Дело № 33-2150/2024
Судья: Бабкина Н.В. (дело № 2-557/2024,
УИД 68RS0002-01-2023-003071-56)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
1 июля 2024 года г.Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,
судей Емельяновой Н.В., Дробышевой Т.В.,
при секретаре Татарцевой Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района г.Тамбова, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО13, к Министерству здравоохранения Тамбовской области о взыскании денежных средств, израсходованных на приобретение лекарственного препарата,
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 5 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Дробышевой Т.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Заместитель прокурора Октябрьского района г.Тамбова обратился в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетней ФИО13. к Министерству здравоохранения Тамбовской области с требованием о взыскании денежных средств, израсходованных на приобретение лекарственного препарата.
В обоснование иска указал, что в ходе осуществления надзорных мероприятий установлен факт необеспечения несовершеннолетней ФИО13., *** г.р., необходимым лекарственным препаратом. Проверкой установлено, что ребенок-инвалид ФИО13. имеет диагноз «***». В соответствии с заседанием подкомиссии ВК от *** (решение №***) ТОГБУЗ «***» специалистами научно- практического центра *** ФИО13. по жизненным показаниям назначен лекарственный препарат «***» по *** мг *** раза в день, длительно. Потребность на *** месяц - 1 стандарт, на 12 месяцев - 12 стандартов по *** мг №***. Препарат не подлежит замене по решению врачебной комиссии учреждения по рациональному назначению лекарственных препаратов. На 2022г. ТОГБУЗ «***» подана заявка о потребности в нуждаемости в препарате «***» в количестве *** стандартов.
30.11.2022 ТОГБУЗ «***» в Министерство здравоохранения Тамбовской области подана заявка на обеспечение ФИО13. за счет средств федерального бюджета на 2023 год лекарственным препаратом «***» *** мг №***. Потребность на *** мес. - 1 стандарт, на 12 мес. - 12 стандартов по *** мг. №***.
Согласно объяснению законного представителя ФИО13. – ФИО20. от *** г. в соответствии с медицинскими документами ее дочь нуждается с 2019 года в льготном обеспечении препаратами - «***» *** мг. №*** и *** *** мг №***. «***» она приобретает самостоятельно, так как в лечебном учреждении (ТОГБУЗ «***») ей поясняют, что закупочных процедур препарата «***» не осуществляется. Необходимое лекарство она приобретает в интернет-аптеках, переводя денежные средства на карту своей матери ФИО21., которая впоследствии оплачивает покупку. Препарат «***» назначен ребенку по жизненным показаниям и замене на аналоги не подлежит. В случае нарушения прав ее ребенка-инвалида просит прокуратуру района защитить ее права, в том числе, в судебном органе. Изучение распечаток заказов, выписок счетов из кредитной организации показало, что на обеспечение ребенка-инвалида жизненно необходимым лекарственным препаратом ФИО20. израсходовано 8756,40 руб.
Согласно данным журнала обеспечения льготника ФИО13. в 2022г. и истекшем периоде 2023 года препарат «***» ребенку-инвалиду не выдавался.
Просит взыскать с Министерства здравоохранения Тамбовской области в пользу законного представителя ребенка-инвалида ФИО13., *** г.р., ФИО20., денежные средства в размере 8756,40 руб., израсходованные на приобретение лекарственного препарата «***», рекомендованного НПЦ Детской ***.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения РФ, Новикова Т.В., ТОГБУЗ «Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки г.Тамбова», ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница».
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 5 марта 2024 г., исковые требования заместителя прокурора Октябрьского района г.Тамбова, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО13, удовлетворены частично.
С Министерства здравоохранения Тамбовской области в пользу законного представителя ребенка-инвалида ***., *** г.р., - ФИО20., взысканы денежные средства в размере 8755,60 руб., израсходованные на приобретение лекарственного препарата «***», рекомендованного НПЦ Детской ***.
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Октябрьского района г.Тамбова в большем объеме отказано.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Тамбовской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов жалобы представитель Министерства, по доверенности Мамонтова Л.В., указала, что в соответствии с решением подкомиссии ВК ТОГБУЗ «***» от 17.10.2019 №*** специалистами медицинского центра ФИО13. назначен лекарственный препарат «***» по *** мг *** раза в день. Препарат не подлежит замене по решению врачебной комиссии учреждения по рациональному назначению лекарственных препаратов.
В соответствии с заявками медицинского учреждения указано на необходимость приобретения в 2022-2023 г.г для ребенка-инвалида ФИО13. лекарственного препарата «***» *** мг №***. В связи с чем, Министерством размещались заявки на поставку лекарственного препарата «***» в автоматизированной системе управления государственными и муниципальными закупками «***» 21.01.2022, 24.06.2022, 08.02.2023 и 15.05.2023 однако закупка не состоялась.
Закупка лекарственных препаратов осуществляется Министерством в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Каким-либо иным способом осуществить закупку в соответствии с действующим законодательством РФ не представляется возможным.
Вместе с тем в соответствии с решением подкомиссии ВК медицинского учреждения №*** от 11.11.2021 ФИО13. выписан, в том числе лекарственный препарат «***» *** мг №*** *** стандартов. Согласно данных лицевого счета, рецепт на получение спорного лекарственного препарата оформлен и обслужен 11.11.2021 в количестве *** упаковок (таблетки *** шт. в упаковке), 10.06.2021 лекарственный препарат получен в количестве *** упаковки (таблетки *** шт. в упаковке).
Общее количество полученных таблеток в период с 10.06.2021 по 11.11.2021 составляет *** штук.
Исходя из дозировки применения лекарственного препарата, в день принимается *** таблетка, следовательно, в период с 10.06.2021 по 31.12.2023 г. необходимо было принять *** таблеток.
В связи с тем, что согласно данным лицевого счета для применения ФИО13. выписано и отпущено *** таблеток лекарственного препарата «***», следовательно, фактически в период 2022-2023 г.г. она была обеспечена спорным лекарственным препаратом.
Кроме того, автор жалобы отмечает, что первоначально в 2022 году покупка лекарственного препарата «***» *** мг №*** осуществлена 09.05.2022 г. в количестве *** упаковок, что согласно дозировке *** мг *** раза в день) рассчитано примерно на *** месяца. Следовательно, для дальнейшей терапии необходимо было осуществить приобретение примерно до 09.07.2022 г. Однако следующее приобретение состоялось лишь 24.12.2022. В указанный день приобретено *** упаковки лекарственного препарата «***», что согласно дозировки рассчитано примерно на 4 месяца (до 20.04.2023), следовательно, до конца года необходимо было приобрести *** упаковок лекарственного препарата. Однако, согласно представленным доказательствам в 2023 году приобретено *** упаковок, денежные средства за которые, согласно решения Ленинского районного суда г.Тамбова от *** подлежат возмещению. Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Представители третьих лиц, Минздрава России, ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г.Тамбова», законный представитель ФИО13. – ФИО20., третье лицо Новикова Т.В., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились; об уважительных причинах неявки в суд не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика, по доверенности Мамонтову Л.В., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя истца помощника прокурора Матвейчук А.В., представителя третьего лица ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница» Труфанову Е.В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ), основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на судебную защиту.
В соответствии с данным конституционным положением статья 3 ГПК РФ предусматривает право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
Также в соответствии с тем же постановлением лицам, которым установлен диагноз "эпилепсия", все лекарственные средства для лечения указанного заболевания предоставляются бесплатно.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно пункту 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Согласно положениям статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Положением о министерстве здравоохранения Тамбовской области, утвержденным постановлением главы Тамбовской области от 26.12.2022 N 75, к функциями данного министерства отнесена, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, а также организация обеспечения лекарственными препаратами лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (п. 3.1.15), осуществление полномочия Российской Федерации, переданного для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п. 3.1.27).
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (часть 2).
Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков, компенсацию морального вреда.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО13., *** г.р., является ребенком-инвалидом, имеет диагноз *** «***» (л.д.13 т.1).
В соответствии с заседанием подкомиссии ВК от *** (решение №12) ТОГБУЗ «***» специалистами НПЦ Детской *** ФИО13 по жизненным показаниям назначен лекарственный препарат «***» по *** мг *** раза в день, длительно. Потребность на *** месяц - *** стандарт, на 12 месяцев - 12 стандартов по *** мг №***. Препарат не подлежит замене по решению врачебной комиссии учреждения по рациональному назначению лекарственных препаратов (л.д. 27 т.2 ).
На 2022 ТОГБУЗ «*** ***» подана заявка о потребности в нуждаемости в препарате «***» в количестве *** стандартов (л.д. 95-96 т.1).
30.11.2022 ТОГБУЗ «***» в Министерство здравоохранения Тамбовской области подана заявка на обеспечение ФИО13. за счет средств федерального бюджета на 2023 год лекарственным препаратом «***» *** мг №***. Потребность на *** мес. - *** стандарт, на 12 мес. - 12 стандартов по *** мг. №*** (л.д. 97 т.1).
Из пояснений законного представителя ФИО13. - ФИО20. следует, что в соответствии с медицинскими документами ее дочь нуждается с 2019 года в льготном обеспечении препаратами - «***» *** мг. №*** и *** *** мг №*** Потребность на 2023 год - «***» - 12 стандартов по 50 мг. №***, *** - 12 стандартов по *** №***. «***» она приобретает самостоятельно, так как в лечебном учреждении (ТОГБУЗ «***») ей поясняют, что закупочных процедур препарата «***» не осуществляется. Необходимое лекарство она приобретает в интернет-аптеках, переводя денежные средства на карту своей матери ФИО21, *** г.р., которая впоследствии оплачивает покупку. Препарат «***» назначен ребенку по жизненным показаниям и замене на аналоги не подлежит (л.д. 30 т.1).
В своем объяснении бабушка ФИО13. - ФИО21 указанные обстоятельства подтверждает (л.д. 29 т.1).
Письмом ООО «***» №*** от ***. сообщена информация о прекращении поставок на территорию РФ в 2022 году «***», капсулы *** мг. и *** мг. (флакон) №*** (л.д. 145).
Согласно письму ООО «***» №*** от *** в конце 2021 года Компанией было принято решение о прекращении поставок «*** капсулы *** мг и *** мг» и соответствующим образом проинформирован Росздравнадзор.
Однако позднее было принято решение о продолжении поставок, в настоящее время поставки лекарственного препарата «***, *** мг, ***» проводятся на регулярной основе: ближайшие поставки ожидаются в конце января 2023 года.
Отсутствие поставок «***, *** мг, ***» (далее - Препарат) в настоящее время связано с иными причинами. Компания ориентировочно рассчитывает начать отгрузки Препарата клиентам Компании в конце второго квартала 2023 года.
Также информируют о прекращении производства и поставок на территорию РФ с 2024 года лекарственных препаратов «***, *** мг, ***» и «***, *** мг, ***».
Данное решение вызвано наличием различных альтернативных вариантов терапии и не связано с проблемами качества, эффективности и безопасности (л.д. 146-147 т.1).
Из сведений, представленных ответчиком следует, что ФИО13. была обеспечена лекарственным препаратом 11.11.2021 г. в количестве *** штук, капсулы *** мг. №*** (л.д.182 т.1). Согласно данным журнала обеспечения льготника ФИО13. в 2022 и истекшем периоде 2023 года препарат «***» ребенку не выдавался (л.д. 23-24, 25-26 т.1).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494, обоснованно констатировал, что ФИО13., *** г.р., как ребенок-инвалид, имеет право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «***», назначенным ей врачебной комиссией ТОГБУЗ «***» в установленном порядке по жизненным показаниям, замене не подлежащему, установив при этом, что несовершеннолетняя в 2022 – 2023 г. не была обеспечена препаратом «***», пришел к обоснованному выводу о возмещения законному представителю расходов на приобретение лекарственного препарата в сумме 8755, 60 руб.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции верными, поскольку материалами дела подтверждается, что ФИО13 не была своевременно обеспечена лекарственным препаратом « *** и данное обстоятельство привело к необходимости приобретения ФИО20., действующей в её интересах, лекарственного препарата самостоятельно и оплате стоимости этого лекарственного препарата за счет средств семьи, в связи с чем, потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого нарушено.
Указанный препарат назначен пациенту по жизненным показаниям, и необеспечение ребенка назначенным ему лекарственным препаратом свидетельствует о лишении его возможности использовать предоставленное ему Федеральным законом "О государственной социальной помощи" право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами.
Возникшие в настоящее время препятствия в закупке указанного лекарственного средства, не могут повлечь за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, доводами жалобы не опровергаются.
Доводы апелляционной жалобы о том, что несовершеннолетняя ФИО13., которой лекарственный препарат «***» был выдан на основании рецепта от 11.11.2021 г. в количестве 12 стандартов, была обеспечена препаратом фактически по 31.12.2023 г. исходя из дозировки *** мг *** раза в день, в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашли, поскольку судебной коллегией было установлено, что срок годности указанного лекарственного препарата, которым была обеспечена ФИО13. был до 30.04. 2022 г., в следствии чего, в мае 2022 г. законным представителем ребенка-инвалида за счет собственных денежных средств был приобретен необходимый ребенку лекарственный препарат.
Доводы представителя ответчика о том, что после истечения срока годности лекарства законный представитель ФИО13. должна была обратиться к лечащему врачу, однако сделала это только в сентябре 2022 г., после чего ей 14.09.2022 г. был выдан рецепт на лекарственный препарат с наименованием «***», однако за получением лекарственного препарата законный представитель так не обратилась, суд находит безосновательными, поскольку при переводе ребенка на прием лекарственного препарата « ***» врачом *** у ФИО13. было отмечено появление стойких побочных эффектов ( л.д.130), в связи с чем, врачебной комиссией указано, что препарат «***» замене не подлежит.
Доводы представителя ответчика о том, что законным представителем ребенка-инвалида ФИО20. в 2023 г. приобретено большее количество лекарственного препарата, чем того требовалось согласно назначения врача, суд находит также не обоснованными, поскольку сведений об отмене назначения указанного препарата несовершеннолетней, а также последующем её обеспечении им в 2023 г. материалы дела не содержат.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 5 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Тамбовской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 04.07.2024