным, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем административные исковые требования Шабаняна Р.К. удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного оспариваемый отказ управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Астрахань" в выдаче акта приемочной комиссии о завершении переустройства и перепланировки переведенного в нежилое жилого помещения соответствует законодательству и не нарушает права административного истца, в связи с чем, такие доводы апелляционной жалобы ответчика являются обоснованными, а решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 23 октября 2020 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Шабаняна Р.К. к управлению по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании распоряжения от 25 ноября 2019 года № 04-01-2994 об отказе в выдаче акта приемочной комиссии о переводе жилого помещения в нежилое отказать.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: Хаирова Д.Р.
Судьи областного суда: Сорокина О.А.
Берстнева Н.Н.